Психология суеверия

Актуально по теме: "Психология суеверия" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Психологический аспект суеверий

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУЕВЕРИЙ.doc

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУЕВЕРИЙ

Актуальность проблемы исследования: В настоящее время важное место в сознании значительной части населения нашей страны занимают суеверия. Суеверия рождаются не в сознании отдельного человека, они не являются итогом анализа собственного опыта людей. Они внедряются в их сознание в готовом виде. Суеверия известная с древних времен форма своеобразная форма оправдания настоящих и будущих проблем, возникающих в жизни, с помощью мистики.

У первобытных людей суеверия возникали, когда они были бессильны объяснить те или иные события. Тогда они придумывали некие ритуалы, надеясь, что таким образом смогут укротить злых духов. Надо сказать, что мы недалеко ушли от своих далеких предков. Сталкиваясь с чем-то для нас непонятным, мы до сих пор ищем ему какие-то мистические объяснения и свято верим, что сможем избежать в будущем серьезных проблем.

Изучая суеверия, современные психологи нашли прямую взаимосвязь между ними и теми внутренними проблемами, которые испытывает тот или иной человек 1 .

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером.

В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом. Суеверия являются мемом.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Основные интенции: желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций, утешить человека, желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями; содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые слишком сложно подтвердить научно; приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Однако тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии, что обусловило актуальность и значимость нашего исследования.

Целью курсовой работы является изучить психологический аспект суеверий.

Объект исследования – психологический подход к суевериям.

Предмет исследования – феномен суеверий в психологии.

Цель исследования реализуется в решении следующих задач:

1. рассмотреть психологические подходы к суевериям;

2. раскрыть связь мировоззрения и суеверия;

3. определить причины и условия возникновения суеверий;

4. проанализировать механизмы и психологические аспекты изучения суеверий.

Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУЕВЕРИЙ

1.1. Психологические подходы к суевериям.

Суеверие есть вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.

Когнитивный подход. В этом случае суеверия анализируются как представления, как попытка понять необъяснимое и неизвестное.

Так, Л. Леви-Брюль рассматривает суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания 2 . В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.

А. Леман подчеркивает, что с помощью магических операций человечество всегда стремилось к познанию фактов, лежащих вне пределов обыкновенного опыта и необъяснимых общепринятыми способами; пыталось получить власть над внешним миром, недостижимую обыкновенными средствами 3 .

По словам П.П. Блонского, суеверия играют огромную роль в «первобытной науке», являясь увековечением какого-нибудь прецедента навсегда и позволяя прогнозировать будущее. Т.е. суеверия можно считать элементарными средствами памяти и воображения 4 .

П.Я. Гальперин указывает на такую функцию суеверий как классификация и обобщение впечатлений от окружающего мира, но оговаривает, что происходит это на основе наглядных, непосредственно воспринимаемых и ситуационно связанных признаков, в результате чего существенные свойства предметов остаются понятыми неправильно. В суевериях субъект плохо отделяет свои представления от объекта, который их вызвал 5 .

Г.Г. Почепцов определяет суеверия как предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события, и считает возможным влиять на них 6 . Суеверие включает в себя допущение, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Устойчивость суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты ошибочности вытесняются. Сохранению и распространению суеверий способствует желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций. Суеверия более широко распространяются в экстремальных обстоятельствах.

Суеверия – это система восприятия и описания мира, имеющая характер нравственного реализма – мир понимается как однозначное противопоставление добрых и злых сил.

Итак, можно сказать, что суеверия – это негибкие знания, с трудом или вообще не изменяющиеся, ограниченные применением в повседневной, бытовой деятельности, не связанной с умственным трудом. Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующего логических доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познавательную потребность. Суеверия позволяют осуществлять познание в упрощенной, наглядной форме без опоры на абстрактные научные понятия.

Другим подходом к пониманию суеверий можно считать аффективно-мотивационный подход, с позиции которого суеверия рассматриваются как аффективно насыщенное психическое явление, выполняющее функцию защиты эмоциональной сферы. Этот подход был заложен Л. Леви-Брюлем.

Б. Рассел иррационализм рассматривал как неверие в объективные факты, полученные объективными методами, и как потакание человека своим непосредственным неосознанным желаниям и эмоциям. Вера в реальность, отличную от той, о которой говорят органы чувств, возникает в состоянии эмоциональной напряженности 7 .

По мнению некоторых авторов, суеверия выполняют психотерапевтическую функцию: давать надежду на бессмертие, избавлять от страха смерти, придавать уверенность в своем существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных ситуациях 8 .

Чувство бессилия перед таинственным и непознаваемым заставляет человека игнорировать противоречия непосредственного опыта и связывать между собой явления, в действительности не связанные никакими отношениями, т.е. мыслить дологично.

В. И. Лебедев в качестве психологических факторов суеверий называет страх смерти, одиночества, чувство бессилия, горя, усиливающихся в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры 9 . В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма.

Читайте так же:  Щучий хвост цветок дома примета

И.Д. Ялом считает, что функция магических верований заключается в защите индивида от страха старения и смерти, от страха перед реальностью 10 . Иллюзорные верования ослабляют чувствительность к боли существования: утратам, горю, одиночеству, неразделенной любви, депрессии, отсутствию смысла жизни, неизбежности смерти. Ободряя человека, они не позволяют ему познать свои чувства, мысли и желания.

В действительности ясное осознание смерти в противоположность мифическим способам ее отрицания делает индивида мудрым и обогащает его жизнь. С иррациональным взглядом на мир, по мнению этого автора, также тесно связан страх перед свободой и ответственностью. Свобода неразрывно соединена с тревогой, т.к. требует, чтобы человек сам отвечал за свои решения, поступки, трудности, а также, чтобы он прикладывал волевые усилия для изменения своей жизни. Ответственность означает авторство своего жизненного замысла. Люди же обычно сопротивляются принятию ответственности и осознанию себя как создателя своих проблем и жизненных затруднений.

Д.В. Ольшанский показывает, что суеверия являются механизмом психологической защиты, самопомощи для людей, испытывающих постоянное беспокойство, с трудом переносящих состояние неопределенности, нуждающихся в психологическом контроле, стремящихся видеть вещи лишь в черно-белых тонах 11 .

Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что суеверия избавляют человека от страха перед неизведанным, рождают «уверенность в завтрашнем дне». Отсутствие соответствующей уверенности в кризисных ситуациях усиливает потребность индивида руководствоваться в своей повседневной жизни установленными вековыми традициями и ритуалами, к числу которых могут быть отнесены и суеверия. В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые; суеверным же поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний.

Следуя приметам, человек стремится защитить свое самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Большинство авторов сходится во мнении о том, что суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

Тесно примыкает к вышеназванному психоаналитический подход. З. Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовне неосознаваемых мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать источник суеверий во внешний мир. На компенсаторную роль суеверий указывали также Л. Демоз 12 и Э. Блейлер 13 .

По мнению Э. Берна, многие суеверия основаны на представлении о всесилии мыслей и чувств, на их переоценивании, искажающих восприятие реального мира 14 . Кроме того, образы окружающего мира искажаются чрезмерной насыщенностью суеверий эмоциями (напряжением, беспокойством и др.), что нарушает разумное отношение к действительности.

Магию, также как и объективные знания, используют для максимально быстрого и наименее опасного удовлетворения потребностей, но в отличие от научных знаний – без учета объективных причинно-следственных связей, без точного представления о действительности, с недостаточным контролем самого себя, других и природы, т.е. принцип реальности приносится в жертву принципу удовольствия.

Основываясь на теории Э. Фромма, суеверия можно рассматривать как зависимость субъекта (часто неосознаваемую) от некоторой внешней силы, призванной защищать, заботиться и нести ответственность за результаты его собственных поступков. Э. Фромм называет эту внешнюю силу волшебным помощником 15 . Волшебный помощник, персонифицированный в суевериях в виде божеств, ведьм, знахарей и других лиц, обладающих волшебными, сверхъестественными способностями, призван помочь человеку удовлетворить свои актуальные потребности без приложения собственных усилий. В большей или меньшей степени деятельность суеверного человека направлена на манипулирование волшебным помощником и принуждение его к выполнению своих желаний.

Итак, согласно психоаналитическому подходу в целом, суеверия замещают недостающие знания и восполняют нереализованные потребности с опорой на обстоятельственную и объектную атрибуцию.

Согласно бихевиористскому подходу суеверия представляют собой развернутое или редуцированное поведение. Бихевиористы рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять существование (отсутствие) причинно-следственных связей между собственным поведением и последующими событиями в мире. Суеверное поведение – поведение, которое возникает и поддерживается в результате случайного подкрепления, которое фактически с ним не согласуется.

В соответствии с социально-нравственным подходом, суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали. В частности, Б. Рассел рассматривает суеверия (предрассудки) как опору морали 16 .

С точки зрения Е.А. Грушко и Ю.М. Медведева, суеверия – это концентрированный опыт общения с природой предыдущих поколений, определяющий условия выживания, табуирующий окружающий мир 17 . Данные авторы рассматривают возрождение суеверий как возврат к народной мудрости и культуре, поскольку они помогают уберечься от житейских и нравственных бед.

Психология суеверий

Читайте также:
  1. Аналитическая психология
  2. Арт психология и ее возможности в развитии творческого потенциала личности
  3. Арт-психология в клинической психологии и психиатрии.
  4. Биологические основы развития и возрастная психология
  5. Бихевиоризм и военная психология
  6. В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений.
  7. В. Н. Мясищев и психология отношений.
  8. Взаимоотношения и психология женщины.
  9. Военная психология и глубинные теории
  10. Военная психология и психотерапия
  11. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  12. Возрастная психология

По мнению К. К. Платонова, суеверия — это рудиментарные осколки прошлых рели­гий. Это как бы кладбища былых богов и связанных с ними культов в^ассовой пси­хологии. Иногда, однако, это и благоприобретенные, новые верования, близкие по психологическому происхождению к неврозу навязчивых состояний. В силу этого бо­роться с ними практически невозможно — они составляют «бытовую подкладку» на­шего сознания.

Типичный пример суеверия — это представление о связи, якобы существующей между каким-либо предметом, выступающим в роли амулета, и удачей в делах. А так­же, наоборот, между плохой приметой и последующими неудачами и даже несчастья­ми человека. Приметой может служить любое обыденное и распространенное в жиз­ни явление. Так, в странах Европы принято считать предвестником несчастья встре­чу с черной кошкой. В США и Латинской Америке считается: тот, кто пройдет под лестницей-стремянкой, наживет большие неприятности. Для проверки в 1939 г., во время Всемирной выставки в Нью-Йорке, был проведен своеобразный психологиче­ский эксперимент. В вестибюле поставили большую стремянку. Она никак не меша­ла проходу, но 70 % из нескольких миллионов посетителей выставки предпочли сде­лать специальный крюк, чтобы обойти ее.

Психологическое объяснение большинства существующих суеверий — поиск ло­гической связи между событиями, наступающими одно после другого. Здесь действу­ет известная формула: после того — значит, вследствие того. Разумеется, это логичес­кая ошибка. Однако в психологии масс представления о вполне возможной сверхъес­тественной связи между близкими или совпадающими по времени явлениями до сих пор продолжает сохраняться и служить источником веры в приметы, предчувствия и гадания. Помогает здесь и особая избирательность нашей памяти: одна сбывшаяся примета или некое предсказание запоминаются лучше, чем десяток несбывшихся. Ф. Бэкон писал об этом: «Таково основание почти всех суеверий — в астрологии, в сновидениях, в предзнаменованиях, в божественных определениях и тому подобное. Люди, услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое ис­полнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще» (Бэкон, 1935).

Читайте так же:  У кошки выпадают усы примета

252 Часть 3. Массовые социально-психологические явления

Одно из типичных суеверий — вера в предсказания, гадания, гороскопы и т. д. В конце 80-х гг. XX века только в США существовало 12 000 астрологов, еще 175000 американцев совмещали астрологию с другими занятиями, а 1250 американских га­зет регулярно публиковали гороскопы 1 . Сегодня и наша страна ненамного отстает от таких показателей. Как еще сто лет назад сказал о подобных явлениях поэт А. Блок: «Начало века, декаданс, маразм интеллигенции».

Одно из типичных суеверий — вера в предчувствия. Ее основа — это подмена пред­чувствием предположения. Предположение — это допущение события, вероятность которого еще не известна. Умение предполагать — ценное свойство интеллекта. Од­нако сочетание предположения с чувством тревожного ожидания часто переживает­ся людьми как предчувствие. Обычно это происходит в условиях реальной или потен­циальной опасности и значительного нервного напряжения, стресса. Если развитие событий не подтвердит предчувствие, то оно легко забывается. Однако подтвержде­ние предчувствия, напротив, непроизвольно запоминается. Так создается суеверное убеждение, легко перерастающее в предрассудок: «предчувствие меня никогда не об­манывает».

Близка к вере в предчувствия и вера в загадывание, развивающаяся по сходному механизму. Гадание на ромашке («любит — не любит. »), игра в «чет — нечет» и тому подобные привычки — это тоже разновидность предрассудков и суеверий. •

Суеверия осуждаются догматической религией, хотя психологическая природа и структура суеверия иной раз мало отличается от канонизированной веры. Отличия часто сводятся в основном к идейным компонентам, которые определяют содержание суеверия.

С одной стороны, суеверия бывают очень близки к вере. Однако, с другой сторо­ны, часто они сливаются с предрассудками. Эти два явления религиозной психоло­гии часто путают между собой. В психологической структуре суеверия обычно доми­нирует чувство веры, тормозящей мышление. Суеверие больше переживается, чем по­нимается. В его основе лежат лишь эмоции. Еще Б. Спиноза когда-то справедливо утверждал: «. Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраня­ется и поддерживается» (Спиноза, 1957). Предрассудок же — это явление ошибочной «картины мира», в его психологической структуре преобладает элемент мышления, неправильного понимания, причем обычно внушенного извне. Предрассудок не бы­вает без суеверия — последнее входит как элемент в его структуру. При этом и суеве­рия, и предрассудки всегда представляют собой явления обыденной психологии масс, объединяемые под общей рубрикой.

Б. Спиноза считал суеверия хотя и ложными, но все-таки естественными для ши­роких масс. Он искренне полагал, что избавить толпу от суеверий невозможно, да, по­жалуй, и не нужно. Вольтер провозгласил известный тезис: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». П. А. Гольбах писал: «. Атеизм, подобно философии и всем серьезным абстрактным наукам, не по плечу толпе и даже большинству людей» (Гольбах, 1963). Таким образом, психология суеверий — еще более древняя и широ­кая основа психологии масс, чем даже психология самой религии.

1 См.: Евгеньева Т. В. Психология религии и проблемы работы с верующими. М.: изд-во Института об­щественных наук при ЦК КПСС, 1988.

Глава 3.1. Психология религии 253

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Понятие «суеверие»

Давайте подумаем, как мы понимаем слово «суеверие»? Если мы попытаемся определить его, это будет очень сложно сделать, не так ли? Мы можем сказать, например, что это вера в то, чего в реальности не существует. Действительно, вокруг нас много такого, во что люди верят и что нельзя подтвердить. Более того, в наше время люди верят в реальные факты, которые мы рассматриваем как приметы. И люди, верящие в это, совсем не суеверны!

В древние времена человек пытался объяснить события, происходящие вокруг него, с учетом уровня своих знаний. Он многого не знал о Солнце, о Луне, звездах, кометах и т.д. Поэтому он судил о них на основе имеющегося у него опыта и старался оградить себя от их влияния. Именно в результате этого астрология долгое время считалась религией. Но с развитием науки небесные тела стали более понятными и изученными. Старые верования должны были умереть. Но этого не случилось. Люди не перестали верить, что, например, увиденный метеор приносит удачу, и, таким образом, эти верования стали суевериями. Интересно заметить, что в православной религии любые суеверия считаются грехом.

Причины возникновения суеверий

суеверие приметы великобритания россия

Откуда берутся суеверия? Суеверия существуют с зарождения цивилизации по сей день. Миллионы людей во всем мире все еще заражены суевериями и вовсе не собираются от них отказываться.

Довольно сложно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина — в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых бы они хотели предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происходящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию. Суеверие — это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.

Суеверия могут иметь различное происхождение, но все они порождены невежеством и страхом.

Как было сказано выше, причины появления суеверий различны. Если говорить о самых древних суевериях, то они возникли на почве страха и невежества. Древние люди пытались объяснить непонятные для них явления с помощью примет, деянием духов и богов.

Также можно проследить исторические причины появления тех или иных примет. Например, в русской культуре есть суеверие, что если рассыплешь соль — поссоришься с кем-нибудь из друзей. Но даже у ссор как следствия просыпанной соли есть свое обоснование: раньше на Руси этот продукт стоил баснословных денег, его частичная утрата грозила рукоприкладством. Теперь эта «роскошь» доступна всем и каждому, и поводов переживать нет. Или, например, такая примета тоже имеет вполне рациональное объяснение. Примета «не оставляй ключи на видном месте — денег не будет», таит в себе другую мысль: ключи украдут — дом обворуют, следовательно, и денег не будет.

Выше приведенные примеры суеверий можно отнести к разряду «устаревшие». Но даже в наше время есть приметы и суеверия, которые действительно заставляют задуматься. Например, современные ученые и специалисты по паранормальным явлениям считают, что разбитое зеркало несет в себе не столько невезение, сколько отрицательную энергию. С помощью специальных приборов было установлено, что, возможно, в мире так называемого Зазеркалья все-таки что-то есть. По предположениям, зеркало забирает у человека негативную энергию. Когда же зеркало разбивается, все отрицательное выходит наружу. Экспериментально было замечено, что человек, долгое время находящийся в помещении с разбитым зеркалом чувствует усталость, раздражение, страх и иногда даже вспышки агрессии.

Видео удалено.
Читайте так же:  Сосна у дома приметы и суеверия
Видео (кликните для воспроизведения).

Часто также можно встретиться с тем, что в доме, где умер человек, занавешивают все зеркала. Это связано с верой в то, что душа умершего может в перейти в мир Зазеркалья и оказаться там в заточении. Это также было частично подтверждено. Хотя многие люди и относятся к этому с недоверием. Возможно, множество суеверий, связанных с зеркалом, вызваны тем, что человек с некоторым страхом воспринимает точную свою копию. Данные приметы вызваны в первую очередь именно страхом, ведь не зря говорят, что если долго смотреть на себя в зеркало в темноте, то можно сойти с ума.

Так или иначе, но причины появления суеверий еще долго будут являться вопросом без ответа.

Формы проявления суеверий

На самом деле суеверия включают в себя несколько отраслей:

  • 1) Собственно сами суеверия
  • 2) Приметы
  • 3) Традиции
  • 4) Религии
  • 5) Обычаи и обряды
  • 6) Астрология
  • 7) Верования
  • 8) Магия
  • 9) Псевдодуховные учения.

Все это также относится к суевериям. Мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из этих форм проявления суеверий.

Если говорить о традициях, то это, пожалуй, самая распространенная форма проявления суеверий. Практически каждый человек следует традициям, будь то традиции крупного масштаба или традиции определенного коллектива. Традиции всегда имеют исторические истоки, особенно когда речь идет о традициях какой-либо страны. Чаще всего традиции связаны с проведением праздников.

Магия, в ее первоначальном понимании, связывалась с заклинаниями, чарами и сверхъестественными силами, совершающими «чудеса». В древности священники и медики Египта, Греции и Рима, как правило, внушали людям, что обладают некой магической силой.

Но магия, какой мы знаем ее сегодня, это один из видов развлечений для людей. Волшебник, используя ловкость рук или какие-то механические приспособления, одурачивает своих зрителей и внушает им, что сделал нечто невозможное. Как мы можем видеть, все отрасли суеверий основываются на внушении. Мы, зрители, понимаем, что за волшебством стоит какой-то трюк, но нам нравится быть одураченными. Ведь срабатывает ожидание тайн и загадок, заложенное в нас еще в детстве. Как нравится нам наблюдать за ловкостью волшебника, так и приятно думать о том, что мы можем прибавить себе удачу, изменить нашу жизнь, лишь сделав что-то не слишком трудное, что обычно требуют от нас приметы. Это как бы входит в правила игры.

В древние времена каждый королевский двор имел своих магов или приглашал их для развлечения. Менее искусные волшебники выступали на рыночной площади для прохожих. Их трюки были очень просты, а весь необходимый реквизит они носили в карманах. Между прочим, первая книга о магии была написана в 1584 году, но, конечно, волшебники делали свои трюки задолго до этого. Любопытно заметить, что именно в этом году вышла первая книга и о приметах. Она вышла именно в Великобритании, подразумевающая собой перечень правил, которых не следовало нарушать, чтобы не прогневать высшие силы.

В Средневековье фокусники стали совершать регулярные поездки по городам и даже странам (сейчас их назвали бы гастролерами), и люди ждали их приезда. Со временем они стали давать более крупные представления и использовать больше оборудования. Поэтому путешествовали они теперь в фургонах, а представления давали в специально арендуемых залах.

В начале XIX века магия постепенно начала приобретать тот вид, в котором она известна нам сегодня. Отцом современной магии считается французский фокусник Роббер Годен. Он настолько усовершенствовал оборудование, что мог использовать в своих трюках обычные, знакомые всем предметы. Считая очень важной форму преподнесения трюков, он уделял этому очень много времени и знаний.

Со временем появилась другая форма магических трюков, называемая «иллюзион». Их целью является создание у зрителей видимости того, что люди якобы парят в воздухе или исчезают, что женщину «распиливают» пополам и так далее. Оригинальный вид магии создал один из величайших магов всех времен Кардини. Он является автором серии трюков, в которых внезапно появлялись «ниоткуда» горящие трубки и сигареты, игральные карты, причем все совершалось без специального оборудования.

Важно понять, что суеверия — своеобразная иллюзия, подобная фокусу ловкого волшебника. Большинство суеверий потеряли свой смысл на протяжении веков, они живы лишь за счет веры людей. Но именно это причисляет приметы и суеверия к фольклору, к культуре той или иной страны.

На свете очень много религий, и их тоже можно причислить к суевериям. В каждой религии есть свои обычаи и верования. Неудивительно, что часто у людей разных религий разные верования.

МНС Ромни. 2 Спеціальний регіональний центр швидкого реагування Оперативно-рятувальної служби цивільного захисту МНС

Наші поради

Абетка безпеки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Психология суеверий
Вівторок, 14 червня 2011, 18:51

Когда дорогу перейдёт вам чёрный кот –
Вы суеверным никогда не будьте.
Три раза плюньте влево – и вперёд!
Перекреститься тоже не забудьте.

Суеверия существуют столько же, сколько живет сам человек. А формы их проявления весьма многолики, порой даже можно не заметить: суеверия ли это. Но что же такое на самом деле суеверие?

Ещё Менделеев когда-то заметил: «Суеверие есть уверенность, на знании не основанная». Хорошо сказал – коротко, ясно и исчерпывающе!

Но все же давайте подумаем над этим, посмотрим, как же обстоят дело с такими предрассудками в реальной жизни. И вот тут окажется, что во все суеверия – а их великое множество! – верят и продолжают верить миллионы людей, не взирая ни на какие самые категорические разъяснения со стороны выдающихся ученых и иных здравомыслящих, знающих специалистов. Что же представляет собой суеверие? Трудно объяснимый феномен человеческого сознания? Стремление иных людей облегчить свою жизнь, перелагая решение каких-то жизненных трудностей на «указующий перст» свыше? Мысленные тупики и лабиринты невежественного ума? А может быть, это какой-то постоянный спутник нашего сознания? О суевериях имеется множество мнений.

Суеверие (ложная вера) — неполноценная, превратная вера. Суеверие есть вера в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении.
Суеверие принимает за реальность существование магических таинственных сил, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы.
Суеверия пророчат человеку горе и радость, заботы и удовольствия, долгую и короткую жизнь…Сколько их – этих предрассудков в арсенале человеческой фантазии!

Суеверных людей спасает от таких дополнительных каждодневных тревог и сомнений лишь то, что каждый из них верит лишь нескольким приметам или гаданиям и не обращает внимания на все остальные. Или просто не знает о них. А если собрать их вместе? Да, если их собрать вместе, то получится гигантская картина самых темных заблуждений человека.

Кто-то боится черных кошек, другие встают с постели только с правой ноги, третьи опасаются наступать на трещины в асфальте – неистощима человеческая фантазия!

В наши дни суеверие проявляется в ношении амулетов, татуировках, веры в приметы. Замечено, что люди определенных профессий, деятельность которых связана с риском для жизни, надежды на удачу, повышенной ответственности подвержены более других суевериям. Приведем некоторые из них.

Пожарные говорят, что если во время дежурства почистить сапоги, обязательно поступит вызов на пожар. То же самое происходит, когда в расчете появляется новенький. А когда пожарные возвращаются из отпуска, их поливают водой. Иначе и им, и их товарищам в этот же день придется выезжать на пожар.

Саперы-пиротехники никогда не прощаются, когда уезжают на вызов, и никогда не произносят слово “последний”, в каком бы то ни было контексте.

Моряки скажут вам, что особенно дурная примета — это показывать пальцем на небо. Это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

В театре, если пьеса (или роль) падает на пол, актер должен обязательно на нее сесть и с нею подняться. Если этого не сделать, то не удастся сыграть

Врачи стараются никогда не меняться дежурствами. Они говорят, что если начнешь суетиться и договариваться с коллегами, так обязательно достанется тебе такая ночка, что глаз сомкнуть будет некогда.

Молодые врачи стараются не заниматься любовью в ночь перед дежурством. Потому что иначе следующее дежурство будет очень тяжелым, обязательно что-нибудь случится.

Таким образом, суеверия создают у человека иллюзию контроля над независящими от него событиями..

Тревожный человек уверен в том, что реальный мир преисполнен угрозами и выжить в нем без специальных предостерегающих действий невозможно. Жизнь человека превращается в постоянное ожидание проблем и неприятностей. Такое ожидание истощает психику, и человек вынужден как-то ограждаться. Очевидно, что такие усилия забирают у людей массу сил и здоровья, и не к чему не приводят.

Такая вера дает возможность человеку ощущать некоторую власть над событиями и контролировать их. Это своеобразная разновидность легкого и бесплатного успокоительного. Суеверие помогает нам ослабить внутреннее напряжение. Таким образом, оно имеет «эффект плацебо». В психологии такой образ мышления называют магическим. Действительно, вера у приметы у некоторых людей так глубоко «засела», что им довольно постучать по некрашеному дереву, посидеть «на дорогую», свернуть в переулок после встречи с черной кошкой – тогда они чувствуют себя спокойнее и не ждут беды.

В заключении хочется сказать о том, что суевериям мы прибегаем только в одном случае, когда в нашей душе нет истинной веры. Гораздо проще переложить ответственность за неудачи в собственной жизни на действие магических, суеверных сил, чем исправлять собственные ошибки и менять в лучшую сторону свой характер.

Психология суеверий: почему и зачем люди верят приметам. Их влияние на психику

Почему многие люди верят в приметы и суеверия? Думаю, сложно найти хотя бы одного человека, у которого не мелькали бы в голове время от времени всем известное «утро вечера мудренее» или «тише едешь – дальше будешь», «сплюнь и постучи». Гадания, гороскопы, предсказания – все это суеверия. Зачем нам приметы и суеверия, и откуда они пришли? Давайте разберемся.

История возникновения суеверий и примет

Все приметы и суеверия направлены на нахождение логической связи между, казалось бы, несовместимыми и нелогичными вещами. И корнями это уходит в далекие времена неразвитой науки. Это сегодня людям многое известно о мире, его закономерностях, обществе и человеческих особенностях, взаимодействии человека и природы. Раньше же чтобы избавиться от гнетущего неведения и не бояться жить, приходилось полагаться на приметы, суеверия и интуицию:

  • Кто-то один замечал случайное совпадение и устанавливал связь между двумя абсолютно разными приметами (явлениями).
  • Подкрепляется эта схема особенностью нашей памяти: мы запоминает подтверждение примет, а опровержения забываем. Примета (пророчество, гадание) может один раз сбыться и 20 не сбыться, но в памяти она отложится как всегда сбывающаяся. Так это и зародилось.

Но особенность психологии верования в том, что копилка разного рода убеждений регулярно пополняется. Почему же в наше время это так же популярно? Старые приметы живы в общественном историческом сознании. От этого не уйти. А новые рождаются все по той же причине – незнание, страх. Хотя наука и совершила огромный скачок вперед, в мире остается много тайн и загадок. В итоге можно сказать, что суеверия и приметы – бессознательная база личности, которую искоренить невозможно.

Что такое предчувствие? На языке психологии это совокупность естественного и полезного свойства интеллекта – предположение (вероятность какого-то события без определения конкретных чисел этой вероятности) и тревожности. Вероятность появления у человека предчувствия (предположение + тревожное ожидание) усиливается в ситуации стресса, напряжения, в критических условиях. Если предчувствие себя не оправдает, то это, конечно, забудется. В противном случае – запомнится. Так и рождается суеверие «предчувствие меня никогда не обманывает».

Интересный факт: в 1939 году нью-йоркским психологам удалось подтвердить силу суеверий. На одной из выставок была установлена стремянка, и хотя она никак не мешала, 70 % людей отдавали предпочтение траектории с лишними метрами, лишь бы не пройти под стремянкой (плохая примета).

Подходы к изучению суеверий

Суеверия – вера в неизвестные человеку силы и законы природы, позитивно или негативно влияющие на людей, животных и весь мир. Рассматривать суеверия как психологический феномен можно через несколько подходов.

Когнитивный подход

С позиции этого подхода суеверия – попытка постичь неизвестное и необъяснимое. Передаются суеверия от поколения к поколению через психологические особенности толпы: заражение, подражание, внушение. С помощью примет и суеверий человек старается обрести контроль над всем миром. В данном контексте суеверия – результат работы памяти и воображения.

С помощью суеверий человек упорядочивает окружающий мир. Но восприятие происходящих событий имеет слишком субъективный и ситуативный характер, искажающий истинные механизмы и особенности происходящих вещей.

Все, что выходит за пределы привычных представлений и знаний человека, он старается объяснить с помощью сверхъестественных сил, примет, суеверий, гаданий, астрологии. Соответственно, можно сказать, что чем выше интеллектуальный уровень человека, тем меньше он склонен к предрассудкам. Познание мира через суеверия – упрощенная форма познания, опирающаяся на наглядность и избегающая познания мира через абстрактные научные понятия.

Аффективно-мотивационный подход

Суеверия – форма защиты эмоционального состояния и самосознания человека. Это удовлетворение и поддержка своих неосознанных желаний, эмоций и чувств. Вместе с этим в данной концепции суеверия рассматриваются как средство оказания психотерапевтической помощи: избавление от страхов, придание уверенности, снятие напряжения.

Верование тесно связано с внушаемостью человека, которая усиливается в момент:

  • фрустрации и психологической разрозненности, например, при страхе смерти, старения, реальности или тяготах одиночества;
  • трудных жизненных ситуаций;
  • переживания горя;
  • потери работы;
  • неразделенной любви;
  • культурной и социально-экономической нестабильности общества;
  • осознания собственного бессилия.

«Что не делается – все к лучшему», – говорит себе человек, и боль от случившихся личностно значимых несчастий уже не так остра. Приметы и такого рода суеверия могут дать человеку силы для преодоления депрессии и других нежелательных состояний. Подумайте, ведь на каждое состояние человека можно найти поговорку, снимающую с него долю ответственности и перекладывающую груз случившегося на чьи-то плечи: «На все воля Божия».

С одной стороны, это хорошо, но с другой, как мне кажется, это лишает человека личностного развития. Как можно расти и делать выводы из случившего, избегая ответственности за собственную жизнь? Можно ли развиваться, если не познавать толком своих мыслей и чувств, не бороться сознательно со страхами и не принимать неизбежные реалии, например, смерть? Думаю, в таком случае суеверия являются формой ухода от реальности и препятствуют личностному росту.

Это защитный механизм психики безответственных, тревожных людей с пессимистичным мышлением и не желающих признавать себя как творца хорошего и плохого в своей жизни, самостоятельно контролировать ее, принимать решения и нести за них ответственность. Суеверия помогают человеку адаптироваться в повторяющихся, но пугающих его своей неизвестностью условиях.

Психоаналитический подход

Суеверия – результат переноса человека истинных, но не удовлетворяющих в силу каких-то причин саму личность, мотивов действий во внешний мир. В основе лежат потребности и удовольствия человека, которые он хочет удовлетворить быстро и не своими силами. Таким образом, в рамках психоаналитического подхода суеверия – результат недостатка знаний и нереализованных актуальных потребностей.

Бихевиористский подход

Суеверия – поведение, обусловленное неспособностью понять наличие или отсутствие связи между действиями человека и их последствиями. Складывается такой стиль поведения в результате случайных подкреплений.

Социально-нравственный подход

Суеверия – основа морали, регулятор отношений в группе и обществе. Это условия успешного выживания и контактирования с природой, которые дошли до человека через культурное наследие от других поколений. Суеверия конкретизируют, персонифицируют и восхваляют социально приемлемые желательные формы поведения («Добро всегда возвращается») и накладывают табу на нежелательные формы и виды деятельности («Куры кричат на насесте – к домашней ссоре»). Таким образом, приметы и суеверия помогают сохранять, передавать и транслировать общественные ценности и нормы поведения.

Эволюционистский подход

Все существующие у нашего народа суеверия – отголоски религий разных стран. Например, негативное отношение к черной кошке пришло из Египта. К слову, такая примета существует во многих странах Европы.

В рамках эволюционистского подхода суеверия – отголоски несвободного поведения участников племен и родовых общин. Не исключено, что в те времена конкретное суеверие имело смысл, пусть его составляющие и были обобщены ошибочно. Но продвигаясь все дальше, в каждом поколении оно теряло свою силу.

Думаю, из всех подходов для психологии особый интерес представляет рассмотрение суеверий как защитного механизма психики, то есть аффективно-мотивационный подход.

Функции суеверий и примет

Приметы и суеверия выполняют важную для нашей психики роль – дарят чувство безопасности, ощущение контроля над ситуацией и управления ей. Служат своеобразным плацебо, внушая человеку уверенность в собственных силах.

Так работают, например, различные амулеты и обереги. Сложно поверить, что они на самом деле могут притягивать удачу или дать человеку то, о чем он мечтает. Но не оставляет сомнений тот факт, что мысли человека материальны. И если человек уверен в том, что скоро его ждет успех в любви, то так оно и случится:

  • Амулеты дарят человеку чувство спокойствия и уверенности.
  • Психофизиологический фон восстанавливается, и личность сама в состоянии рационально управлять своей жизнью.

Как правило, человек этого не замечает и считает, что амулет и правда помог. Это в свою очередь укрепляет веру. Потому суеверия и не выходят из нашей жизни.

Или, например, известная примета, что птицы гадят к деньгам. Столкнувшись с этим, суеверный человек не просто начинает ждать прибыли, но и его мозг начинает искать источники дохода. В этом приметы, несомненно, полезны.

Но существует и обратная сторона медали: суеверия и приметы могут переходить в навязчивые состояния и тогда мешают человеку жить. Например, согласно одной из примет, если разбить зеркало, то это к полосе несчастий. Суеверный человек сам программирует себя на это, и несчастья действительно случаются. В общем, суть примет (плохих и хороших) в одном – это эффект плацебо.

Таким образом, суеверия:

  • с одной стороны, дарят безопасность, комфорт, защиту;
  • с другой стороны, мешают развитию познавательных и творческих способностей человека.

Несмотря на все описанные в статье преимущества верований, я отношусь к суевериям и приметам скорее негативно. Считаю, что они препятствуют личностному росту человека, не решают истинные проблемы, а только маскируют их, мешают раскрытию творческого потенциала.

Послесловие

Суеверия – это победа эмоций над разумом. И одной из главных движущих сил является страх. Это слепая вера, тормозящая мышление. Схожи с суевериями предрассудки:

  • суеверия – элемент структуры предрассудков;
  • предрассудок – ошибочное восприятие чего-либо, вызванное навязанной извне информацией (суевериями и приметами).

Приметы, суеверия, предрассудки относятся к психологии масс. Это обуславливает сложность и невозможность полного искоренения верований. Но с отдельным человеком работать можно и нужно, если суеверия мешают ему личностно развиваться и жить, граничат с тревожно-фобическими расстройствами и синдромом навязчивости.

Как это делать? Разобраться, какую функцию выполняют суеверия в данном случае. Это поможет найти истинные причины: недостаток знаний, страх, неуверенность в себе, личностные проблемы и другое. Далее предстоит работать на устранение этой причины и обретение чувства контроля над собой и своей жизнью за счет внутренних ресурсов и логического рационального понимания мира. Стоит заняться развитием творческого и позитивного мышления, и суеверия начнут отходить на второй план.

Однако некоторые приметы и суеверия можно подтвердить с позиции науки, потому-то они до сих пор и живы в общественном сознании. Подробнее об этом читайте в статье «10 примет, имеющих научное объяснение».

Читайте так же:  Приметы кузнечик залетел в дом
Психология суеверия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here