Казахские приметы и суеверия

Актуально по теме: "Казахские приметы и суеверия" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Proprimety.ru — все приметы в одном месте

Приметы в Казахстане

На данной странице вы найдете приметы в Казахстане, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Нельзя наступать ногами и на остриженные ногти. Их также закапывают.

Женщинам не рекомендуется ходить ночью за водой, поскольку они могут испугаться чего-либо и впоследствии захворать.

В ночное время суток женщине не следует развешивать выстиранное белье — можно испугаться чего-нибудь и стать душевнобольной.

Стоять подбоченившись (держа руки на поясе) — плохая примета: в такой позе обычно плачут и причитают по своим покойным мужьям вдовы.

Плохая примета: ходить с распущенными волосами — так ведут себя женщины, которых постигло большое горе (обычно вдовы).

Зайдя к кому-нибудь домой в гости и застав хозяев за работой, надо помочь, — иначе сын твой станет горбатым.

Женщине, ожидающей рождения ребенка, не рекомендуется перешагивать через натянутые веревки: согласно поверью во время родов шею ее ребенка может опутать пуповина, и он задохнется.

Беременным нельзя держать в руках пилу, ножницы (острые предметы). По поверью у них могут наступить преждевременные роды.

Женщинам в положении не советуют есть кроличье мясо, так как они «могут родить детей с недостатками (заячья губа)».

Беременным не рекомендуют дегустировать и верблюжье мясо, поскольку «роды могут затянуться, а мать ребенка будет носить его в утробе до 12 месяцев». Если и через указанный срок женщина не разродится, то шею верблюда (бура) обвязывают белой материей, и беременной следует перешагнуть через верблюда.

Чтобы не случилось выкидыша, подол одежды беременной женщины подгибают. Перед лежащей в предродовых схватках женщиной открывают крышки всех сундуков, содержимое которых будет принадлежать только ей. По поверью, тогда и роды пройдут без осложнений и безболезненно.

Недавно родившей женщине не советуют прогонять забежавших в юрту или в дом собак — у новоявленной мамы могут выпасть зубы.

Не бей детей веником — от этого их может настигнуть беда.

Бить детей поварешкой — лишить их достатка в дальнейшем.

Всегда первым здоровайся со взрослыми.

Пришедшим в твой дом гостям надо уступать самое почетное место.

Хорошим примером для ребенка будет совет — почистить пришедшим гостям обувь, а перед их уходом подать ее им.

Неприлично говорить в адрес девочек грубые слова.

Девочкам и мальчикам нельзя пинать друг друга — это показатель невоспитанности.

Детей, переходящих или перебегающих дорогу старшим, вмешивающихся в разговоры взрослых, считают невоспитанными.

Опухающую грудь у кормящих матерей или вымя у домашних дойных животных, по поверью, рекомендуют оглаживать рукавицами, которые использовались при обмывании покойника.

Большой грех — устраивать стирку в святой для мусульман день — пятницу.

Нельзя заниматься стиркой и во время религиозных праздников (айт, курбан-айт и др.) — это считается осквернением святых дней.

Воду после стирки выливают обычно в том месте, где не ходят люди. Наступить на такую воду — значит принести домой беду, ибо «все плохое уходит с грязной водой».

За тысячи лет своей сознательной истории люди придумали себе немало заморочек в виде примет, предсказаний и прочих суеверий. Может быть, в них и случается какой-то глубинный смысл, но чаще всего их можно смело считать пережитком прошлого. Тем более, что нередко одна и та же примета разными народами понимается совершенно по-своему. Однако, путешествуя по свету или встречаясь с гостями из других стран, некоторые приметы стоит знать, чтобы не попасть впросак. А другие помогают понять характер народа.

Если китайцу подарить что-то, связанное с цифрой «4», он может быть сильно расстроен. Эта цифра по произношению близка к слову «смерть» и всё, что с ней связано, китайцев пугает. Зато они очень уважают цифру «8»!

Если к вам в гости приехал японец, не кладите его спать головой на север – плохая примета! И не предлагайте фотографироваться втроём, поскольку центрального героя снимка ждёт большое несчастье. Далее.

13 фактов о числе 13

Военно-морские силы Великобритании однажды произвели корабль под названием «Пятница 13-е» (Friday the 13th). В свое первое плаванье корабль отправился в пятницу 13-го числа. Больше его никто никогда не видел.

Невезучий космический аппарат Apollo 13 был запущен в 13:13 по центральному стандартному времени 11 апреля 1970 года. Сумма цифр даты также дает число 13 (4+1+1+7+0 = 13). Взрыв, повредивший корабль, произошел 13-го апреля (не в пятницу). Впрочем, экипаж смог вернуться на Землю.

Во многих больницах нет 13-й палаты, а во многих высотных зданиях – 13-го этажа. Далее.

Особенности казахских суеверий

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют козмоншак.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык).

Конечно, можно провозгласить себя цивилизованным человеком и не верить суевериям, но вольно или невольно мы подчиняемся этим страхам. Они сидят в подсознании каждого на уровне генетической памяти.

Многие казахские поверья вряд ли применимы к сегодняшней жизни, да и мало кто их помнит. В современном мире некоторые из них практически не востребованы. К примеру, обряд «ак жол» – «светлый путь». Женщина должна была перешагнуть через голову раненого или тяжело больного человека, и если она до этого свято хранила супружескую верность, то он выздоравливал. Вряд ли подобный способ сегодня востребован в нашем обществе, вкусившем запретные плоды цивилизации. Далее.

В чём провинился чёрный кот?

Во всём мире всё большие обороты набирает движение в защиту окружающей среды и животных. Люди требуют введения уголовной ответственности за жестокое обращение с братьями нашими меньшими — чаще всего это касается отношения к лабораторным животным, но в опасности оказались и наши домашние любимицы — кошки. Особенно если они чёрного цвета.

Помощники ведьм

В чём только не обвиняли несчастных мурлык! В первую очередь их образ связывали с нечистой силой, потусторонним миром и ведьмами. Считалось, что если ведьме надо проникнуть в дом или разузнать что-нибудь, то она принимает облик чёрного кота. Неоднократно люди рассказывали, как ранили пробравшуюся к ним в дом чёрную кошку, а утром встречали на улице покалеченную соседку — известную всей округе ведьму.

Читайте так же:  Народные приметы на 16 июня

По другой версии, коты жили у ведьм в услужении и выполняли их различные поручения. В обязанности котам вменялось стеречь дом в отсутствие хозяйки, следить за пленниками, помогать по хозяйству.

Люди же за такую службу нечистой силе жестоко наказывали кошек: обвинение в причастности к делам ведьмы обычно вело к казни — бедное животное сжигали заживо. Особенно много таких процессов проходило в средневековой Европе — в четверг на Масленой неделе и на Пасху. У бессловесных подсудимых не было даже возможности оправдаться и заявить, что они абсолютно не причастны к тёмным человеческим делишкам. Далее.

Морские приметы и суеверия

Согласно статистике, приведенной в британской газете «Обсервер», каждый десятый землянин больше всего на свете боится пятого дня недели – пятницы 13-го (IB: странные люди

). А психотерапевты даже дали этому явлению научное название, обозначенное латинским термином paraskevidekatriaphobics — синдром «параскевидекатриафобии»

Самая известная попытка преодолеть «пятничный» предрассудок принадлежит англичанам. На протяжении столетий он был настолько распространен среди английских моряков, что в XIX веке в Британии специально был построен корабль, чью судьбу крепко привязали именно к пятнице. Ему дали имя «Fr >Далее.

Казахские приметы и поверья на Новый год

Отчего-то именно в Новый год мы начинаем с трепетом относиться к разнообразным приметам и народным поверьям. Может, от того, что где-то в глубине души верим: если сделаем все, как положено, то и наша жизнь целый год будет течь в заданном направлении – к счастью и благополучию. Но как это – как положено? И сегодня мы решили обратиться к исконным казахским народным обычаям.

Как таковой Новый год – Наурыз – у казахов традиционно наступал весной. Однако и календарный Новый год уже давно стал одним из главных и любимых праздников на казахской земле. А уж праздничных обычаев и традиций у казахов было достаточно!

Мы решили рассмотреть некоторые праздничные поверья и приметы, которые издревле соблюдали казахи. И оказалось, что большинство этих поверий и примет, даже в наш век нанотехнологий и компьютеров, выглядят отнюдь не суевериями, но вполне практичными и своевременными примерами этикета, воспитанности и культуры!

Еду готовить – дело ответственное!

Традиционно женщины, занимающиеся приготовлением пищи, обязательно должны покрывать голову платком. Считалось, что в волосах женщины водится нечистый дух, который может заглянуть в пищу.

Не знаем насчет нечистого, но даже чистый волос, попавший в блюдо, вряд ли украсит кушанье.

Гость, зашедший в дом и увидевший хозяина за работой, обязан помочь ему. Считалось, что сидеть гостю без дела при работающем хозяине – значит навлекать на себя недовольство духов.

Ну, в преддверии праздника хлопот хватает до самой последней минуты, и помощь гостей будет совсем не лишней.

Если в ваше блюдо попала соринка, то это к благополучию и прибыли. Все стремится к вам!

Очень даже позитивно: любую, даже мелкую неприятность воспринимать только в положительном смысле.

У казахов очень плохой приметой было оставлять посуду с едой неприкрытой – считалось, что в пищу могут забраться шайтаны. Поэтому всегда следовало пользоваться посудой с крышкой.

Да уж, хоть соринки в блюде и к изобилию, однако злоупотреблять этим не стоит.

Когда гости на пороге

Гостям, заходящим в дом, нельзя наступать на порог – дескать, вытаптывают достаток и благополучие хозяина дома.

Тоже разумно: как правило, обувь с улицы не совсем чистая, и, наступая на порог, гости изрядно натаптывают грязи.

Гость, споткнувшийся о порог хозяйского дома, – к счастью. Специально для споткнувшихся расстилали небольшой коврик.

Когда человек спотыкается, он так или иначе отряхивает обувь от пыли и грязи – тем более если для этого имеется еще и специальный коврик!

Верхнюю одежду следует снимать сначала с левой руки (а надевать – с правой). Считалось, что таким образом злой дух не залезет в одежду.

Очень практичная примета – ведь вы приходите в гости с подарком в руках, и большинству людей, удерживая подарок, действительно удобнее раздеваться с левой руки.

По казахским поверьям, человек, нагрянувший к вам в гости во время трапезы или перед ней, – очень хороший знак. Такой человек и относится к вам хорошо. Его следует потчевать самым лучшим угощением. Тот же, кто опоздал на трапезу, считается не совсем хорошим гостем. Такого можно и без угощения оставить.

Вообще это правило было бы неплохо возродить. А то в последнее время стало модно значительно опаздывать на застолье, заставлять ждать других гостей и хозяев. Как видим, наши предки с такими не церемонились.

Застольный этикет

Плохая примета – пересчитывать гостей за столом по головам.

Да и невежливо это. Гораздо веселее предложить всем гостям самим пересчитаться!

Гость не должен критиковать угощения, которые ему предлагают хозяева. Этим он навлекает недостаток и голод на самого себя.

Без сомнения, слишком придирчивые гости рискуют в будущем как минимум оказаться без приглашения!

При застолье не принято передавать друг другу пустые ножи, нужно обязательно наколоть на нож мясо или кусочек хлеба и передавать его рукоятью от себя, острием к себе.

Понятно, родилась эта традиция в смутные времена. Когда неизвестно было, кому можно доверять, а кому нет. Вот и придумали этакое правило хорошего тона, защищающее гостей за столом от коварства. Но и в наши времена проявление уважения к сотрапезникам никогда не бывает лишним. Да и к острым предметам внимание повышается.

Разливая гостям кумыс, хозяйка должна обязательно оставлять немного в черпаке – как залог дальнейшего изобилия.

Это удобно для хозяйки, особенно если за столом много любителей этого благородного напитка, – скорость разливания кумыса увеличивается.

Если кто-то из гостей, взявшийся за столом нарезать мясо, оставляет недорезанным последний кусок, про него в шутку могут сказать, будто он готовится украсть со стола это мясо.

Мораль такого обычая очевидна: взялся за дело – доводи до конца.

Нельзя принимать пищу лежа, стоя или согнувшись. По поверьям, так едят только злые духи, которым человеку подражать не следует.

Опять же, очень верно наши предки подметили: и поперхнуться можно, и на пол еду уронить, да и желудку лишнее напряжение.

Нельзя дуть на горячую пищу – этим отгоняешь изобилие.

Если подумать, то тоже очень разумная примета – горячие капли могут попасть на окружающих.

Крайне плохая примета – оставлять после себя недоеденными хлеб или еду: считается, что удача отвернется от вас.

Любой хозяйке всегда приятно, если тарелки после гостей оказываются пустыми. А гостей ведет к умеренности – не стоит накладывать на тарелку больше еды, чем сможете съесть.

Чайник никогда не ставят носиком по направлению к двери – убавится счастья.

Около дверей, как правило, сидит хозяйка, которая постоянно бегает “принести еще чего-нибудь”. Она же разливает чай, а значит, чайник удобнее располагать носиком в сторону стола.

Посуду бить не стоит

В отличие от славян, у которых разбитая посуда считалась к счастью, у казахов про битую посуду говорили: “Это дело шайтана”.

И это тоже понятно, ведь раздобыть в степи новый сервиз раньше было затруднительно. Потому и старались беречь посуду.

В аулах запрещалось задувать пламя свечи или лампы. Иначе обрекаешь себя на забывчивость. Полагалось иметь специальные колпачки для тушения свечей.

Что ж, в новогоднюю ночь соблюдение техники противопожарной безопасности становится особенно актуальным.

Моя звезда – выше!

Казахские поверья утверждают, что простым людям незачем и даже вредно считать звезды на небе – жди несчастий и на людей, и на скот.

В общем-то практический смысл здесь ясен – считать звезды вредно для глаз, этим можно спровоцировать бессонницу, опять же, разве можно бездельничать, когда утром тебя ждут великие дела?

А вот при виде падающей звезды казахи обычно говорили (в дословном переводе): “Это не моя звезда. Моя звезда выше”.

И еще несколько казахских народных примет

• Угадал сидящий рядом с тобой, в каком ухе у тебя звенит, значит, кто-то тебя хвалит. Не отгадал – значит, тебя ругают.

• Дергается правый глаз – к радости, левый – к печали.

• Чешется нос – жди приглашения в гости.

• Прикусил язык – жди голодного гостя.

Редакция выражает благодарность доктору педагогических наук, профессору, руководителю кафедры “Общая педагогика и этнопедагогика” Южно-Казахстанского государственного университета им. М. О. Ауэзова Асме КАЛЫБЕКОВОЙ, оказавшей неоценимую помощь в подготовке материала.

Казахские приметы: от колыбели до старости

У казахов колыбель младенца не принято продавать, отдавать незнакомым людям или выбрасывать. Ей специально и отдельно отводили священную роль в продолжении рода. Ее старались сохранить и передавали из поколения в поколение. При вхождении в семейство новоявленной невестки, считалось хорошей традицией брать у семей своих многодетных родственников колыбель, которую на некоторое время выставляли на почетное место (тор). Хранят колыбель непременно в завернутом виде, лишь время от времени проделывая «обряд огнем» («для изгнания из колыбели нечистой силы»), путем окуривания.

Колыбель для младенца принято накрывать семью вещами (чапаном; верхней одеждой, сшитой из шкуры животного; шубой; уздечкой: камчой (кнутом); специальным колыбельным одеялом и накидкой). Второе и пятое из данных вещей, по поверью, способствуют становлению характера ребенка, как храброго и самоотверженного защитника Отечества.

Считается дурной приметой качать пустую колыбель младенца. Раскачивая пустую колыбель, человек как бы говорит (дает окружающим знать), что у него нет потомства или, что он остался без продолжателей рода.

Следует активно бороться с токсикозом у беременной женщины, иначе, по поверью, родившийся у нее ребенок будет слюнявым.

А вот как раньше повивальные бабки принимали роды: родившемуся младенцу пуповину обрубали новым, еще не использованным топором (соответственно продезинфицированным), затем обвязывали пуповину чистой нитью и завершали хирургическую процедуру присыпкой из золы вокруг пуповины. Ритуальный топор в дальнейшем не разрешалось использовать в быту, его хранили в завернутом виде, в недоступном для детей месте. Оставшийся обрубленный кусочек пуповины мальчика, по поверью, забрасывали далеко от дома, девочки, наоборот, закапывали около домашнего очага. Это означало, что мальчик не вырастет домоседом, а девочка — ветреной (будет хорошей женой и домохозяйкой).

Только что родившегося младенца до того, как он коснется материнской груди, обычно прикладывали на короткое время к чистой, продезинфицированной шерсти убитого волка, который у казахов приравнивался к священным животным. Предполагалось, что в результате такого обряда ребенку передавались сила и выносливость волка.

По давнему поверью, рекомендуется сорок дней не выносить ночью из дома новорожденного — необходимо оберегать его от лунного света.

Перед отходом младенца ко сну, казахи «изгоняли нечистую силу из колыбели и помещения, где спит ребенок». При этом жгли лекарственную траву гармалу, заполняли дымом юрту, а потом проветривали помещение.

Укладывая ночью младенца спать, следует проследить, чтобы свет от луны не падал на его лицо — иначе он может захворать.

До определенного срока белье младенцев не рекомендуется развешивать на улице, чтобы злые люди не сглазили ребенка.

Пока у новорожденного не отпадет пупок, не принято выносить из дома золу (если топят печь), дабы не ухудшилось его здоровье.

У казахов принято справлять мальчикам исполнение сорока дней со дня их рождений (обычно в период: 37–39 дней), а девочкам чуть позже этого срока на 42-44-й день. По поверью считается, что в будущем, в период их вступления в брак, парню придется платить не совсем обременительный для него калым (выкуп) за свою невесту, а девушке выдадут богатое приданое.

Чтобы младенец как можно скорее стал прямо держать головку, проделывали следующий обряд: брали целиком шейную кость барана, которого забили на шильдехану (пиршество в честь новорожденного), отваривали ее, очищали от мяса, затем через хрящевые отверстия шейных позвонков этой кости пропускали палочку.

С целью ускорить становление младенца на ноги, проводят такой обряд: ребенку несильно обвязывают ножки, и кто-нибудь из взрослых разрезает ему своеобразные веревочные путы. Затем обычно устраивают той.

Если подрастающий младенец в положенный срок не начинает говорить, его родственники по материнской линии режут у себя дома овцу или барана, внутренностями которого (в частности, кишками) опоясывают ребенка. После подобной процедуры, через некоторые время, ребенок начинал говорить.

С давних времен у казахов бытует и такое поверье: если батыры, поэты, борцы поплюют в рот младенцу или дадут попробовать что-нибудь из своей трапезы, — в будущем такой ребенок воспримет присущие этим легендарным людям их лучшие качества и искусства. Об этом свидетельствует и обряд «Ауызына түкіру».

Первые остриженные волосы ребенка закапывают в землю там, где не ходят люди -иначе, по поверью, быть ребенку несчастным в жизни.
Если младенец во время кормления держится руками за грудь матери — он «вырастает жадным и скупным». Если же кушает и держится свободно, — будет «щедрым и благородным». Коль младенец спит на спине, — «станет знаменитым и известным человеком»; съежившись, — «вырастет беспокойным и нерешительным»; спит на животе — «быть ему мыслителем — философом». А если спит, свободно вытянув руки и ноги, — «ждет его гениальное или героическое будущее».

Спит младенец с приоткрытым глазами, — значит, суженая (-ый) «будет красивой (-ым)».

Чтобы предотвратить возможное увеличение родинки или родимого пятна, новорожденному, по поверью, желательно давать такие имена, как Калдыбай, Калдыгуль, Мендигуль, Анарбай, Анаргул («кал» «мен», «анар», что значит — «родинка», «родимое пятно»).

Если у мальчика на голове два темени — «не раз женится»; если у девочки — «быть ей замужем не единожды».

Наличие у ребенка небольшого углубления на затылке («ямочки» по поверью, свидетельствует, что он может вырасти упрямым или вредным. По этой же причине не рекомендуют часто целовать его в этом месте и тем самым «поощрять дурные черты характера».

Когда ребенок впервые в жизни отправляется в дальний путь или путешествие, принято устроить небольшое пиршество по поводу такого радостного для ребенка и его родителей события.

Чтобы предохранить младенца от сглаза, достаточно было развесить по колыбели и прикрепить к его одеждам обереги из кусочков шкуры змеи, совиных перьев, бус (неизменно в количестве 9 штук), серебряных монет. Если ребенка все-такикто-то сглазил, то, по поверью, необходимо было наведаться домой к этому человеку, взять у него какую-нибудь ненужную ему вещь и, возвратившись к себе в дом, сжечь ее.

Еще одно средство предотвратить сглаз: ребенка одевают в поношенные и старые вещи (однако не в лохмотья и обязательно в чистую одежду), а по лицу размазывают немного сажи.

Бытует и такое поверье: если дашь ребенку проползти между ногами трех бабушек — оградишь его от всех жизненных неурядиц и несчастий.

Сглаз с ребенка снимают так: ополаскивают дверные ручки и этой водой легонько окропляют и проводят по его лицу, ладоням и ступням.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Появившиеся глазные болячки у ребенка протирают жидкостью из глазниц забойного скота или птицы, считается — тогда все пройдет.

Если ребенок ест подгоревший осадок, оставшийся после кипячения молока, в будущем, по примете, в день его свадьбы будет идти дождь.

Если увидел, что ребенок сидит, высунув язык, — жди скорых новостей. Захлопал младенец в ладоши,- жди радостных вестей.

Если ребенок, входя в дом, споткнулся у порога — в этот дом, в скором будущем, придут достаток и счастье.
Если младенец бросает находящиеся у него в руках предметы и кричит: «шашу»-то, по поверью, в этом доме скоро будет пиршество

Чихнул ребенок или младенец во время чьего-либо рассказа — все сказанное принимается слушателями на веру.

20 бытовых казахских обрядов

Быт казахского народа содержит в себе просто огромное количество обрядов и обычаев. Большинство из них уходят корнями в глубокую древность, когда люди высоко чтили такие простые ценности, как взаимопомощь, гостеприимство, пожелание добра и т.д. Перечислить все обряды нам не удастся, но мы остановимся на некоторых из них.

Аманат

Это семейные реликвии и ценные вещи, передаваемые кому-либо на временное хранение. Огромная честь – сохранить и передать «аманат» по просьбе или завещанию.

Кроме того, «аманат» играет ключевую роль в заключении устного договора между родами и жузами, играя роль дружбы, единения и перемирия. В былые времена враждующие стороны могли даже обменяться детьми в качестве «аманата» во время заключения перемирия.

Ак жол

«Ак жол» — испытание женщины на верность. Согласно поверью, женщина, ни разу не изменившая своему мужу, может перешагнуть через раненого, и он немедленно исцелится. Если же женщина неверна – то больной сразу же умрет.

Айрылысар коже

«Айрылысар коже» — угощение на прощание. Соседи, мирно проживавшие на зимовке или джайлау, перед тем, как перебраться на новое место, приглашали друг друга на щедрое угощение. За общим прощальным столом они желали друг другу здоровья и благополучия, а также сожалели о грядущем расставании.

Араша

Этот метод применяется для того, чтобы утихомирить дерущихся или ругающихся. Присутствующие кричат «Араша! Араша!», а драчуны должны тут же прекратить драку, иначе придется платить штраф.

Акгык

Оплата за определенную услугу – информацию и даже шпионаж. Но услуги такого рода призирались народом, и в качестве наказания виновный платил штраф.

Кроме того, «акгык» это еще и оплата за покрытие жеребцом кобылы, или верблюдом – верблюдицы.

Бал басы

Подношение гадальщице или гадальщику. Бал басы не имеет «тарифа», и каждый благодарит по мере возможности. Беднякам, не имеющим возможности заплатить, гадатели гадали «кудай ушин» — бесплатно. К гадальщикам же, устанавливающим определенные суммы оплаты, народ не ходил и не верил их предсказаниям.

Белкотерер

Это специальное угощение для пожилых людей, нуждающихся в особом уходе. Для них готовятся специальные блюда – казы, жент, кумыс, творог, сливочное масло. Как правило, готовят и приносят соседи, дети, близкие люди. В ответ, пожилые люди выражают свою признательность в «бата» — благопожелании.

Ерулик

Угощение для новоселов. Вновь прибывших приглашали в гости, чтобы познакомиться поближе и помочь адаптироваться в новой среде.

Данная традиция хорошо отображает гостеприимство казахского народа.

Жолаяк

Угощение «на дорожку». Перед тем как отправиться в дальнюю дорогу, уезжающие режут барана и приглашают к себе на «жолаяк». Гости желают им хорошей дороги и благополучного возвращения, а также достижения цели поездки.

Жылу

Это материальная помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, которых настиг пожар или наводнение. Им оказывали моральную и материальную поддержку. Причем, делали это не только близкие люди, но и односельчане. Пострадавшим выделяют скот, пищу, одежду и даже жилье.

Калау

Способ получить приглянувшуюся вещь. Понравившуюся лошадь или какую-то вещь можно получить, заявив ее хозяину о своем «калау», дав ему или его детям перед этим хороший подарок.

Кутты болсын айту

Поздравление на рождение ребенка, свадьбу, юбилей и т.д. Это традиционное пожелание благополучия и достатка, знак хорошего расположения и умения радоваться вместе.

Саркыт

Это остатки угощения после тоя и праздников. Женщины и бабушки забирают остатки конфет и баурсаков для своих детей и внуков. Остатки мяса также называются «саркыт» и разбираются, дабы ничего не пропало и не испортилось.

Суйинши

Радостная весть, за которую положен подарок. Когда принесший радостное известие восклицает «Суйинши!», это означает, что он просит благодарности. В ответ хозяин говорит «бери что хочешь» или дарит хороший подарок.

Оли сыбага

Благотворительность у рыбаков. Таким образом заботятся о семьях, потерявших кормильцев – им приносят долю улова, и одаряемые не имеют права отказываться. Каждый рыбак считал своим долгом поделиться уловом с теми, кто в этом нуждается.

Тизе бугу

Означает «присесть, преклонить колено». Гость, пришедший в дом, обязательно должен присесть или преклонить колено. Если пришедший не присел и рассказал цель своего визита стоя, хозяин вправе обидеться – «Почему не присядешь, или ты хочешь, чтобы моя корова отелилась стоя?». Есть примета, что если гость не присядет, то корова хозяина отелится стоя.

Отпен аластау

«От» — огонь, «аластау» — очищение. Древняя казахская примета, согласно которой дом, в который должны заселиться молодожены или люлька, куда положат младенца, должны быть очищены огнем, дабы изгнать злых духов.

Наурыз коже

Традиционное угощение на Новый год.

Особое внимание уделялоь ритуальному блюду «Наурыз коже». По традиции, в его составе должно быть семь ингредиентов: мясо, пшено, рис, изюм и т.д.

Шан басты

Согласно традициям, странник, проезжающий мимо аула, должен был обязательно заехать в село и поздороваться с людьми. В противном случае, человек считался вором и преступником, его приказывали поймать, допрашивали и заставляли платить штраф.

Шашу

Красивый обряд – во время свадьбы или сватовства виновников торжества осыпают конфетами или деньгами. Дети радостно собирают упавшее, да и взрослые от них отстают – считается, что это принесет им удачу.

Казахские приметы и суеверия

На Ваш E-mail будет отправлена инструцкия по восстановлению пароля

  • Главная
  • Списки
  • Приметы и суеверия казахского народа

Жизнь каждого казаха уже с пеленок окружена чередой примет, суеверий и связанных с ними запретов, которые исполняются с непреложной дотошностью. Часто назидательно предупредительные апашки и аташки даже не удосуживаются объяснить значение своих запретов. “Открытая Азия онлайн” составила список самых распространенных запретов, которые многие из нас помнят с детства.

Самые распространенные запреты и суеверия связаны у казахов с рождением ребенка в семье. К примеру, у нас не принято покупать ребенку одежду, игрушки и другие принадлежности до его рождения. Считается плохой приметой увидеть ребенка до истечения сорока дней, а после сороковин, если вас пригласят на смотрины малыша, не принято громко восхищаться ребенком и расхваливать его внешний вид. А чтобы ребенка ненароком не сглазили, на лоб ему мажут сажу или цепляют на одежду маленькую булавку. К слову, подтверждением того, что ребенка, умершего в младенчестве, сглазили, могут служить темные полосы на его спине, проявляющиеся после смерти. Так говорят видавшие виды целители.

Чтобы младенец как можно скорее стал прямо держать головку, cовершали целый обряд: шейную кость барана, забитого на шильдехана (пиршество в честь новорожденного), отваривали, очищали от мяса, затем через хрящевые отверстия шейных позвонков этой кости пропускали палочку и вешали на недоступное место.

Помнится также, что старики сердито одергивали старших детей, если те играли с пустой коляской или колыбелью ребенка — бесiком. Объяснения этому странному запрету многие до сих пор не знают.

Другие суеверия связаны с рождением только лишь девочек: если такое случилось несколько раз подряд, последнюю из девочек нарекали мужским именем — например, Улболсын (пусть будет мальчик) или Ултуар (да будет мальчик). Если же и после этого рождались особы женского пола, девочек продолжали называть мужскими именами.

Пожалуй, самое большое количество примет и суеверий придумано в казахском народе для женщин. Отсюда можно сделать вывод, что эти запреты — своего рода неписанная книга народной педагогики, которая закладывала основы воспитания будущей жены, матери и хранительницы очага.

“Кыздын жолы жiнiшке” — говорили казахи и уступали девушке в гостях самое почетное место за дастарханом. Это означало, что пока девушка не замужем, ее нужно беречь и уважать, как аксакалов. В противном случае на дом хозяев могли обрушиться несчастья.

Женщине, ожидающей рождения ребенка, не рекомендовалось перешагивать через натянутые веревки, иначе при родах шею ребенка могла опутать пуповина. Чтобы роды не оказались вдруг преждевременными, беременным не разрешалось держать в руках ничего острого, режущего или колющего, а также стричь волосы, шить или вязать. При родах же, чтобы роженица быстрее разрешилась от бремени, в доме открывали все крышки сундуков.

А чтобы у нее вскоре после родов не выпали зубы, родившей не разрешалось выгонять из дома внезапно забежавшую собаку.

Женщине нельзя было раскидывать по дому волосы и ногти. По поверью, на том свете Аллах спросит с нее за каждый волосок и ноготок, поэтому при жизни принято не сжигать их, а закапывать в недоступном для людей месте. Женщине нельзя было ни в коем случае ходить по воду и развешивать белье ночью. Считалось, что она напугается злых духов, которые обычно спускаются на землю после захода солнца.

Также нельзя переходить дорогу старшему или мужчине, иначе жди беды. Зашла в чужой дом и застала людей за работой — помоги, иначе твой сын станет горбатым.

Запрещалось женщине стирать по пятницам и во дни мусульманских праздников.

Одни из важных примет и суеверий в жизни казахов-кочевников связаны с дорогой. Путника никогда не спрашивали — «куда направляешься?», однако пожелать путнику удачной дороги, напутствовать и благословить его добрым словом считается обязательным. Не принято возвращаться с середины пути.

Гостеприимство — важная черта казахского народа. Поэтому большинство примет и суеверий связано с приемом пищи и гостей. Входя в дом казаха, любой гость должен был обязательно преломить кусочек хлеба, испить чашку чая. А за чаем могло последовать и более серьезное угощение. Не принято было подавать еду в треснувшей посуде — это означало, что к пище мог прикладываться сам шайтан. В доме не принято было греметь пустой посудой, так из дома могли уйти благополучие и счастье. Нельзя также спрашивать человека, хочет ли он есть.

Нож нужно было подавать только ручкой вперед. Не просыпать соль и не разбрасываться крошками. Нельзя переворачивать хлеб, наступать на него и оставлять после себя еду в тарелке. Хлеб должен был резать только мужчина.

Если хозяин лично должен был встречать гостей у двери, то, провожая их, он ни в коем случае не должен был прикасаться к дверной ручке — иначе достаток и покой могли покинуть дом вместе с гостями. Причем, уходя из дома, нельзя было хлопать дверями. Не принято также стоять на пороге, подпирать косяк двери или растягивать его руками. Издавна под порогом хранили прах умерших родственников, и беспокоить их мир означало навлекать на себя беду. Входя в чужой дом поздним вечером, принято было говорить: “Кеш жарык”, а не “Ассаламалейкум”: якобы это связано с тем, что в дом мог зайти шайтан и усесться на почетное место. И чтобы отличить черта от человека, было принято делать различия в приветствии. С шайтаном, к слову, также связано множество примет. Например, нельзя было оставлять на ночь незакрытой пищу, иначе ее мог попробовать шайтан. По законам степного гостеприимства, вновь поселившихся поблизости соседей было принято звать в гости на ерулiк. Не позовешь на ерулiк — откажешь себе и своей семье в достатке.

5. Правила поведения

Казахи издавна старались соблюдать правило: никогда не смеяться над убогими, больными, нищими и калеками. Нельзя было и высокомерно отзываться о чьих-то несчастьях — считалось, что смеявшийся или глумящийся над чужим горем человек будет утоплен в озере либо погребен в золе. Или, прожив тяжкую жизнь, умрет под забором. Про чересчур расшумевшегося ребенка старшие говорили: коп ойнаган, бiр жылар. Детей, которые любили озоровать, с отцами, матери часто предупреждали: “Жылагысы келген бала атасынын сакалымен ойнайды” (“Ребенок, желающий поплакать, играет с бородой отца”).

У взрослых тоже хватало запретов. Нельзя было начинать дела во вторник — они могли длиться долго. Самым удачным днем недели для казахов считалась среда. Любые начинания, а также прием пищи нужно было делать правой рукой.

Нельзя было стричь ногти на ночь — это делали только покойникам, так как хоронить умершего раньше было принято до заката.

Нельзя было перешагивать через человека — ребенок мог не вырасти, а такое отношение ко взрослому считалось неуважительным.

Отдавая кому-либо собственные вещи, казахи оставляли себе пуговицу или кусок ткани — чтобы личное счастье не покинуло хозяина вместе с подарком. Пред тем как выбросить личную вещь, казахи должны были провести вещью вокруг своей головы три раза. Нельзя было говорить и думать о плохом: “Жаксы соз, жарым ырыс” (“Хорошее слово — половина удачи”). После похорон три дня нельзя было делать уборку дома. А на сами похороны беременным женщинам ходить было и вовсе запрещено. Нельзя было мыться после полуночи.

Казахские приметы и суеверия

Народные приметы и ДУМК РК

ВОПРОС:

Ассаляму алейкум ага!

Вот муфтият и имамы всюду говорят, что мы всегда должны следовать за традициями своих предков и жить по казахским обычаям. Вы тоже так советуете или как?

ОТВЕТ:

уа алейкум ас салям брат!

Смотрю на наших невежд имамов во главе с Верховным Муфтием РК и удивляюсь, как можно так низко падать и быть готовыми продать шариат Аллаха ради своих кресел. Этот муфтий невежда издал даже фетву, запрещающий всем казахстанцам говорить слово « Аллах

» только из-за того, что наши предки говорили только « Алла». Теперь все обязаны говорить вместо « Аллаху Акбар» — « Алла Акбар». Нет предела невежеству безграмотных сектантов. До них даже элементарные вещи не доходят. Например, Ислам один для всех и не может быть изменён. А они своим невежеством Ислам разделили на традиционный и нетрадиционный…. Аллах сказал: « Но они раскололи свою религию на части, и каждая секта радуется тому , что имеет » (23:52-53).

Мы можем следовать за традициями своего народа и обычаям своих предков только в том случае, если они не противоречат Корану и Сунне. Но, к сожалению, многие народные приметы и поверья обычно противоречат шариату Аллаха.

Внимательно прочитал отправленную вами статью главного имама ВКО Ибраһим қажы Қарнақбайұлы на сайте центральной мечети г.Алматы. Этот невежда утверждает: « Ырымдар дініміз исламмен астасқан

» — « Суеверия связано с нашей религией ислам». Это говорит главный имам, а сайт центральной мечети г.Алматы, где концентрированы самые грамотные имамы страны, печатает его маразмы как истину.

Итак, все маразмы имама – это бред шайтана и никакого отношение к Исламу не имеет. Суеверия от шайтана! Грамотный мусульманин всегда скажет: « Всему воля Аллаха!

», потому что всё предопределено Всевышним Аллахом : «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь» (87:1-3). Всевышний Аллах предупредил нас в Коране, что все наши действия и все наше будущее, всё, что с нами происходит, давным-давно предопределено, поэтому без воли Аллаха в этой жизни ничего не происходит: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (57:22-23).

А такие невежды, как наши имамы, толкают безграмотных людей в объятия шайтана. Кто не знает казахский, можете прочесть примерный перевод казахских суеверий:

1) « Оң көзін тартса, қуанасың

» — « Если правая глаза подёргивается, то обрадуешься».

2)« Оң құлағын шуылдаса, біреу мақтап жатыр

» — « Если правая ухо шумит, значит кто-то говорит хорошие слова про тебя».

3)« Оң алақаның қышыса,амандасасың

» — « Если правая ладонь чешется, значит поздоровываешься».

4)« шашалсаң май қабасың яғни дәмді ас ішесің

» — « если поперхнулся, значит вкусное поешь».

5)« атың есінесе жолың болады

» — « если лошадь зевнул, значит легкая дорога будет».

6)« нәресте еңкейіп, жол қараса үйге қонақ келеді

» — « если ребенок смотрит назад между ног, значит гости придут».

7) « Нанның қиқымын жесең — бай боласың

» — « Если поешь остатки хлеба, то станешь богатым».

8) « пышақты жүзін шалқасынан қаратып қойма — сол үйдің малы пышаққа ілінеді

» — « не ставь нож острием вверх, а-то животное с вашего дома будет зарезано».

9)« нанның үстін баспа

» — « не дави на хлеб».

10)« тұзды төкпе

» — « не сыпь соль на землю».

11)« жатқан кісіні аттама

» — « не перешагивай через лежащего».

12)« табалдырық баспа

» — « не наступай на порог дверей».

13)« есік керме

» — « не держись за косяк дверей».

14)« тізеңді құшақтама

» — « не обнимай колени, а-то один останешься».

15)« Қазақ бос бесікті тербетпеген Балалы болмайсың дейді

» — « нельзя качать пустую коляску, а-то бездетным останешься».

16) « таяққа сүйенбе дейді, қаза , қайғы шақырасың деген

» — « не опирайся на палку, смерть призываешь».

Есть также казахская традиция поливать масло в огонь, когда молодая сноха перед тем, как первый раз перешагнуть через порог дома жениха, бросает в огонь кусочек бараньего жира или выливает в огонь масло. Также перед тем, как положить ребенка в коляску, очищают коляску огнем. Эти традиции призывает вернуться к огнепоклонничеству. Чтобы младенец как можно скорее стал прямо держать головку, проделывали следующий обряд: брали целиком шейную кость барана, которого забили на шильдехану (пиршество в честь ново­рожденного), отваривали ее, очищали от мяса, затем через хрящевые отверстия шейных позвонков этой кости пропускали палочку. Другая традиция называется « Тусау кесу

» — « разрезать веревку между ног ребенка», чтобы ребенок быстрее стал ходить. Эта традиция отрицает шариат Аллаха, т.к. не от разрезание веревки зависит хождение ребенка, а от предопределенности судьбы ребенка. Таких традиций и обычаев очень много. Поэтому избегайте их и избегайте маразмы невежд имамов! Уповайте только на одного Аллаха, а не на суеверия шайтана.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Аллах говорит: «Не можете вы пожелать чего-либо, пока этого не пожелает Аллах. Поистине, Аллах – Всезнающ и Премудр» (76:30), «Скажи: «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах» (7:188), «Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано Аллахом. Он – наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха» (9:51).

Казахские приметы и суеверия
Оценка 5 проголосовавших: 1