Православные суеверия

Актуально по теме: "Православные суеверия" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Православие vs. суеверия

В наше время, когда главный недостаток – это не дефицит информации, а её переизбыток и легко доступность. Нам могут навязать, как справлять Пасху, или как правильно гадать на Рождество. А церковная безграмотность, можно сказать, не меньше, чем не всеобщая. Нужна верная информация.

Среда православных христиан, хотя бы, потому что все мы люди, разная. Каждый знает что-то своё, кто-то воцерковлён давно, а кто совсем недавно. Думает, что вот я вроде и в Церкви уже, уверенность появляется. Это, как управлением автомобилем, критические годы попадания в ДТП: 1-ый и 3-ий. В 1-ый ездить ещё не умеешь, чувствуешь небольшой страх, опаску, ответственность всё-таки. Ну а на третий уже думаешь, что асс, море по колено, уверен в себе, и это влечёт последствия. Вот и в околоцерковной среде бывает, слышишь удивительные вещи, которые православный человек по определению вроде говорить не должен: «православный экстрасенс», «православная (праздничная) ворожба» и многое другое.

И тем самым суеверия мешают нам на пути Веры, Веры Истинной. Потому следует рассудить:

Суеверие — предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил.

Православие — дословно с греч. «правильное мышление», «правильное учение».

Здесь приведён список суеверий, следовать которым не нужно ни в коем случае:

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

В високосный год надо крёстных выбирать только из родственников.

(Выбирать надо из людей верующих, и посещающих храм, чтобы те наставляли крестника(-цу) в вере – это самое важное, в ЛЮБОЕ время.)

Во время Таинства Крещения присутствующие иногда внимательно смотрят на купель, желая узнать, не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. Если воск упадет на дно, предсказывается ими краткая жизнь ребенка

(Жизнь человека зависит от Господа Бога Единого, который знает сколько тебе дней назначено жить на земле ( Пс. 138:16 ))

Если младенец во время крещение сжимается, плачет или чихает — будет жить, если молчит и вытягивается — умрет.

(Читаем выше тоже, что и про воск.)

Подруга родила ребёнка и 40 дней не будет его никому показывать, кроме родственников и будущей крёстной: боится, что сглазят. Я бы ещё поняла, если б она боялась, что на ребёнка всякой инфекцией надышат, а она считает, что все, кроме родственников и будущей крёстной, могут сглазить.

(Инфекция для человека разумного и верующего куда более важный фактор, в связи с которым он может не пускать к ребёнку.)

Нельзя крестным (а может и не только им) в день Крестин подавать милостыню, а то судьбу (по другой версии — жизнь) крещающегося можно отдать вместе с деньгами в руки того, кому подаешь. (Милостыня – это проявление твоей любви и сочувствия к беде и проблеме нуждающегося, ближнего, сделав, выполнишь заповедь, на деле покажешь свою веру, и только приобретёшь.)

Тот крестик, который был при крещении, лучше не носить — чтобы не терять (плохая примета).

(Носите любой освящённый крестик.)

Девушке нельзя быть крестной девочек — замуж не выйдет.

(Опять, во-первых, вера крёстного, если девушка может наставить, то богоугодное дело сделает, а Бог неужели по Любви своей не сделает блага ей, в браке в том числе.)

Если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться.

(Всем нам приходится испытывать разного рода скорби, во-первых, потому что сами мы грешим, и последствия производят скорби (наказания), ведь Бог справедлив, а, во-вторых, испытывая скорби, мы должны вытерпеть их, с молитвою, с надеждою на Бога, что он Избавитель наш.)

Если на человека наведена порча, или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу.

(«Выяснить», что была наведена порча может только колдун какой-нибудь, а если человек заболел, ему плохо, не идут дела, то нужно вспомнить, каялся ли в грехах своих Богу, молился ли? Перекрещивать не нужно, просто нужно понять смысл Крещения, что происходит в этот момент.)

В образе умерщвления, представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла. (Григорий Нисский)

«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 )

ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ

Человек посещает Таинства Исповеди (Покаяния) с целью магического разрешения проблем.

(Покаяние — это не просто перечисление грехов перед священником, это раскаяние в совершенном, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как некий магический акт по снятию грехов, обманывают самих себя.)

Если батюшка порвет бумажку с грехами — то грехи простятся.

(Грехи прощает Бог.)

Надо смотреть, кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет? Так можно узнать, прощены тебе твои грехи или нет, а священник «настоящий» или нет.

(Тяжело смотреть на священника, который кладёт руку на твою голову, да ещё и через епитрахиль. Грех прощается, если ты искренне сожалеешь о нём и желаешь не повторять его более.)

СУЕВЕРИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ХРАМОМ, ИКОНАМИ, БОГОСЛУЖЕНИЕМ

Кадило при необходимости может держать только вдова.

(При необходимости его может держать, кто угодно.)

Когда диакон или священник кадит народ необходимо сложить ладошки в лодочку, чтобы зачерпнуть с благовонным дымом благодати. Потом эту «благодать» растирать от лица по всему телу.

(Понимаю ещё елей растирают на соборовании, ну а тут. Дым достаточно «тяжело» растирать.)

В церковный двор можно заходить только через центральные ворота, и ни в коем случае не через заднюю калитку с другой стороны храма.

(Самое важное чтобы ты заходил.)

Некоторые считают, что если постоять под куполом храма, то можно «зарядиться» энергией.

(А что делать, если купола нет? Есть ведь приходы, у которых и особо храмов нет, куполов. А вообще храм место общения с Богом, место молитвы.)

Если изображён череп в основании креста, то ребенок, которому надели такой крест, будет всю жизнь несчастен. Если черепа нет – будет счастлив.

(Частый вопрос, не только для детей. Череп и кости в основании православного креста – это нормальное явление, ведь Господь смертью победил смерть, и это торжество Его победы над смертью. Также по Преданию, место, где был поставлен крест находилось на древнем месте захоронении Адама.)

На «Херувимской» некоторые стоят, плотно прижав ноги друг к другу, «чтобы бес не прошел».

Читайте так же:  Ласточка залетела в дом примета

(Сам о таком не слышал, но охотно верю, что и такая глупость есть.)

На ектенье об оглашаемых после слов «оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» главу обязательно преклонить.

(Но это, скорее, не суеверие, а просто безграмотность, ведь чаще всего воцерковлённые люди –это уже верные, а не оглашенные.)

Церкви при кладбищах нехороши — из-за того что там постоянно отпевают, в них плохая энергетика.

(Любая церковь, храм есть место, где обитает сам Бог, место освящённое и отделённое для Господа.)

Неправильное почитание икон.

(Какая икона лучше: Казанская или Владимирская?)

О силе икон. Говорят: «Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме». Или: «Эта икона сжигает отрицательную энергию». «Надо обязательно повесить над входом «Семистрельную», она защищает». «Нерушимая стена оберегает дом от воров». «Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало».

Каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона. «Я Козерог, значит, какая икона моя?»

(Православный христианин не пользуется гороскопом, почему-то так навязываемым нам через СМИ, потому что у него нас Всемогущий Бог, Который отдал ему всё, включая Жизнь. И отлично сказано в Библии, что мы умираем для стихий мира ( Кол. 2:20 ), т.е. мы не управляемся никаким огненным или воздушным и т.д. знаками, можно сказать, что я родился в момент, когда было созвездие Рака, но это не значит, что я стал Раком или Козерогом. Каждый из нас Образ Божий.)

В народе существуют поверья о «намоленных» иконах, местах или предметах. Так называемые «намоленные» предметы обладают мистической силой сами по себе.

Авторы подобных утверждений забывают о том, что, например, не все люди исцеляются прикладываясь к чудотворным иконам.

Молитва «Отче наш», и Крестное Знамение обладают, как и колокольный звон – бактерицидными свойствами

(Как реклама мыла Safeguard, прости Господи.)

Темнеет нательный крест — к несчастью.

(Всякое суеверие становится центром внимания для человека, и порождает часто страх, и замешательство. Бояться же нам надо одного Бога и ничего, и никого больше. И выходит, что на место Творца Вселенной мы ставим какой-то крестик, думаю, что он управляет какими-то обстоятельствами. Бог — Творец всех обстоятельств.)

Убедительная просьба не повторять этого в храмах!

Изложенное выше — плод человеческого незнания, безграмотности в церковной жизни, лености в её изучении.

Как относиться к приметам и суевериям?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем злободневную тему, касающуюся примет и суеверий в следующих вопросах-ответах:

Как относиться к приметам и суевериям?

Почему спортсмены и артисты очень суеверны?

Откуда берутся привидения, вампиры, упыри, кикиморы и прочая нечисть?

Зачем бесы пугают нас? Зачем им это нужно?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Суеверие, то есть суетная, бесплодная, бесполезная вера, так можно перевести это слово со славянского языка. Уже из одного этого видно, как нужно относиться к приметам и суевериям: лучше к ним вообще никакого отношения не иметь.

В древности, еще до рождения Христа, в мире господствовало язычество, то есть многобожие. Очень тягостная, надо сказать, вера. Ведь, чтобы жизнь была благополучной, нужно было стараться угодить не одному богу, а многим. Язычники так боялись прогневать кого-либо из богов, что устраивали даже анонимные жертвенники неведомым богам. Подозревая, что не всех богов знают, они стремились подстраховаться на всякий случай.

Можно только пытаться представить, в каком страшном порабощении жил человек — он зависел от каприза десятков и сотен богов. Поэтому христианство, в первые века по Рождестве Христовом, когда люди еще помнили, что такое язычество, воспринималось, как радостное освобождение от рабства бесчисленным господам.

И вот обратно в такое рабство заталкивают нас суеверия. Если им верить, то человек опять впадает в зависимость. Она даже по-хуже языческой: язычник зависит от богов, как-никак личностей, с ними можно столковаться, а суеверный — от примет, тут уж не поторгуешься.

Кроме того, в наполненный сосуд нельзя что-либо вместить. Единственный выход — вылить содержимое, а затем заменить его чем-то другим. Так и вера в Бога: ее нельзя с чем-либо сочетать, не отрекшись от Бога. Если человек суеверен, это значит, что он заменил Бога суеверием. Да, все так серьезно: или — или. Вспомним Честертона еще раз: «Когда человек перестает верить Богу, он начинает верить всему остальному».

Спортсмены, артисты и, я бы еще добавил, студенты, перед экзаменами отличаются предрасположенностью к суевериям, на мой взгляд, потому, что участвуют в деле, в котором большое влияние на исход оказывает случай, удача. Так хочется ее приручить, что выдумываются для этого самые разные способы: талисманы и проч.

— Откуда берутся привидения, вампиры, упыри, кикиморы и прочая нечисть? Зачем бесы пугают нас? Зачем им это нужно?

— Начнем отвечать на вопрос с богословских позиций. Еще до сотворения мира в среде Ангелов (первых творений Бога) произошел раскол. Часть из них во главе с тем, кого мы сейчас называем сатаной, взбунтовалась против Бога, отпала от Него и навсегда укоренилась во зле. Этих ангелов принято называть падшими или, еще иначе, демонами, бесами. Все их мысли, слова, поступки всегда злы. Они могут принимать различные виды, и вся перечисленная в вопросе нечисть — просто своеобразный бесовский театр.

Кстати, мы, люди, можем сами увеличить количество этих бесовских ролей. Дело в том, что бесы присматриваются к людям, могут выяснить, чего мы боимся, каковы наши страхи. Затем они принимают соответствующий вид и пугают нас.

Зачем им это нужно? Могу лишь предположить. Всякое сотворенное существо стремится к радости, думаю, и бесы — не исключение. Однако у них это стремление извращено: они, видимо, чувствуют какое-то удовлетворение, когда делают окружающим гадости. Понять их возможно, ведь, к сожалению, почти каждый из нас испытывал чувство злорадства.

Если я не ошибаюсь, Чарли Чаплин — великий комик — говорил, что ничто так не веселит человека, как несчастье его ближнего. В его словах есть правота. Так вот, для бесов, видимо, злорадство — это единственный способ испытать хоть какую-то радость. Поэтому они и одержимы пакостничеством, по крайней мере какого-либо иного, рационального, объяснения этому я не вижу».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Верить ли в приметы?

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Примета птица залетела в дом

Ирина, приветствую тебя. Суеверия — это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.

Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого — дьяволу — совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других — зависть, для кого- то — ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае — суеверия.

Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие- то добрые поступки. Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто- то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много- много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.

Так почему все- таки приметы сбываются? Потому что наш враг — завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), — говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.

Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие — суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.

Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов- ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:

Самое первое, что тебе нужно сделать, — это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.

Второе — нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба — это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.

А если уже совершен какой- то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище — целомудрие. (Слово “целомудрие” — церковно- славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” — крепкий, здоровый — и от глагола “мудрствовать” — рассуждать, размышлять).

Ответственность — один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.

О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом- победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?

— Что ты, батюшка, грех- то какой! — был ответ.

Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 17.09.2004

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Суеверия и приметы в свете Библии

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слова «суеверие»:
«Суеверие — предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего». «Предрассудок (там же) — ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь».

Если задуматься, то легко заметить, что слово суеверие состоит из двух слов: вера и суета. Суеверие — это вера в суетное (тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности).

2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ
Самое интересное заключается в том, что практически не существует универсальных примет и суеверий, которые бы были одинаковыми во всех странах и народах. В действительности дело обстоит совсем наоборот. У каждого народа существуют какие-то свои суеверия и приметы, которые в других странах могут означать нечто другое, а зачастую — совершенно противоположное. Это показывает противоречивость примет и суеверий.
Рассмотрим этот факт на примере суеверий, связанных с кошками:

  • Черные коты приносят удачу и достаток. — Английское поверье.
  • В пятницу, 13-го числа, всем черным котам хозяева обязаны надевать колокольчики, выпуская их на улицу. — Закон в Лик-Спрингсе, штат Индиана, США.
  • Черный кот на крыльце — достаток в доме. — Шотландская примета.
  • Остерегайтесь людей, которые не любят котов. — Ирландская пословица.
  • Дом без кота или собаки — это дом скряги. — Португальская пословица.
  • Кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость. — Надпись на древних могилах.
  • Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники. — Старая английская пословица.
  • Если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным. — Поверье моряков.
  • Если черная кошка чихнет недалеко от невесты — молодым счастье. — Английское поверье.
  • Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию. — Русское народное поверье
  • Козерог с 22 декабря по 20 января. Талисман: черный кот, дьявол. — Современная книга по астрологии «Звезды и судьбы».
  • Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к Вашей двери, впустите его и будьте к нему добры.
Читайте так же:  Найти золотой браслет примета

 Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д. и т.п.

Несложно заметить, что суеверия в основном базируются на человеческом страхе.

4. РАЗНОВИДНОСТИ СУЕВЕРИЙ:

Суеверия бывают разными в зависимости от их происхождения. Они могут быть по своей природе языческими, а могут быть околоцерковными (или церковными). Но те и другие являются по своей сути религиозными; потому что являются верой (в невидимое, непознанное, необъяснимое, рождающему в нас страх) и поклонением этому неведомому

«Существует поверье, что нельзя стряхивать воду с рук, иначе могут
возникнуть проблемы со здоровьем. Есть ли в этом утверждении
религиозные основания или это суеверие в чистом виде?» — Александр.

«Уважаемый Александр! То, что вы описали — чистой воды суеверие!
Давно замечено: будешь верить в приметы (или сны) и они будут сбываться.
Человек суеверный становится рабом своих суеверий. Тяжкое состояние —
ни рук не встряхнуть, ни пальцем повернуть, ни зевнуть. Зато плевать
через левое плечо — сколько душе угодно. Суеверие — это признак духовного
несовершенства со стороны вступающих на путь веры и предательство
со стороны людей, считающих себя христианами». — Источник: Интернет

II. СУЕВЕРИЯ ИЛИ ВЕРА?

Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают «дополнять» веру суевериями.

Одни суеверия — являются очевидными и всем известными (вера в приметы).

Другие примеры суеверий — не так очевидны. Пример такого суеверия — «погоня за чудесами». Чудо (подлинное либо ложное) многими воспринимается как доказательство правильности веры, хотя сами по себе чудеса ничего не доказывают и (когда они подлинные) лишь свидетельствуют о милости Божией. А Бог, как известно, милостив не только к своим детям (принявшим дар вечной жизни верой в жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте). Тем не менее, некоторые верующие люди гонятся за чудесами и чудотворными проявлениями, чтобы доказать свою святость или хотя бы принадлежность к вере и Богу.

Ещё один типичный пример церковных суеверий — преувеличение роли разного рода церковных правил, обычаев и ритуалов. Есть люди, которые придают незначительным правилам и обычаям почти такое же значение, как и заповеди «не убий», совершенно утрачивая способность отличать главное от второстепенного, важное от не столь важного. Так и появляются современные фарисеи.

Суеверия плохи не только тем, что отвлекают человека от истины Слова Божия, от общения с братьями и сестрами по вере, от служения Богу и Церкви (Телу Христа — братьям и сестрам по вере), от жизни по вере и от добрых дел. Суеверия также ущемляют человеческую свободу (данную нам Богом), ставят взаимоотношения людей с Богом в зависимость от наносного и случайного, уводят в духовные сферы, пагубные для человека.

III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ

Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.

1 Царств 15:23 …Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство (divination = гадание, прорицание, ворожба), и противление то же, что идолопоклонство.

Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

Второзаконие 18:9-13 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (медиум — посредник), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.

IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ

1. Определение терминов:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слову «примета»:
«Примета — отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. — Например, особые приметы. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. — Например, дурная примета».

Итак, примета может быть:

Разумеется, люди используют приметы по-разному: Один верит суевериям и во всём ищет суеверные приметы. Другой (фермер) — наблюдает за приметами природы, определяя по ним погоду. Третий (доктор) — по приметам (в данном случае это симптомы недуга) определяет болезнь пациента. И так далее…

Человек — существо наблюдательное. Мы все наблюдаем за теми или иными «приметами» будь то наша профессиональная обязанность или просто человеческая наблюдательность. Очень часто мы судим о человеке по тем или иным приметам (внешним признакам) — «встречаем по одёжке».

чтобы распознавать людей и события (времена):

А. Приметы дня…
Лука 12:54-56 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Б. По плодам их узнаете их…
Матфея 7:15-20 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

Читайте так же:  Дуб возле дома приметы

1Иоанна 4:4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

В. Приметы конца света:

Заключение: Истинно верующий человек отличается от просто религиозного человека тем, что верит в непреложную истину Слова Божия, тогда как религиозный человек больше доверяет своим чувствам и нелепым предрассудкам, которые в его жизни занимают место Бога и являются его идолом, которому он поклоняется, зачастую сам того не подозревая. Однако, необходимо помнить, что только Бог и Его святое Слово — единственное, что достойно нашей веры и поклонения.

Церковные суеверия

Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они, ни с чем иным, как с церковным преданием. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно.

Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия и предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7:3, Мф. 15:3).

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как ни странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.

Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения – пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».

Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католической церкви это вообще норма.

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.

Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. (Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирном магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением). Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.

Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.

Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

Читайте также по теме:

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию – поиск старцев, а если быть точнее – вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

Читайте так же:  Почему нельзя держать дома орхидеи народные приметы

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».

Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия, связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.

Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры. Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремится как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховности – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Суеверия на похоронах христиан

Какие бывают суеверия и что НЕ надо делать на христианских похоронах

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, — проблема не только нашего времени. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно. Например, существует не православный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу.

Плакальщицы о покойном — тоже не церковная традиция. Есть еще много примет и суеверий. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. Вот некоторые похоронные обычаи:

В XX веке, эти погребальные суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански.

Кремация

Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силыотсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся. никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».
Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви,– действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Подробное изложение вопроса и советы на сайте епархии:

На поминальном столе не должно быть спиртного.
Если сложно, то немного «Когора».
Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Новопреставленный нуждается в молитвах, добрых делах и мыслях ради него.

Православные суеверия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here