Суеверия и православие

Актуально по теме: "Суеверия и православие" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Верит ли Церковь в приметы?

Из ряда вопросов, касающихся отношения христианской Церкви к тем или иным явлениям, тема примет и суеверий является одной из насущных. Что такое народные приметы, чем они отличаются от суеверий и как ко всему этому относиться христианину?

Из истории вопроса

По учению Церкви, история человечества начинается после изгнания Адама и Евы из райского сада. За нарушение единственной данной заповеди, а главное — за нежелание признать свою вину, Господь Бог закрывает для человека сад Эдема и вводит его во внешний мир.

Поселившись в мире, люди постепенно теряют истинное знание о Боге, о том, что только Он является Творцом всего видимого и невидимого.

Постепенно привыкая к окружающему миру, к его стихиям и условиям, человек начинает примечать определенные причинно-следственные связи, существующие в мире и приводящие ко вполне конкретным событиям. Так появляется понятие приметы (от слова примечать, наблюдать).

С другой стороны, ещё имея знания о Боге (хоть уже искажённые) человек переносит это знание на окружающие его стихии, живые и неживые существа, предметы. Более того, человек наделяет это всё духовной основой, начинает видеть наличие разумной, личностной жизни там, где её нет. Так появляется суеверие (то есть, суетная вера) — вера, которая не имеет в себе никакой реальной основы.

Несмотря на то, что народные приметы и суеверия — это абсолютно разные понятия, очень часто в сознании простого верующего они переплетаются. Вдобавок к этому, возникает ничем необоснованное мнение, что христианская Церковь одинаково негативно относится как к приметам, так и к суевериям. Так ли это на самом деле?

Народная мудрость

В основе народной приметы, как уже отмечалось, лежит наблюдение человека за окружающим миром, природой, стихиями, животными. За свою историю человечество научилось устанавливать определённые связи между, казалось бы, разными событиями из мира живой и неживой природы. Однако главное здесь заключено в другом.

Народная примета никогда не связана с миром духовным, с миром взаимоотношений человека с Богом, ангелами или, наоборот, миром падших духов. Также народная примета не предполагает исполнения человеком каких-либо магических действий, обрядов и ритуалов. Ещё раз повторим, народная примета — это наблюдение и опыт.

Понятие веры, как правило, здесь даже не присутствует. По-сути, примета — это внимательный взгляд человека на окружающий его мир, события которого никак не зависят от действий человека.

В соответствии с этим, становится очевидным, что Церковь не имеет причин относиться к народным приметам с осуждением или необходимостью запрещать людям верить в них. Позиция христианства в этом вопросе проста: примета — это часть народной (как правило, крестьянской) культуры. Крестьянской, так как эта традиция вышла именно из этой среды. В старину народные приметы часто помогали людям в их насущных трудах, в первую очередь, при посеве зерновых, посадке овощных культур, сборе урожая и т.д. В России народные приметы стали записываться и систематизироваться этнографами, начиная с XIX века.

В качестве примера приведём некоторые наиболее известные народные приметы:

• Во время дождя, если лужи пузырятся — к продолжительной непогоде.

• Ласточки низко над землёй летают — к дождю.

• Воробьи в пыли купаются — к дождю.

• Кошка когти дерёт (об дерево, об пол, палас и т.д.) — к морозам.

Суетная вера

Иначе обстоят дела с суевериями. Как опять же отмечалось выше, суеверие означает суетную (бессмысленную, пустую) веру в то, что не имеет в себе никакой основы. В данном случае человек считает, что то или иное событие, ситуация или предмет оказывают непосредственное (положительное или отрицательное) влияние на его собственную жизнь. Здесь используется уже иной подход: совершенно обычные, рядовые события или предметы наделяются духовной составляющей, силой и властью, можно сказать, оживотворяются. Также человек может использовать некоторые ритуалы для того, чтобы изменить возможные для себя отрицательные последствия на положительные.

Христианская Церковь занимает здесь уже иную позицию — суеверия недопустимы для христианина, да и в целом не несут пользы для человека. В попытках узнать свою судьбу посредством выдумывания суеверий, человек отдаляет себя от Бога, забывает о таких понятиях, как воля Божия, Промысл Божий, любовь Творца к Своему творению.

Более того, человек забывает о тех чертах образа Божия, которые Господь даровал ему при творении: свободной воле, разуме, чувствах, бессмертной душе. Он забывает (или осознанно отрицает) тот факт, что на него, как на полноценную и свободную личность, не могут оказывать влияния безличные силы природы, стихии, предметы и вещи. Причина этого в одном — живое всегда выше неживого, личность всегда выше безличного, человек-творец (по образу Бога-Творца) будет всегда выше своего творения или того, над чем поставил его хозяином Сам Бог.

Особенно опасно, когда такие суеверия проникают внутрь церковной, храмовой жизни. В этом случае, Церковь ещё строже призывает верующих отказаться от этой лжи и самообмана.

В качестве примера и для понимания их полной несостоятельности приведём несколько суеверий:

• Чёрная кошка перебежала дорогу — к беде, неприятностям.

• Встать с кровати утром с левой ноги — будет неудачный день.

• Встретить на дороге человека с пустым ведром — не будет удачи.

• В храме: нельзя передавать свечи левой рукой; упавшее при венчании кольцо — к беде.

Верить ли в приметы?

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Ирина.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Метка: суеверие

Абракадабра

Помнишь слова апостола: «Лучше бы вы не крестились…»? Это – страшные слова, которые во многом относятся к нам… Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру и под себя, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно.

Священник Василий Ермаков

О происхождении суеверий

В прошлом я имела печальный оккультный опыт и большие негативные последствия от него (это и загубленное здоровье, и жизненные трудности), из которых сейчас потихоньку выбираюсь с Божьей помощью. За время пребывания в оккультизме в моем сознании и привычках глубоко укоренились многие суеверия, в том числе и околоцерковные, некоторые из которых хотелось бы обсудить в данной статье, а также рассмотреть причины возникновения этой вредной духовной заразы.

Каждый верит по-своему, или «На каждую дуру найдется свой гуру»

В наше время каждый верит по-своему. Кто в гороскоп, кто в мать-природу, кто-то живет по фен-шую, а кто-то по йоге, кто-то верит в «адронный коллайдер»…

Как не быть удушенным «денежной жабой»

«Для того чтобы в доме были деньги, нужно…». Если Вы думаете, что дальше будет сказано «много работать», то Вы – […]

Читайте так же:  Домашние цветы суеверия

Порча и сглаз: есть или нет?

«Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и […]

Первый завтрак

Как мы безжалостны бываем, когда забываем о покойниках. Покойники нуждаются единственно в нашей молитве, в благотворении за их души. Мы […]

И Богу свечку, и бесу кочергу. Иерей Александр Ермолин

Чин общей исповеди начинается словами «согрешили несохранением обетов, данных нами при крещении». А что значит не сохранить обеты крещения?

Красная нить из клубка обмана

Обращали внимание на красную нить, которую многие носят на запястье левой руки? Поначалу думал, что это какой-то аксессуар, тем более что носить разные браслеты на руках совсем недавно было модно. Но при ближайшем рассмотрении все оказалось гораздо интереснее.

Православие и суеверия

Немного о приметах

Чтобы понять, стоит ли верить в приметы, следует разобраться – на чём они основаны. В своём подавляющем большинстве народные приметы имели в прошлом или имеют до сих пор вполне конкретные и рациональные обоснования. Просто жизнь со временем меняется, и подобные изменения многие из примет способны сделать не актуальными для наших современников.

Конкретный пример: рассыпавшаяся соль – к ссоре. Казалось бы, какая тут связь? На самом деле, она есть. В древности соль была чрезвычайно дорога, часто она служила своеобразными деньгами – эквивалентом других товаров. И рассыпать соль означало по тогдашним меркам просто выбросить на ветер солидную денежную сумму. Естественно, семейная ссора после такого события практически неизбежна.

Приметы, касающиеся погоды, долгое время были вполне достоверны. Но не всегда они действуют в наше время – уж слишком сильно изменился климат, а, скажем, в крупных мегаполисах современности механизм формирования погоды совершенно не тот, что в сельской местности.

Аналогично обстоят дела на море. В древности суда передвигались медленно, сегодня они способны за сутки уйти из одного климатического пояса в другой. И старые приметы оказываются недействительными. Так что в отношении именно примет приходится разбираться в каждом отдельном случае. Другое дело – суеверия.

Народные приметы на 26 марта. Никифоров день


26 марта – Никифоров день. Русская православная церковь почитает память святителя Никифора-исповедника. Этот святой жил в конце первого тысячелетия нашей эры и прославился не только своими подвигами и благочестивой жизнью, но и оставил после себя множество трудов на историческую и богословскую тематику.

Что же такое суеверие и примета?

Само слово «суеверие» — означает напрасная вера; вера пустое и суетное, мгновенное; вера в сверхъестественное. Этот термин произошел от двух слов: «суе» -т.е. напрасно и «вера». Из этого и выходит — напрасная, или пустая вера.
Примета нечто иное – случай или явление, происходящее перед каким-либо событием.

Например, однажды случилось так, человеку это не понравилось. И каждый раз, когда ситуация была похожа или повторялась точь-в-точь человек сразу вспоминал то, что уже было. Так и появлялись различные суеверия. Самая известная всем примета, суеверие о черной кошке, которая перейдет дорогу и случится несчастье. Кошка никоем образом не может повлиять на счастье или несчастье.

На самом деле существует огромное количество различных примет и суеверий, начиная от примет о кошках, насекомых, дороге, деньгах, различных вещах и прочем, заканчивая религией.

Некоторые люди считают, что суеверие – это религия, которая основа на пустой вере. По моему мнению, суеверие нельзя назвать религией. Поскольку религия представляет собой основание, фундамент. У суеверия же основания нет. Они исходят из древнего мира, из мира язычества. В нашем мире это стало оружием дьявола против нас.

Как не обращать внимания на суеверия?

«Совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18), нам нужно стремиться к совершенству в вере в Бога, учиться Ему доверять, и тогда все станет на свои места. Верующий человек знает, что он ни чего хорошего не достигнет без Бога. Суеверный человек может признать существование Всевышнего, ставит свое благополучие или неблагополучие в независимость от Бога, но от магических действий.

Чтобы избежать веры в пустое, нужно всегда помнить о нашем Спасителе, о душе, вечности, и о том, что за все придется дать Ему ответ.

К суевериям нужно так же, как и к язычеству – то есть отрицательно. Верим в суеверия – являемся язычниками. Но мы, христиане, должны помнить о силе Креста нашего господа – Хранителя Вселенной. Чтобы черная кошка не была на первом месте, а Бог на второстепенном. Мы понимаем, что христиан подобные страхи не пугают, так же как разбитые зеркала, просыпанная соль: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).

Кстати, примета о рассыпанной соли. В раннее время соль было трудно добыть, поэтому, когда в семье кто-либо просыпал соль, это заканчивалось ссорой. Но в наше время соль есть в каждом магазине, но примета сохраняется и по сей день. И все это от незнания нашего: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Иоан.8:32).

Слова апостола Павла четко отображают, как нужно поступать в отношении суеверий: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1).

Интересные материалы:

Чудо Архистратига МихаилаВ старинной литературе очень много упоминаний о сотворенных чудесах великого ангела. Например, в…

Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиямПравославные священники считают, что верить в приметы это…

Как церковь относится к татуировкамЛюбая религия придерживается того мнения, что помещение для богослужений должно содержаться…

Побратимство в былые времена– Друзья мои, прекрасен наш союз! – Восклицал Пушкин. Возвышенные образы дружбы…

Можно ли верить в приметы?

По статистике каждый третий верит в приметы, гадания, и гороскопы. Из них большинство – люди, считающие себя верующими.

Позиция отцов церкви непоколебима: приметы – это грех . Там, где есть суеверия, нет места истиной вере. Опасаясь дурных знаков, человек не доверяет ни себе, ни Богу.

Можно ли верить приметам православному человеку?

Большинство суеверий досталось в наследство от язычества или связано с жизненными обстоятельствами. К ним относятся вера в счастливую кроличью лапку или другие талисманы, гадание на костях. Беспокойство священников вызывают не только бытовые приметы, но устойчивые суеверия, связанные с православными обрядами.

Читайте так же:  Цитаты про приметы

Есть и курьёзные приметы: К примеру, кошка перебежала дорогу или просыпала соль, значит жди беды. Также, если человек наступит вам на ногу, значит вы обязательно поругаетесь, посидеть на дорожку и тд. Не верьте в это язычество. Приметы это грех и к Церкви они не имеют, ни какого отношения.

Умерших поминаем, напиваясь до безобразия. Где тут радость от веры и духовная жизнь? Только грех суеверия .

Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиям

Православные священники считают, что верить в приметы это грех и соблазн, недостойный истинного христианина. Слово суеверие созвучно слову “суета”. Такие верующие нарушают первую заповедь Христа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ее нарушение – грех, не осознаваемый многими. Люди не признают, что вся сила от Бога, и наделяют божественной силой предметы и животных. Распространение ересей, которыми являются суеверия, есть ложь о Боге.

В тяжёлых жизненных ситуациях люди прибегают к помощи ворожей и колдунов. Это тоже тяжелый грех и суеверие : проявление недоверия Богу. Все испытания даются свыше, пытаясь избежать их с помощью лукавства, человек вредит себе еще больше. В бедственном положении лучше идти в храм, исповедоваться и причаститься.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Святая церковь предостерегает от гаданий. Считается, что они – суть издевательства тёмных сил над человеком. Гадая, человек поручает свою судьбу нечистой силе. Если прогноз ворожеи неблагоприятный, она может запрограммировать на неудачу. Так же программируют и негативные приметы.

Суть греха суеверия в том, что оно уводит верующего от истинного, подлинного знания, подменяет высокое завлекающим магическим ритуалом. Страшно, когда церковные святыни используют в магических обрядах, особенно в черной магии. Это убийство души и надругательство над самым чистым, что есть у людей.

Порча и сглаз

Любому станет неуютно, если сказать, что его приворожили или сглазили. Часто корень бед и проблем люди видят в том, что на него навели порчу, оправдывают себя. Гораздо труднее сказать: я жил неправильно, и вот результат моей греховности.

Грех лежит и на том, кто занимается ворожбой и магией. Такие люди ставят свою волю выше божественного волеизъявления.

Можно ли православным верить приметам , связанные с гороскопом? Кажущиеся безобидными, гороскопы делает нас предвзятыми по отношению к другим людям и к себе.

Как не впасть в грех и перестать верить приметам?

Причина греха суеверия – духовное невежество. Человек становится суеверным из-за неуверенности в себе и недостатка доверия Богу.

Часто люди получают знания о Христианстве не у православных отцов, а у малограмотных бабушек в церкви. А если такая бабушка ещё и ворожея?

Невежественные правила греховны ещё и потому, что могут отвратить здравомыслящего, но невоцерковленного человека от православия.

Узнавать о православии нужно через Священное Писание, у духовных наставников, читая Жития святых. Лучшим выходом из состояния ереси является пост и молитва.

Стоит ли верить приметам и не доверять Тому, Кто есть любовь? Помните, что православный – тот, кто правильно славит Бога.

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг пятый: ВЕРА И СУЕВЕРИЯ – КТО КОГО?

Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни?

Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала «Эксперт», Института общественного проектирования и журнала «Фома».

Перефразируя известную пословицу «ни Богу свечка, ни черту кочерга», можно сказать, что «и Богу свечка, и черту кочерга» – это характеристика людей, которые, формально исповедуя Православие, склонны к различным суевериям.

Среди взрослого населения страны людей таких наберется ровно половина. Среди же активных православных (т. е. тех, кто посещает церковные службы раз в месяц и чаще) суеверных людей, увы, еще больше. Из них лишь около 40% отвергают суеверия. И это при том, что Православная Церковь недвусмысленно отвергает всяческие суеверия.

В старые времена, когда более трех четвертей населения страны проживало в деревнях (XIX век), суеверия были частью народных традиций. Для такой смеси христианства и язычества существовал, и остается по-прежнему точным и современным термин – «двоеверие». Изменилась лишь география: сегодня из всех двоеверцев в селах и поселках проживает треть, остальные – горожане. Соответственно, и инфраструктура суеверий переместилась в города. Полосы газет заполнены сотнями объявлений «потомственных колдуний в десятом поколении», которые – на фоне православных икон – предлагают неисчерпаемый спектр магических услуг, которые, по всей видимости, пользуются спросом, в том числе и среди православных верующих.

Чем же отличаются (и отличаются ли вообще) суеверные христиане от тех православных, кто суеверия отвергает?

Среди суеверных больше женщин (на 9%) и пожилых, но не настолько, чтобы можно было говорить о неких старческих отклонениях в одной группе по отношению к другой. Тем более что и отличия в образовательном уровне между группами хотя и есть, но опять-таки не разительные – среди несуеверных православных людей с высшим образованием 16%, а среди суеверных – 10%, в остальном же показатели практически совпадают.

Стоит отметить также, что суеверные православные обнаруживают большую склонность к консерватизму, в то время как несуеверные в большей степени склоняются к свободе, развитию частной инициативы и предпринимательству.

Характерно также, что среди несуеверных в два раза больше тех, кто считает, что жизнь – это стремление к нравственному совершенствованию.

Таким образом, по ряду характеристик суеверные православные – явление широко распространенное, их можно встретить в любых социальных группах, хотя среди женщин и пожилых они встречаются чаще. Очевидно, что сегодняшняя информационная среда, насыщенная нездоровой мистикой (если не явным бесовством), создает благоприятную почву для распространения суеверий и далеко не всегда вера человека является надежным щитом для защиты от этой среды.

«Подумал я, что уже утвердились вы. Но вы еще языческих обычаев держитесь: в колдовство верите… Из книг каких иль писаний вы слышали, будто от колдовства на земле наступает голод или что колдовством хлеба умножаются? Если верите в это, зачем тогда пожигаете их (колдунов)? Молитесь вы колдунам, и чтите их и жертвы приносите им – пусть они правят общиной, ниспустят дожди тепло принесут, земле плодить повелят! Вот нынче три года хлеб не родится не только в Руси, но у католиков тоже – колдуны ль так устроили? А не Бог ли правит Своим творением, как хочет, нас за грехи наказуя?

Если Бог попустит, то бесы вершат, попускает же Бог лишь тем, кто боится их, а кто веру крепкую держит к Богу – над тем чародеи не властны»

(Святитель Серапион Владимирский)

Читайте так же:  Високосный год приметы и суеверия

«Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о диаволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как они войдут в людей…

Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только как детей пугает. Свиньи целый легион не посмел коснуться; вас ли, Божиих послушниц, тронет?»

(прп. Анатолий Оптинский. Из писем к духовным чадам)

«Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

(Святитель Иоанн Златоуст)

«Кто много думает о колдовстве, тот и вправду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться и – заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, без повеления Коего бесы не смели и в свиней внити, а не бояться колдунов»

Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».

Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.

Важно! Это говорит о том, что человек в своей жизни обязательно ищет какую-то духовную опору. Не открыв для себя Истинного Бога, такую опору можно найти в суевериях.

Суеверия всегда субъективны и надуманны. Так, если человек где-то вдруг услышал, что в пятницу 13-го числа с ним может произойти неудача, он будет этого опасаться. И если представить, что нечто нехорошее с ним действительно произойдет (что произошло бы, даже если бы пятница припала на любое другое число месяца), то человек сразу же свяжет это событие с датой. И, скорее всего, в следующий раз, когда календарь вновь «порадует» его несчастливой пятницей, человек уже будет настроен на неприятности.

Читайте о приметах:

При этом важно, что отсутствие подтверждения суеверию вовсе не приводит к ослаблению веры в него. Психолог Корнельского университета Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, просто игнорируется. Это значит, что если в «плохую» пятницу ничего плохого не случилось — человек не перестанет верить в негатив этого дня. Но если действительно была неудача — в причинно-следственных связях с датой не останется и сомнения.

Можно привести такой аргумент — ну что плохого в том, если человек верит в помощь какой-то вещи (например, амулета), или какого-то действия (например, постучать по дереву), если ему от этого становится психологически легче и спокойнее. На первый взгляд, так и есть. Но на самом деле, углубляясь в суеверия и приметы, человек сам себе отодвигает от Бога.

Православие учит, что ничего в жизни человека не происходит просто так, без Божьей воли. Именно Господь посылает нам все блага, а иногда и трудности, для нашего же духовного роста. Что же происходит, если человек начинает верить в какие-то мистические свойства предметов или внешних действий? Он тем самым отвергает тот факт, что происходящее в его жизни зависит от Бога.

Вторым важным моментом становится постоянная зацикленность на внешнем, на форме. Суеверный человек постоянно думает, какие действия ему нужно или не нужно совершить, совершенно забывая о глубокой внутренней наполненности жизни. Формальные правила выполнить гораздо проще, чем вести сложную и кропотливую работу над своей душой, вот человек и идет по пути наименьшего сопротивления.

На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

Важно! Любые суеверия, приметы, магия, оккультизм — пути, полностью противоположные христианству. Если православный христианин видит в себе их зачатки, нужно сразу же исповедовать этот грех и попросить у Господа помощи его истребить.

Самые распространенные суеверия и их безосновательность

Ниже приведем перечень десяти самых известных и почитаемых в народе суеверий и попытаемся объяснить, почему они являются глупостью. Следует заметить, что рассмотреть все популярные приметы невозможно — их в народе огромное количество, к тому же в различных регионах принято почитать «свои» суеверия. Тем не менее есть поверья, которые знакомы с детства буквально каждому.

  • Пятница, 13-е. Считается, что совпадение этого дня недели с тринадцатым днем месяца непременно грозит неудачами и бедами. В этот день не рекомендуется начинать важных дел, планировать встречи, принимать судьбоносные решения. Многие застройщики в нумерации квартир или офисов избегают использования числа 13 (как и числа 666), что еще раз доказывает глубокое почитание этого поверья в народе.

Есть множество теорий, которые объясняют «несчастливость» числа 13. Так, согласно одной из них, апостол Иуда был 13-м человеком на Тайной Вечери и после предал Христа.

В оккультизме и сатанизме число 13 используется как дьявольский знак. На шабаш принято собирать именно такое количество ведьм, расставлять 13 свечей и так далее.

Скандинавская мифология повествует нам о двенадцати богах, которые мирно правили миром, пока не пришел тринадцатый бог Локи и не убил всех. Также считалось, что древние виселицы имели именно 13 оборотов веревки на петле, а к месту казни вели именно 13 ступеней. Конечно, достоверных исторических данных о таких деталей средневековых казней нет.

    Черная кошка. Несчастное животное снискало недобрую славу только лишь за цвет своей шерсти. В оккультных сектах черных кошек приносили в жертву, верили, что в них вселяются души демонов. Но даже вполне себе православные люди, по воскресеньям ходящие в храм, чувствуют себя неуютно, если черная кошка перебежит им дорогу.
Читайте так же:  Примета кошка насрала

К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

  • Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено — в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

  • Разбитое зеркало. Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало — это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами — чтоб его душа не «застряла» в зеркале.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

  • О запрете входить в ворота. Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

  • О запрете проходить под лестницей. В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.

    О рассыпанной соли. Беда всех хозяек — рассыпанная соль на столе. Что с ней только не делают, чтобы отвести беду — и чертят на ней кресты (что вообще можно рассматривать как кощунство), и посыпают сверху сахаром (чтоб «подсластить» удачу), и много еще действий можно придумать.

Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

  • Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.

  • Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять — никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

  • Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл — собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.

Самые распространенные приметы и суеверия. Почему в них нельзя верить?

Содержимое

Опытом делится иерей Андрей Чиженко.

К сожалению, нужно констатировать, что в народе бытует довольно много различных суеверий и примет, из которых можно, наверное, составить не одну энциклопедию. Да, последние, впрочем, и существуют. Это, конечно же, грустное и печальное явление в обществе, которое, в общем-то, проникло даже в жизнь православных приходов.

Перечислим некоторые приметы из их огромного ряда…

Читайте так же:  10 примет кошек

Не давать деньги на ночь, а то их не будет. Не мести веником к порогу, а только от порога. «Пресловутая» черная кошка. Не переходить дорогу с пустым ведром. Особенно «цветут» суеверия вокруг дел, связанных с похоронами. Занавешивать зеркала, чтобы не увидеть там душу покойника, не смотреть телевизор после похорон. Некоторые батюшки рассказывают, что они лично сталкивались с тем, что в определенных регионах Украины пекут специальные лепешки и кладут потом их на лоб покойнику. После чина отпевания их предлагают поесть батюшке незаметно, не говоря при этом, откуда лепешка. Если священник ее съест, то душа покойного попадет в рай. В иных областях сохранилась традиция после отпевания трясти и будто бы подбрасывать гроб с телом: в языческом представлении это обозначает, что душа покойного становится ближе к небу и тоже попадет в рай. По церковным канонам, конечно же, это невозможно. Я лично сталкивался с тем, что после отпевания гроб выносили из дома необычным образом. Зачем-то снимали с петель входную дверь хаты и выносили гроб на ней.

Я уже не говорю о том, что кладут в гроб различные вещи: от денег до сигарет. Это, мол, чтобы там – в загробном мире – умерший ни в чем не нуждался. Однажды во время служения литии на кладбище на Радоницу видел совсем печальную картину: надгробный крест, под ним – могильный холмик, в него воткнута сигарета, и рядом стоит стакан водки.

Есть суеверия, связанные и с женитьбой. Посыпать молодоженов монетами и зерном, чтобы деньги водились и в доме был достаток. Пустить первой кошку в дом на счастье и прочее.
Немало суеверий, касающихся Таинства Крещения. Особенно распространено давать ребенку при крещении второе – тайное – имя, чтобы на чадо нельзя было навести сглаз и порчу. В своей священнической практике я сталкивался с суеверием «отказа от крестных родителей». К примеру, родственники ребенка поссорились с его восприемниками (в народе – кумовьями). Они берут себе других кумовей. Для этого «новоиспеченную» куму ставят перед открытой форточкой в доме, где живет ребенок, и она бросает в форточку деньги. Вот и все. Кума готова! Конечно же, это все неверно с точки зрения Церковного Устава и не имеет права на существование.

Откуда же берутся все эти суеверия?

Во-первых, из-за малой воцерковленности. Как правило, суеверные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не развиваются правильно в духовном отношении: редко молятся, редко читают духовную литературу, редко исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Или вовсе этого не делают. То есть их души не развиваются, они будто бы «заземлились», зациклились на материальном. И соответственно в своих невзгодах и неурядицах они ищут спасения и так сказать якоря, на который можно опереться, даже в материальных вещах, придавая им таинственное мистическое значение, им не присущее. Происходит страшное и воистину сатанинское дело: человек (этот образ и подобие Божье) начинает поклоняться материальным вещам, судьба которых обратится в прах. Так рождается суеверие – вера всуе, то есть напрасная суетливая вера, не приносящая никакого духовного плода. Так развивается современное неоязычество – дремучая вера древних славян, которая еще в каком-то процентном отношении присутствует в менталитете современного украинца.

Тому подтверждение массовые празднества-обряды 7 июля по новому стилю в Рождество Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но связанные не с этим великим христианским праздником, а с Купалой – языческим торжеством плодородия, когда древние славяне напивались и совершали свальный грех блуда. Таким образом, посреди Петрова поста оскверняется память великого постника Иоанна Крестителя. И вместо храма Божия воздвигается храм низменным человеческим страстям.
Дорогие братья и сестры, часто человек мыслит подобным образом: «А пойду на Ивана Купалу. Я же ничего плохого не совершаю. Ребеночку куплю сладкую вату, сам выпью бутылочку пива. Посмотрю на костер, как через него прыгают». Но в этом намерении прихода и созерцания костра акт своеобразного добровольного соучастия в языческом служении. Происходит осквернение души христианина, ее отторжение от Бога, которое можно потом вернуть только через Таинство Исповеди.

Готов ли человек участием в купальских празднествах отогнать от себя Божью благодать и призвать нечистую силу? Вот в чем вопрос. И он будет посерьезнее гамлетовского. Один из методов диавола – приспать человеческую душу, разнежить ее в сонной неге, а потом, как бычка за кольцо в ноздре, потянуть за какую-нибудь страстишку за собой в ад.

Если мы будем верить во всяческие порчи, сглазы, приметы, суеверия и прочую чепуху, то попадем в мрачный депрессивный психически-эмоциональный лабиринт диавола, который будет играть на нашем страхе смерти, доводя его до состояния паники, терзать наши души до нервных срывов и психических болезней, до необдуманных и катастрофических решений. Вспомним эпизод из жития блаженного Феофила Киевского. Его мать из-за суеверия и примет посчитала, что родила бесенка, и в своем ослеплении дошла до того, что даже пыталась убить будущего святого, бросая младенца в реку.

Поэтому, дорогие братья и сестры, как говорится, Богом прошу: не бросайте свои души в реку суеверий к диаволу. Но наипаче верьте, что если вы молитесь, ходите в храм, регулярно исповедуетесь, причащаетесь, то с вами ничего плохого не случится. Ведь Христос с нами. А кто сильнее Бога? Диавол – это всего лишь фигляр, мастер-иллюзионист, фокусник, который своими и вашими беспочвенными призраками-фантазиями пытается вас напугать. Но эти страхи всего лишь дым и мираж.

Единственная реальность – это Господь. Он Своим Промыслом печется о нас ежесекундно. Главное, чтобы мы вперяли свои ум и сердце в Него, а не в другую сторону.
Вспомним кондак Вознесения Господнего, попразднство которого еще продолжается:

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Христос не просто говорит, Он вопиет любящим Бога: «Я есть с вами, и потому никто не устоит против вас».

Видео (кликните для воспроизведения).

От нас же необходимо только одно: быть верными Ему.

Суеверия и православие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here