О мероприятии суеверия и приметы в библиотеке

Актуально по теме: "О мероприятии суеверия и приметы в библиотеке" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

О мероприятии суеверия и приметы в библиотеке

Информация о духовно-нравственном воспитании
в библиотеках МУК «Мурашинская МБС»
за 10 месяцев 2011 года

Теме духовно-нравственного воспитания в библиотеках МУК «Мурашинская МБС» уделяется немало внимания. Нравственные качества личности формируются у детей на основе любви к ближнему — маме, семье, понятий о добре и зле, чувстве долга и ответственности на примерах героев книг и российской истории, ведь православная вера вдыхала русским воинам и многим другим непоколебимое мужество на поле брани. Именно православная вера созидала русские народные традиции, народное искусство, способствующее укреплению святого чувства долга к родной земле.

7 июля 2010 года было подписано соглашение о сотрудничестве между МУК «Мурашинская МБС» и местной религиозной организацией СвятоПантелеимоновским храмом г.Мураши. Местная религиозная организация подарила книги духовного содержания многим библиотекам района.

В рамках сотрудничества был выделен фонд православной литературы Центральной библиотеки, Боровицкой СБФ, Верхораменской СБФ и в других библиотеках, организованы постоянно действующие книжные выставки из серии «Школа духовного возрождения», цель популяризация литературы по православию:

  • «Войди в храм души своей» — Пермятская СБФ
  • «Да святится имя твое, да придет царствие свое» — Боровицкая СБФ
  • «Первые шаги в православном храме» — Верхораменская СБФ
  • «Дорога к храму» — Казаковская СБФ, центральная библиотека
  • и другие

Материалы выставок информируют посетителей о ближайших событиях православной жизни, знакомят желающих узнать о назначении православных обрядов.

К особо значимым православным праздникам библиотеки Мурашинского района готовили книжные выставки и православные мероприятия. Особо значимое событие – это Рождество Христово. Во многих библиотеках прошли «Рождественские посиделки» — Шленниковская СБФ, Пермятская СБФ, Казаковская СБФ, час информации «Тихий свет Рождества» — Даниловская СБФ, тематический вечер «Всего три слова — ночь под Рождество» — Боровицкая СБФ, в ходе которого была организована развлекательно-познавательная программа «Рождественские забавы». Книжные выставки «Спаситель мира» (к Рождеству Христову) и «Дар, который нам необходим» (к православному празднику — Крещению)- центральная библиотека.
Цель данных мероприятий – возрождение народных традиций.

Немало мероприятий и выставок было посвящено Масленице. Из года в год данные мероприятия не теряют своей актуальности. Присутствующие немало узнают о забавах, традициях и обычаях Масленичной недели и участвуют в конкурсах.

Книжные выставки «Широкая Масленица» — Шленниковская СБФ, «Дорога к Пасхе» — Боровицкая СБФ, «Пасха – светлое воскресенье» — Шленниковская СБФ. Выставка «Масленица» в центральной библиотеке знакомила детей с традициями масленичной недели, с пословицами и поговорками, посвященными народному празднику.

Часы информации: «Здравствуй, боярыня Масленица»- Даниловская СБФ, «Празднуем Пасху» — Боровицкая СБФ.

Посиделки «Пасхальное яичко» — Казаковская СБФ.

«Проводы Масленицы» были организованы в клубе «Ветеран» Паломохинская СБФ

На массовых мероприятиях присутствующие узнали, как празднуют Пасху, что является символом Пасхи, какие существуют предания, обычаи и приметы.

Интересно прошло занятие клуба «Ветеран» в Верхораменской СБФ. «Светлый праздник Пасхи – Христово Воскресенье». Члены клуба приняли участие в выставке крашеных яиц «Наши пасхальные крашенки» и литературной минутке «Как я люблю, когда повеет Пасхой». Для проведения литературной минутки была использована газета «Вятский епархиальный вестник».-2011.- № 4.-С. 7.

Особое внимание уделяем молодому празднику, который утвердил Д.А.Медведев, – Дню семьи, любви и верности. Теперь ежегодно библиотеки информируют пользователей о трогательной любви Петра и Февронии, о семье и семейных ценностях.

К данной дате в библиотеках оформляются стенды и книжные выставки, а на мероприятиях чествуют юбиляров семейной жизни.

Стенд «Семья — единство помыслов и дел» — Шленниковская СБФ,

Книжные выставки «Семья ячейка общества» — Верхораменская СБФ, «Любовью дорожить умейте» — Пермятская СБФ, «Семь «Я»- радость моя», «Все начинается с любви» — Центральная библиотека

Час информации «Семейные ценности: подвиг святых» в центральной библиотеке знакомил со святыми Петром и Февронией и их подвигом во имя семьи и любви.

Часы информации «Откуда пошел этот день» — Шленниковская СБФ, «Подвиг святой любви» — Боровицкая СБФ.

Тематический вечер «Любовью дорожить умейте» в Староверческой СБФ, был посвящен Дню семьи, любви и верности. На вечере прозвучали песни и стихи о любви, о доме, о семье, а также была оформлена книжно-журнальная выставка «Ромашка – символ любви» и выставка рисунков, в которой приняло участие 8 человек.

На выставке «Православные страницы» в центральной библиотеке была представлена литература об истории христианства, тексты из Библии, выдержки из дневников Александры Федоровны, российской императрицы, посвященные семье, материалы радиопередач «Вятка православная» журналиста Ольги Бакиной.

Необычной по стилю была книжная выставка ««Плоды спасения» об августовских православных спасах. На выставке были предложены материалы православного народного календаря, традиции празднования сбора урожая, рецепты приготовления блюд постного стола с использованием плодов осеннего урожая. Была организована выставка по теме в Казаковской СБФ «Спас медовый, яблочный, хлебный».

— Книжная выставка «Раз, ромашка, два, ромашка». На выставке представлены материалы о растении, и о ромашке, как о символе любви.
— Книжная выставка «День ромашковой любви». Выставка оформлялась к российскому празднику – «Дню семьи, любви и верности». На ней были собраны фотографии, стихи, сценарии, информация о возникновении этого праздника. Посетители смогли найти информацию о том, почему покровителями этого праздника стали Пётр и Феврония – православные святые. О том, как проходит этот праздник в г. Муроме, который считается центром торжеств. Выставку украшали ромашки – «настоящий русский цветок», которые стали эмблемой праздника.
— Час этики «Спешите делать добро» прошло в клубе «Светлячок». Ребята вспоминали слова с корнем «добро», пословицы о добре. Дети участвовали в конкурсе «Копилка добрых дел» — ребята должны были сказать, какие добрые дела они совершили за вчерашний день и похвалить себя за это: «Я молодец». Ребята слушали рассказ Сухомлинского «Жадный Егор» и отвечали на вопросы.
— Немало мероприятий и книжных выставок по теме духовно-нравственное воспитание было организовано в центральной библиотеке:

Читайте так же:  Семейные суеверия

Книжные выставки
«Страна по имени родная речь» (к Дню родного языка)
«Минувшее развертывает свиток». Книжная выставка посвящалась году историко – культурного наследия в СНГ.

Урок – воспоминание «Учительница первая моя». Читатели рассказывали о своей первой учительнице и ее роли в их жизни.

Обзор книг «Я думаю по-русски» прошел для учащихся 9 классов.

Вечер молодежного сленга «Моя речь – моё зеркало» состоялся в клубе «Ровесник». Присутствовал 21 человек.

Час этики для первоклассников «Если добрый ты – это хорошо!» проходил на детском абонементе. В ходе часа школьникам рассказали о добрых делах их сверстников, постарались раскрыть роль доброты в жизни каждого человека и предложили прочитать книги о добре.

Литературный час для учащихся 4 класса на тему дружба провели под названием «С детства дружбой дорожи».

«Праздник красного цвета» был направлен на воспитание уважительного отношения к русским традициям младшего поколения читателей.
Час вопросов и ответов у книжной выставки «Польза воды святой» прошел в читальном зале в январе. Присутствовало 10 человек. В ходе диалога читатели получили ответы на заранее поставленные вопросы из периодики, книг, Интернета.

В викторине «Что нам спас припас?» (о яблочном, медовом, ореховом спасах) приняло участие 11 человек.

Вечер встречи «Добрым людям на загляденье» с мастерицей по вышивке Л.П.Ножка прошел для людей, увлеченных этим рукоделием. Тема встречи — рушники. К мероприятию была подготовлена электронная презентация «Добрым людям на загляденье». Ведущая вечера рассказала о роли рушников в обрядах русского народа, а Л.П.Ножка показала различные вышитые рушники и рассказала, что обозначает орнамент на рушниках, какой рушник для какого случая предназначен.

Конкурсная программа «Пословица век не сломится» прошла в клубе «Ровесник». Школьникам рассказали об истории русских пословиц, о собирателях и составителях словарей пословиц и поговорок. Мероприятие посвящалось Дню родного языка.

К культурному наследию России приобщаем своих читателей через информационные стенды. Стенд «Золотое кольцо России» знакомил с городами и достопримечательностями Золотого кольца. Дню славянской письменности и культуры посвящался стенд «Дар слова», который содержал информацию по культуре речи. Стенд«Слово, обращенное к нам», посвящался 105-летию со дня рождения Д.С.Лихачева. Вниманию читателей предлагался сборник трудов российского филолога «Русская культура», который служит итогом его деятельности.

Литературная игра «Говорун шоу». Школьникам были предложены задания на знание басен, пословиц, скороговорок, правильное написание слов.

В ноябре-декабре 2011 года будут организованы 4-е православные чтения, которые пройдут как в г.Мураши, так и на селе. Опытом проведения православных чтений библиотекарь – краевед Мезенцева З.И.делилась на кустовом совещании в Юрье на тему «Инновация краеведческой деятельности современной библиотеки». Данные православные чтения будут посвящены 15-летию открытия православного храма в г.Мураши.

Таким образом, в библиотеках МУК «Мурашинская МБС» стремятся возрождать веру, веру в православные каноны, информируют пользователей о важных православных праздниках, поддерживают все начинания местной религиозной организации.

Подготовила заведующая отделом инновационно-методической
и информационной работы ЦБ г.Мураши Казаковцева Н.В.

О мероприятии суеверия и приметы в библиотеке

Несмотря на то, что человечество оторвалось от природы уже давно и 21 век характеризуется в основном техническим прогрессом, приметы и суеверия до сих пор часто вхожи в нашу повседневную жизнь и даже скептики порой, сами того не замечая, ими пользуются.

В нашей научной работе мы не будем подробно разбирать приметы и суеверия – им посвящено множество книг и интернет-ресурсов. В работе мы коснемся лишь их основных типов и проиллюстрируем их несколькими примерами, а также разберемся в различиях между самими понятиями «примета» и «суеверие». На основании проведенного теста, сможем сделать вывод, насколько студенты суеверны в наши дни.

Объект исследования: приметы и суеверия студентов. Предмет исследования: влияние примет и суеверий на студентов с психологической точки зрения. Целью нашего исследования является исследование примет и суеверий, их места в жизни студентов.

Примета – это субъективная реакция познающего разума человека, старающегося выявить взаимосвязи между взаимовложенными процессами, на объективные явления. Примета – это результат работы разума человека, который чувствует, что в мире всё взаимосвязано. Наблюдательность некоторых людей и их навык понимать это приводит к выявлению устойчивых взаимосвязей между отдельно взятыми процессами, и, как следствие, к возникновению стереотипов распознавания этих взаимосвязей, что оформляется в виде народных примет. Чаще всего к этому типу относят погодные и сельскохозяйственные приметы. Они основаны на наблюдениях нескольких поколений людей за природой и выявлении каких-то закономерностей. Многими из этих примет до сих пор пользуются туристы, рыбаки, сельские жители и другие люди, которым необходимо оперативно оценить окружающую ситуацию без возможности воспользоваться специальными приборами. В качестве примера таких примет можно привести: «Когда земля легко рассыпается – выходят пахать». (это означает, что земля достаточно просохла и не влажная, т.е. наиболее подходящая для распахивания.); «Зимой от солнца по небу расходятся столбы – к морозу». («солнечные столбы» –известный оптический эффект, вызываемый шестиугольными кристаллами льда, взвешенного в воздухе).

Эти народные приметы передавались из поколения в поколения, корректировались, а с распространением книгопечатания стали издаваться их сборники [3].

Суеверие (образовано от «суе» – напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») – предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Особенности психики человека способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах:

— желание заглянуть в ближайшее будущее;

— стремление избежать неблагоприятных ситуаций;

— порывы утешить человека;

— желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий, или поманив позитивными последствиями [1].

Суеверия часто путают с приметами, поскольку они очень похожи по своему построению. Но между этими двумя понятиями есть существенные различия. Примета по большей части несет информацию о явных причинно-следственных связях между одним природным явлением и другим, а суеверие имеет под собой мистический подтекст.

В процессе учебы в вузе у студентов развиваются «активность, ответственность в различных сферах жизни, самопринятие; отношения с социумом становятся более гармоничными» [2, с.78].

Читайте так же:  Народные приметы про пол ребенка

Посмотрим, как относятся к приметам и суевериям студенты. Проанализировав различные сайты, мы пришли к выводу, что большинство примет и суеверий у студентов связаны с экзаменами [4]..

Мы провели небольшой эксперимент среди своих однокурсников. Нами было опрошено 20 человек. Все они отвечали на вопросы анкеты «Влияние примет и суеверий на студентов».

Результаты получились следующие. Из всех опрошенных верят в приметы 5 %. Верят в приметы иногда 40 %. Не верят в приметы 50 % опрошенных.

Следует отметить, что только 5 % из 20 человек опрошенных не обозначили положительно не одну из 10 предложенных в анкете примет, т.е. они абсолютно не верят приметам, чего нельзя сказать об остальных.

Интересно то, что только 5 % участников анкетирования считают, что 13 – несчастливое число. И 15 % полагают, что если съесть счастливый билетик, то обязательно повезет.

Самыми популярными приметами, в которые верят более 50 % опрошенных, являются:

– если черная кошка перебежала дорогу – это не к добру.

– если загадать желание, сидя между людьми с одинаковыми именами, то оно сбудется.

– если вы забыли что-то и вернулись, нужно посмотреться в зеркало.

В ходе исследования было установлено, что в наше время довольно значительное количество студентов продолжают верить в приметы. Психологическое влияние примет и суеверий на человека находится в прямой зависимости от того, насколько человек верит в них. Это ещё раз доказывает тот факт, что каждый человек сам программирует себя на успех или неудачу.

Основным отличием примет от суеверий можно считать отведенное в них место для человека. Если приметы просто отражают реальность, на которую человек повлиять не может, то суеверия «позволяют» ему манипулировать реальностью.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку основной источник суеверий – это особенности человеческого мышления, то, независимо от уровня технического прогресса, люди еще долгое время будут в них верить.

Для того чтобы успешно сдать экзамен, студенту нужно иметь знания, чтобы все изложить грамотно и по делу. Поэтому отсюда вывод: знания – самая лучшая примета!

О мероприятии суеверия и приметы в библиотеке

Люди суеверны с древности. Даже в двадцать первом веке мы, как и наши предки верим в приметы.

Таинство постукивания по дереву пришло из первобытных религий, утверждающих, что в стволах деревьев обитают божества. До сих пор представители человечества имеют правило стучать по столу.

До наших дней дожило благоговейное отношение древних людей к огню и железу. Над дверями домов и сегодня можно увидеть висящие на удачу подковы.

Когда то соль была единственным средством предохранения мяса от порчи, поэтому ценность её была велика. Наши современники тоже уверены, что просыпанная соль сулит ссору или беду.

Древние народы считали, что жилище охраняют добрые духи и очаг – вотчина домовых. Некоторые англичане переезжая в новый дом, зажигают огонь в камине при помощи тлеющих углей, прихваченных из прежнего жилья.

Основа жизни – хлеб. Если хлеб в печи не поднялся, то пекарь воспринимает это, как беду и поэтому вырезает на буханке крест.

Недопустимо устраивать застолье на тринадцать человек. Данное суеверие пришло из скандинавской легенды, в которой на пиршество двенадцати богов явился тринадцатый и устроил склоку….

Очень неохотно в Китае выметают из дома мусор. Считается, что вместе с ним выметается достаток. В преддверии Нового года ни один их жителей Поднебесной не возьмёт в руки веник.

В Нигерии есть подобное тоже. Вечером здесь никогда уборку не делают, зато утром с удовольствием выметают злых духов из всех углов.

Жители Японии с опаской относятся к кошкам, верят, что они приносят несчастья.

Кто-то пытался обезвредить суеверие и обхитрить судьбу. Так князь Урусов, женившись, устроил своей возлюбленной медовый месяц на Чёрном море. Во время прогулки с её пальца в воду упало обручальное кольцо. Примета была ужасной. Новобрачной грозила кончина в течение года. Тогда, за сорок миллионов долларов, Урусов скупил все окрестные земли и кольцо на дне моря стало считаться приобретённой собственностью.

Внеклассное мероприятие «Приметы полезные и вредные»

Предпросмотр страницы №1

« Приметы полезные и вредные »

Цель:Познакомить детей с полезными приметами из жизни растительного и животного мира.

Показать несостоятельность ложных примет, их вред и мистическую направленность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Иллюстрации с изображением животных, насекомых и растений, аудио запись «Песня кукушки»

Воспитатель: Тема нашего занятия«Приметы полезные и вредные ».

Само слово родилось от слова «примечать».Мы с вами знаем, что существуют полезные и вредные приметы ,связанные с жизнью растительного и животного мира, с жизнью людей ,явлениями природы. Всем ли приметам можно верить? От куда же взялись эти приметы? Какие только нелепые .смешные и опасные поступки совершали люди ,которые верят в суеверия. Как вы думаете ,что такое суеверие? Правильно, это неверные приметы, напрасная ложная вера. Своими истоками приметы уходят в глубокую древность и связаны с темными неестественными представлениями наших далеких предков об окружающем мире, которые на каждом шагу чувствовали свою зависимость от природы, беспомощность перед её грозными явлениями. Все для них было непонятным и таинственным. Не зная причин, вызывающих в природе те или иные изменения, от которых зависит их удачи или несчастья наши далекие предки объясняли эти перемены действием каких-то сверхестественных сил и всемогущих существующих богов. В представлении о сверхестественном и возникали суеверия- ложная вера в счастливые и несчастливые предзнаменования ,по которым якобы можно узнать, что ожидает человека в будущем. Люди были поражены блеском молнии, раскатом грома. Они искали : кто же виноват в случившемся. Кто?

Что же такое гром и молния?

Дети: При сближении облаков возникает электрический заряд- это молния, при этом слышен сильный грохот –это гром.

Суеверные приметы очень живучи, они передаются из поколения в поколение, многие дошли до наших дней. Познакомимся с некоторыми из них.

Скажем, что они уже бывалые и смелые парни-шоферы, а глядишь иной заслуженный водитель поморщится заметив, что через шоссе перед машиной промелькнул заяц. Эх, не будет нынче пути! А ведь, наверное, эта примета возникла давным – давно, когда ни машин, ни шоссе не было.

Читайте так же:  Эхеверия дома приметы

Шел по лесу когда-то охотник и увидел оленя. Только взялся за лук, как выскочит из-под самых ног заяц. Да, так неожиданно, что охотник чуть не вскрикнул от испуга. Стал натягивать тетиву, сердце бьётся, руки дрожат. Стрела взвилась и пролетела мимо цели. А олень почуяв человека исчез в чаще. С досады у охотника потом весь день промах за промахом. Кто виноват? Конечно, заяц! Это он косоглазый принес неудачу! И в следующий раз , увидев зайца, перебегающего дорогу, неудачливый охотник сворачивал в сторону. И сыну внушал: « Пойдешь на охоту- пуще всего опасайся ,что бы не попался на пути заяц. Вернешься ни с чем домой!»

22.01.2018 Святочные мероприятия в библиотеках

В период Святок в библиотеках Сергачской Централизованной библиотечной системы прошли праздничные мероприятия.

9 января в Центральной детской библиотеке провели игру «Рождественская круговерть», в которой принимали участие и дети, и взрослые. Игра проходила по принципу настольной игры. Участники бросали кубик и передвигались по дорожке. В зависимости от того, на клетку какого цвета попадали, выполняли задание: отвечали на вопросы новогодней или рождественская викторины, отгадывали загадки о зиме, решали ребусы. А попав на снежинку, ребятам приходилось вернуться на несколько ходов назад. Закончилось мероприятие мастер- классом по изготовлению рождественского ангела.

12 января в читальном зале ЦБ им. С.И. Шуртакова члены литературно-краеведческого клуба «Истоки» организовали святочные посиделки. Создалось ощущение, что собралась большая дружная семья: все члены клуба были в необычных костюмах, приготовили и принесли с собой массу различных угощений. Участники посиделок за чашкой чая говорили о красивом, волшебном времени – рождественских колядках, ёлке, новогодних чудесах и рождественских традициях, о том, как отмечали зимние праздники у них в семьях, вспоминали рассказы своих бабушек и дедушек о том, как раньше проходили народные гулянья на Святки в Сергаче. О разных способах наших предков узнать свое будущее поведали Е.В. Артюхина, Н. И. Бачурина, Л.В.Лакеева и другие члены клуба. Продолжались посиделки пением русских народных песен. Такие мероприятия помогают разнообразить нашу обыденную жизнь и являются отличным поводом для душевного и веселого общения. Каждый из присутствующих стал хоть на немного ближе к нашей старине, русским обычаям и обрядам, и захотел узнать о них еще больше. Праздник приоткрыл дверцу в интереснейший мир истории России.

12 января в Детско-юношеской городской библиотеке-филиале прошёл познавательный час под названием «Свет небесного чуда» для третьеклассников. Дети узнали, что праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме и является одним из главных христианских праздников. Что символом Рождества Христова является звезда, которая оповестила волхвов о Рождении младенца и привела их к нему. Ребята с удовольствием слушали рассказ библиотекаря, сопровождавшийся показом слайдов презентации «Свет Рождественской звезды», и посмотрели сказку «Чудеса Рождества».

Зима, каникулы – самое волшебное время для чтения любимых сказок. Сказка –великолепный учитель, лекарь души, умный собеседник, она учит ребят добру и милосердию. В Толбинской сельской библиотеке 10 января прошёл литературный час «Старинной сказки волшебство». Ученики начальных классов вспомнили своих любимых сказочных героев, приняли участие в юмористической викторине, отгадали загадки о сказочных предметах. Отрадно было, что ребята продемонстрировали отличные знания сказок. Завершилось мероприятие громким чтением сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок».

11 января Сосновский СДК совместно с Сосновской сельской библиотекой-филиалом провели фольклорный праздник «Коляда, коляда отворяй ворота». Библиотекарь Л.А. Маслова рассказала, как в старину на Руси проходили рождественские колядки. По традиции нашего села колядующие одеваются в необычные наряды и ходят по селу из дома в дом, поют колядки. В этот раз участники вокальной группы «Селяночка» поздравляли с Рождеством и прославляли хозяев дома, а те, в свою очередь, одаривали гостей пирогами и сладостями, чтобы в доме был достаток.

А 17 января Сосновский СДК и Сосновская библиотека сельской библиотекой провели для пенсионеров посиделки «Эти старые новые песни». Заведующая СДК О.В. Егорушкина поведала присутствующим о песнях на разные темы и на все случаи жизни. Библиотекарь Л.А. Маслова познакомила с книгами о русской песне, с песенниками, которыми располагает фонд библиотеки. Были исполнены русские народные песни и песни советских композиторов.

В тот же день для подростков был проведен литературный час о жизни преподобного Сергия Радонежского, о значимых событиях в истории России, связанных с деяниями святого. Вниманию читателей была представлена историческая, православная и художественная литература, в которой можно более подробно узнать о жизни великого святого, были даны рекомендации для чтения соответственно возрасту читателей. Затем были проведены традиционные святочные игры.

11 января в селе Воскресенское прошли зимние забавы на Старый новый год.

Праздник начали с выхода ряженых – воспитанников и работников местного детского сада, социальных работников. У сельского Дома Культуры их встретили Дед Мороз, Снегурочка и Баба Яга. Свой маршрут группа ряженых начала с посещения Дома Культуры и сельской библиотеки, где они провели обряд колядования с пожеланиями процветания и благополучия. Момент одаривания тоже обыграли театрализацией: как обычно, подарки Баба Яга спрятала, и детям пришлось применить свою ловкость и смекалку, чтобы их отыскать. Затем группы ряженых отправились в другие учреждения села, где их поджидали: администрацию, почту, школу, пожарную. По дороге колядки исполняли всем, кто им встречался на пути. Колядующие получили заряд бодрости, массу удовольствия и сладкие подарки.

19 января в Центральной детской библиотеке вновь провели игру «Рождественская круговерть, но уже для дошкольников.

Суеверия и приметы
классный час (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Кто они: домовые, русалки, лешие и прочая нечесть? Что такое суеверия и приметы и в чем их отличие.

Вложение Размер
sueveriya_i_primety.ppt 1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ

ДОМОВОЙ Д ух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме, в каждом семействе. Он не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. По общему поверью, живёт он по зимам около печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового.

Читайте так же:  Народные приметы на 17 марта

БАННИК Дух, живущий в бане. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Вредить банник начинает только тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся. Добиваются расположения банника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банный дух может выступать также в женском облике — банниха, байница, баенная матушка. Живёт под полком.

ДВОРОВОЙ Покровитель двора, помощник домового. Различались два вида домовых. Одним был доможил , обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы По характеру отношений с хозяином двора — злой дух. Он всегда в дружбе только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей — знающий хозяин старается не держать такую живность. Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. Дворовой порядочный колоброд: нередко домовладельцы терпят от ссор соседних дворовых, не в силах вмешаться. Любимым животным дворового являлись кошка или кот.

БЕРЕГИНЯ У восточных славян — женский персонаж, добрый дух. Берегини — хранительницы рек, водоемов, духи, имеющие отношение к воде. Праславяне жили именно на берегах рек и озёр, отсюда и синоним слову хранительница , т.е. хранит, оберегает воду. В славянском почитании самое часто используемое имя — Лада. Со временем славянские народы стали считать, что берегинь множество. В берегинь превращались невесты, умершие до свадьбы. Каждого парня берегини считали своим утраченным женихом и часто сводили их с ума своей красотой. Берегини считаются добрым духом. Они помогают людям добраться до берега целыми и невредимыми, защищают их от проказ Водяного, чертей и кикимор. Берегини появляются на Русальной неделе, сидят на берегу и расчесывают свои зеленые косы, плетут венки, устраивают хороводы и заманивают к себе молодых парней. По окончании Русальной недели берегини покидают землю. В день Ивана Купалы им устраивали проводы.

В восточнославянской мифологии Лихо — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. ЛИХО (одноглазое)

БАБАЙ Баба́й ( баба́йка ) — ночной дух , воображаемое существо , используемое родителями , чтобы запугать непослушных детей . Иногда Бабай не описывается вообще; в этом случае дети могут вообразить его в наиболее страшной форме. Обычно Бабай используется, чтобы непослушные дети не вставали с кровати после того, как их уложили спать. В этом случае родители говорят, что Бабай прячется под кроватью, и что он заберёт ребёнка, если тот встанет. У древних славян , когда приходит время ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит под окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач — шумит, шуршит, скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы бабай забрал и унёс ребёнка, он только пугает.

ЛЕШИЙ Человеку с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути духом бескрылым, бестелесным и безрогим. Излюбленное его обличье — дряхлый старичок, вдруг ни с того — ни с сего возникающий перед путником в лесу. Место жительства духа — глухая лесная трущоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а только в тёплое время года. 17 октября дух проваливается под землю, где зимует до весны. Леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах таких деревьев. Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Его одежда обязательно вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, и сам он обязательно не подпоясан. Под властью этого духа находятся все звери в лесу. Любые массовые передвижения животных управляются лешим.

Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) персонаж восточнославянской мифологии. один из видов домового . Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою .Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Считалось, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещёнными.

Кикимора болотная (лесная) Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает.

БАРАБАШКА Это — хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту. Различные неприятности чинили существа совершенно особенные: проклятые дети. Народ свято верил, что стоило легкомысленным родителям проклясть свое чадо, то оно рано или поздно либо пропадет, либо умрет без видимых причин. Сказка — не сказка, но явление «полтергейста» объяснено вполне логично и даже предложен способ борьбы с ним.

Читайте так же:  Кошка ложится на низ живота примета

ВОДЯНОЙ Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого- нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Особой силой наделялись родниковые Водяные.

РУСАЛКИ Русалка — это чаще всего девица — утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась. Женские духи вод – русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. Большой праздник у русалок — Купала. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с девушками, которые утонули в реке. Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах.

ВОДЯНИЦЫ Водяницы — водяные девы — по верованиям древних славян, жены или дочери водяных, живут в реках, озерах или колодцах. Не злобны, но проказницы. Путают у рыбаков сети, могут сломать плотину или мост. В отличие от русалок не имеют хвоста.

ПРИВЕДЕНИЯ Видимые лишь частично в обычном спектре души давно умерших людей. По рассказам они вызывают безотчетный страх или дают различные предупреждения живым. Встречаются привидения чаще всего на развалинах, кладбищах, перекрестках дорог, болотах, или в заброшенных домах. Они могут напугать, заманить, лишить памяти, наслать болезни. Сюжеты многочисленных быличек основаны на рассказах о том, как приведения заставляют людей часами блуждать по лесу или по дороге. Вместе с тем привидение может помочь человеку отыскать клад или найти потерянный предмет. Согласно народным поверьям с приведениями нельзя говорить, а так же поворачиваться к нему спиной. Так же не следует возвращаться назад, надо просто продолжать движение, как бы не замечая приведение. При этом нужно вывернуть всю одежду на изнанку или надеть шапку задом наперед. Оберегами приведений считался крест, святая вода, ветки омелы или освященной вербы.

ОБОРОТЕНЬ Настоящий оборотень может физически превращаться в волка. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он тем не менее сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Человек, которая стал оборотнем не по своей воле (рождение, проклятие или укус) не считается проклятым необратимо до тех пор, пока не попробует человеческой крови. Как только он это сделает, его душа будет проклята вечно и ничто не сможет его исцелить. Его душа не сможет попасть в рай и человек останется на Земле до самой своей смерти, пока на нем лежит проклятие.

ПОЛЕВИК Иногда люди встречали в поле, во время посевной старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук. Крестьяне полагали, что мохнатые полевики или луговики обитают под землей, в норах, но выходят оттуда в полдень и перед заходом солнца. В это время они опасны, могут «навеять на человека болезнь, лихорадку.

ЗЛЫДНИ Языческие злобные духи древних славян. Так же их еще называют болотными духами, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, «ездить» на нем. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую — нибудь емкость.

Приметы и суеверия реферат

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3 «г. Курска

Исследовательская работа
по теме:

Сходства и различия примет и суеверий
в России и Великобритании

Выполнил:
Разиньков Михаил
ученик 4 А класса

Консультант:
Петрова Ирина Алексеевна,
учитель английского языка

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Глава II. Исследовательская работа по выявлению сходств и различий
примет и суеверий в России и Великобритании

О мероприятии суеверия и приметы в библиотеке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here