Славянские обряды, славянские традиции и народные приметы – это огромный, очень важный пласт культуры русского народа. Изучая историю того или иного государства, его корни, никак нельзя обойти стороной уже, казалось бы, во многом изжившие себя, а на деле же — переработанные под современные реалии и поныне используемые людьми обряды и традиции.
Зачастую, принимая участие в том или ином около религиозном событии, будь то Таинство венчания, или же Крещение новорожденного малыша, мы с вами, обыватели, и не подозреваем, каковы корни этого обряда. Является ли он исконно православным либо же имел место гораздо раньше, задолго до принятия византийского христианства на Руси.
А потому, людям вдумчивым, интересующимся своей, да и не только своей историей, корнями этой «культурной» истории, небезынтересно будет узнать, какие же славянские обряды, славянские народные приметы, традиции стали прообразом для обрядов и традиций, которые дожили до 21-ого века, пройдя не одну трансформацию, испытав на себе огромное влияние каждой пережитой эпохи, но прочно, и, кажется, навечно, укоренившихся и отвоевавших себе место в наших с вами жизнях.
И первым таким обрядом, обрядом, который во в чем-то искаженном, в чем-то поддавшемся духу времени виде, дошел до нас является славянский обряд имянаречения.
Обряд имянаречения – один из самых важных, интересных, заслуживающих внимания и судьбоносных для человека обрядов, присущих славянам.
Данный обряд наделен глубочайшим, даже сакральным смыслом для человека, над которым он проводится. Сразу стоит сказать о том, что обряд имянаречения имеет в современном мире аналог. Аналогом является Таинство Крещения. В Священном писании сказано, что Иисус Христос был крещен в 30 лет, в реке Иорда. Совершил таинство — Иоанн Креститель. Но невозможно в библии нет описания того, что данный обряд был совершен над Иисусом Христом гораздо раньше, в его детстве, тремя Волхвами, пришедшими с Севера. И назывался этот обряд – имянаречение.
Говоря о процедуре обряда, стоит сразу сказать, что вариантов осуществить обряд имянаречения существует два. Зависит это от того, был ли славянин, над которым осуществляется обряд, до процедуры имянаречения приверженцем иной веры либо крещеным в православии.
Если славянин, для которого производилось имянаречение, не был верен другой религии или культу, то обряд имянаречения производился следующим образом:
К Священному огню лицом становился славянин, над которым производился обряд. Жрец же должен был три раза окропить чистейшей, кристальной водой лоб, лицо и темечко, еще не нареченного. Произносились при этом следующие слова (адаптированный русский): «И как чиста вода – таким чистым будет лицо, как чиста вода – таковы будут и мысли, как чиста вода – таким чистым быть имени». Далее проводившему обряд жрецу необходимо было отсечь немного волос у еще не нареченного и, бросив их в Огонь Священный, прошептать новое имя.
Народные приметы велели соблюдать традицию о том, что, до момента получения имени нарекаемым, никто, кроме нарекающего Жреца, не должен был знать выбранное имя.
В завершении обряда, Жрец подходил к нарекаемому и трижды громко изрекал: «Нарекаю тебя… (выбранное имя)».
Затем Жрец давал обретшему имя немного меда, чтоб тот помянул предков, и горстку зерна – символическая жертва богам. Это фактически завершало обряд имянаречения.
Ежели же желающий пройти обряд имянаречения славянин ранее был крещен, либо же принадлежал к иной вере, традиция велела вначале произвести обряд очищения (подробнее об обряде очищения читайте в следующей статье).
Обряд имянаречения рекомендовано было проводить либо в праздник Имянаречения, либо в Перунов день. Славянские народные приметы гласили, что для проведения обряда эти дни – самые удачные в году.
Обряд дозволялось производить только над людьми, достигшими двенадцатилетнего возраста. Ведь по славянским обычаям до 12 лет ребенок должен был отзываться в семье на «чадо». Дети, не достигшие двенадцатилетнего возраста, у славян права на имя не имели.
Имянаречение для славянина было тождествененно совершеннолетию.
Сакральный смысл обряда для славян заключен был в том факте, что имя для них являлось хранителем огромной силы, силы, дающей ребенку и взрослому защиту от злых духов, от нечистых и лукавых, силу, приносящую удачу и покой.
Обряд имянаречения как бы давал славянину второе рождение, очищение и защиту. И именно поэтому считался одним из самых важных в языческой славянской культуре.