Содержание
- 1 Ложные представления о Боге как источник суеверий
- 2 Ложное суеверие
- 3 Ложное суеверие
- 4 Ложное суеверие
- 5 Ложное суеверие
- 6 Ложное суеверие
- 7 Психологическая характеристика суеверий
Ложные представления о Боге как источник суеверий
Материалы миссионерской конференции «Церковные суеверия»: «Постараюсь кратко сформулировать те болезни нашего церковного общества, которые не только являются “притчей во языцех” для наших недругов, но и нам самим мешают жить по правде Христовой, извращая самую суть христианства».
Всечестные отцы, братья и сестры, Христос Воскресе!
Прежде всего, о названии нашей конференции: наверное, было бы правильнее назвать ее “Околоцерковные суеверия”, т.к. в самой Церкви Христовой – Его Святом мистическом Теле суетной веры быть не может. Но, “еже писах, писах”…
Для серьезного разговора о грехах и болезнях нашей церковности можно избирать разные интонации. Мне бы хотелось, чтобы те нотки самоиронии, некоторого гротеска и юмора, которые мы услышим в сегодняшних выступлениях, не стали поводом для обвинения нас в неблагоговении перед святыней. Конечно, сторонники “строго-постного” христианства могут возразить, что Христос предупреждал “смеющихся ныне”, что они “возрыдают”, однако вспомним, что Сам Господь, обличая фарисейские суеверия, прибегал к юмору, когда говорил об отцеживании комара и поглощении верблюда ( Мф.23,24 ). Христиане всегда умели шутить над собой, особенно, расставаясь с грехами.
Постараюсь кратко сформулировать те болезни нашего церковного общества, которые не только являются “притчей во языцех” для наших недругов, но и нам самим мешают жить по правде Христовой, извращая самую суть христианства.
Множество околоцерковных суеверий порождены совершенно неверными представлениями о Боге. Один из наиболее известных теологов нашего времени Карл Ранер (1904 — 1984) заметил: “Слава Богу за то, что слова 60-ти или 80-ти процентов наших современников о том, что такое Бог, не соответствуют действительности”.
То, что мы знаем о Боге, бесконечно меньше того, чего мы о Нем не знаем. Наше знание всегда неполно и фрагментарно. Но каким бы близким к истине не становилось бы наше знание о Боге, Бог всегда будет его превосходить и никогда не будет в нем умещаться. У величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь слово о невыразимом Боге. По слову святого Василия Великого “Неизреченное да будет почтено молчанием”.
Существуют представления, образы и мнения о Боге, диапазон которых — от ущербных или недостаточных до проблематичных и неприемлемых. Вспомним наиболее известные из них:
1. Незлобивый седовласый старец, “боженька”. Добрый дедушка с длинной бородой или персонаж рисунков Жана Эффеля, который все понимает, все принимает, ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих, потому что вера в такого “боженьку” ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности. При нынешней религиозной индифферентности это заблуждение, пожалуй, самое распространенное.
2. “Высшее Существо”, “Высшая Сила”. Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок, размышляя об устройстве мироздания. Холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от него. Такое божество либо вовсе непричастно нашему миру, либо растворено в нем. Все оккультные и псевдомистические учения от гностицизма до теософии, включая современное рерихианство и движение Нью Эйдж, базируются на этом ложном представлении. Да и у многих православных, увлекавшихся до своего обращения оккультизмом, йогой, экстрасенсорикой и т.п., подобные идеи изживаются весьма нескоро.
3. Самый страшный образ – соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, его интересуют наши ошибки. Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это бог-страшилище для “непослушных”, им пугают смельчаков, его боятся новоначальные, да и многие на первый взгляд воцерковленные прихожане, он отпугивает колеблющихся, когда они пытаются приблизиться к православию. А может быть, кто-нибудь встречал и пастырей, исповедующих подобные взгляды? Именно на этом образе свивает гнездо младостарчество, в связи с этим образом нагнетаются апокалиптические настроения, и возникает псевдоправославное сектантство.
4. “Бог из машины” – “deus ex machina”. В древнегреческой трагедии появление бога в финале приводило ее к развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма. Отсюда пошло выражение “бог из машины”, означающее искусственное разрешение проблем. Это “подпорка”, “скорая помощь” в трудную минуту. Мы призываем его и ищем его помощи только тогда, когда что-нибудь не так. А когда все в порядке, мы забываем о нем. “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится”, “Как тревога — так до Бога”.
5. Близкий к этому образу – бог-гарант. Ритуальными действиями, обетами и приношениями ему можно обеспечить себе его защиту. Он — воздаятель. “Разумные”, “порядочные”, “послушные” могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает: “Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке”. Эти образы (“гарант” и “подпорка”) питают магические представления о духовной жизни.
6. Бог порядка и богатства. По преимуществу, бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных. Он — покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменить существующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегать к нему диктаторы, деспоты и тираны. Характерный пример использования таких представлений – современное неохаризматическое движение с их “теологией процветания”. Проникают подобные взгляды и в церковную среду.
7. Бог обрядов, радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; бог помпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей. Бог как простое украшение жизни. Вспомним так называемых “подсвечников”, едва скрывая зевоту, отстаивающих церковные службы на Пасху и Рождество.
Бог в этих и подобных случаях оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан.
Истинный Бог — Бог любви и жизни — “везде сый и вся исполняяй”. Он на стороне страдающих и жертв, Бог всех без исключения. Он ни к кому не безразличен. Он не ужасный и неприступный некто, живущий вдали от нас. Он не желает нам ни смерти, ни несчастья, ни бед. Он не оставляет нас, в каком бы аду мы ни находились.
Бог никому не мстит и никого не карает с целью погубить. Бог наказывает, т.е. научает, вразумляет заблудшего человека. Чтобы ограничить злую деятельность человека и направить его на путь спасения, Бог может использовать и наказание, если все другие возможности для вразумления уже исчерпаны. Однако, в Своем наказывающем действии Бог являет Свою любовь к человеку, подобно врачу, который вынужден причинить боль ради спасения жизни больного.
И вот, из ложных представлений о Боге рождаются все те ложные мнения, которые, применительно к нашей сегодняшней теме, можно уместить в два слова: магизм и обрядоверие.
Магия – стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог ( Быт.3:5 ). Вот что об этом пишет протоиерей Александр Мень: “Для мага радости мистического богообщения – пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений”.
Таким образом, в основе магизма лежит принцип: “ты – мне, я – тебе”.
Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их кто-то “испортил” или “сглазил”. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным “бабкам”, колдунам, гадателям и экстрасенсам.
Материалистическая крайность магизма – обрядоверие – это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим или утилитарным понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь “потреблять” благодать, ничего не давая взамен, например, распространено мнение, что таинство Соборования безо всякого покаяния “очищает” от грехов, а Святое Причастие “помогает” при низком гемоглобине.
Перед тем как человек принимает таинство Св. Крещения, он отрекается от сатаны. Мы отрекаемся тем самым от всякого идолопоклонства и язычества. Но происходит ли действительная перемена в жизни человека?
Проведенные этой весной исследования социологов из Аналитического центра Юрия Левады показывают, что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% — вещим снам.
Только каждый шестой респондент (16%) сообщил, что верит в вечную жизнь, 72% — не верят. В то, что на Земле время от времени появляются инопланетяне, верят 22%. Предсказаниям астрологов склонны доверять 29% российских граждан.
Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания и пророчества в наши дни получили всеобщее распространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичной газетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; от изысканно-утонченных гаданий по древнекитайской «Книге Перемен» до псевдонаучного компьютерного прогноза; от тоненькой брошюрки, из которой можно узнать всю свою прошлую и будущую жизнь, до каббалистических раскладок карт Таро, изучению которых предлагается посвятить долгие годы.
Задача подобного информационного давления на человека состоит в том, чтобы во-первых, приучить его к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической и генетической заданности всей жизни; во-вторых, отвлечь человека от мыслей о Боге, от молитвы, от желания узнать волю Бога о себе, оторвать от сыновней привязанности к Богу, от стремления жить не по своей испорченной воле, но по воле Господа.
Конечно, нам надо учитывать и особую ситуацию в России, связанную с 70-летним религиозно-культурным разрывом. Сейчас крещены в Православие порядка 80% населения, а воцерковленных в разной степени людей среди них при этом всего от 5 до 15%%. Все остальные номинальные православные – это наше “миссионерское поле”, как об этом говорится в Концепции миссионерской деятельности РПЦ.
Образ Христа Спасителя, соединяющий в себе истинную веру, истинную жизнь и спасение мира, хранился и хранится, присутствует и вечно действует в Церкви. Христос — глава Церкви, а Церковь — Его живой богочеловеческий организм. И отпадают от нее те, кто искажает истинную веру, уродует неподдельный светоносный образ Христа Богочеловека, извращает Его святое учение.
Задачей православной миссии является свидетельство об истинном Боге во Христе Иисусе, и суть, сердце Православия, его непобедимая сила, сокрыты именно в этом дивном и единственном лике Христа, Сына Божия, с Которым встретились апостолы и множество других людей после них. Главная забота Православия была, есть и будет о том, чтобы через всю человеческую историю пронести и сохранить этот неизъяснимо прекрасный Лик евангельского Христа и прославить Его в “духе и истине” ( Ин.4:23 ).
Примечание: в выступлении цитируется фрагмент статьи иерея Андрея Хвыли-Олинтера из книги “Христианство и религии мира”, М., 2001.
Священник Георгий Иоффе, зам. председателя Миссионерского отдела
Материалы миссионерской конференции «Церковные суеверия»
Ложное суеверие
Предрассудство — Ложное суеверие
Разбор по буквам:
- Предрассудство — Слово на П
- 1 — я буква П
- 2 — я буква Р
- 3 — я буква Е
- 4 — я буква Д
- 5 — я буква Р
- 6 — я буква А
- 7 — я буква С
- 8 — я буква С
- 9 — я буква У
- 10 — я буква Д
- 11 — я буква С
- 12 — я буква Т
- 13 — я буква В
- 14 — я буква О
Варианты вопросов:
translate
SpanWord
Кроссворды, сканворды – доступный и действенный способ тренировки интеллекта, увеличения багажа знаний. Разгадывать слова, складывать пазлы – развивать логическое и образное мышление, стимулировать нейронную деятельность мозга и, наконец, с удовольствием коротать свободное время.
Ложное суеверие
суеверие — суеверие … Орфографический словарь-справочник
СУЕВЕРИЕ — религия слабых умов. Эдмунд Берк Суеверия это поэзия жизни. Иоганн Вольфганг Гёте Суеверие превращает все в чудеса. Жозеф Жубер Суеверие есть злоупотребление верой. Альфонс де Ламартин Даже от атеиста можно ожидать обращения в веру но не от… … Сводная энциклопедия афоризмов
Суеверие — Суеверие ♦ Superstition Стремление наделять смыслом то, что смысла не имеет. Например, черную кошку, сон, солнечное затмение. Понятие суеверия спорно, а значит, относительно: мы всегда верим (всуе) кому то, кто полагает себя единственным… … Философский словарь Спонвиля
СУЕВЕРИЕ — (ложная вера) неполноценная, превратная вера. Суеверие есть вера в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Суеверие принимает за реальность… … Философская энциклопедия
суеверие — Предрассудок, поверие, предубеждение. См … Словарь синонимов
СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, суеверия, ср. Религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Суеверие возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах… … Толковый словарь Ушакова
суеверие — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс.… … Большая психологическая энциклопедия
СУЕВЕРИЕ — (буквенное суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления … Современная энциклопедия
СУЕВЕРИЕ — (букв. суетное тщетное, т. е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления … Большой Энциклопедический словарь
Суеверие — см. Вера см. Заклинание мертвых см. Предсказание, прорицательство, гадание см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы … Библейская энциклопедия Брокгауза
СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, я, ср. Вера во что н. сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы. Старинные суеверия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Ложное суеверие
суеверие — суеверие … Орфографический словарь-справочник
СУЕВЕРИЕ — религия слабых умов. Эдмунд Берк Суеверия это поэзия жизни. Иоганн Вольфганг Гёте Суеверие превращает все в чудеса. Жозеф Жубер Суеверие есть злоупотребление верой. Альфонс де Ламартин Даже от атеиста можно ожидать обращения в веру но не от… … Сводная энциклопедия афоризмов
Суеверие — Суеверие ♦ Superstition Стремление наделять смыслом то, что смысла не имеет. Например, черную кошку, сон, солнечное затмение. Понятие суеверия спорно, а значит, относительно: мы всегда верим (всуе) кому то, кто полагает себя единственным… … Философский словарь Спонвиля
СУЕВЕРИЕ — (ложная вера) неполноценная, превратная вера. Суеверие есть вера в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Суеверие принимает за реальность… … Философская энциклопедия
СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, суеверия, ср. Религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Суеверие возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах… … Толковый словарь Ушакова
суеверие — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс.… … Большая психологическая энциклопедия
СУЕВЕРИЕ — (буквенное суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления … Современная энциклопедия
СУЕВЕРИЕ — (букв. суетное тщетное, т. е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления … Большой Энциклопедический словарь
Суеверие — см. Вера см. Заклинание мертвых см. Предсказание, прорицательство, гадание см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы … Библейская энциклопедия Брокгауза
СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, я, ср. Вера во что н. сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы. Старинные суеверия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Ложное суеверие
По следам дискуссий
краткий конспект одноимённой дискуссии
I. ЧТО ЕСТЬ СУЕВЕРИЕ?
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слова «суеверие»:
«Суеверие — предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего». «Предрассудок (там же) — ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь».
Если задуматься, то легко заметить, что слово суеверие состоит из двух слов: вера и суета. Суеверие — это вера в суетное (тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности).
3. ИСТОЧНИК СЕГОДНЯШНИХ СУЕВЕРИЙ
- Суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия)
- Языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам)
- Страх перед непознанным.
- Страх смерти
- Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д. и т.п.
- отличительным свойством чего-то или кого-то, или
- предвестием чего-то.
Несложно заметить, что суеверия в основном базируются на человеческом страхе.
4. РАЗНОВИДНОСТИ СУЕВЕРИЙ:
Суеверия бывают разными в зависимости от их происхождения. Они могут быть по своей природе языческими, а могут быть околоцерковными (или церковными). Но те и другие являются по своей сути религиозными; потому что являются верой (в невидимое, непознанное, необъяснимое, рождающему в нас страх) и поклонением этому неведомому.
Вопрос-ответ о приметах «Существует поверье, что нельзя стряхивать воду с рук, иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем. Есть ли в этом утверждении религиозные основания или это суеверие в чистом виде?» — Александр. |
«Уважаемый Александр! То, что вы описали — чистой воды суеверие!
Давно замечено: будешь верить в приметы (или сны) и они будут сбываться.
Человек суеверный становится рабом своих суеверий. Тяжкое состояние —
ни рук не встряхнуть, ни пальцем повернуть, ни зевнуть. Зато плевать
через левое плечо — сколько душе угодно. Суеверие — это признак духовного
несовершенства со стороны вступающих на путь веры и предательство
со стороны людей, считающих себя христианами». — Источник: Интернет
Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают «дополнять» веру суевериями.
Одни суеверия — являются очевидными и всем известными (вера в приметы).
Другие примеры суеверий — не так очевидны. Пример такого суеверия — «погоня за чудесами». Чудо (подлинное либо ложное) многими воспринимается как доказательство правильности веры, хотя сами по себе чудеса ничего не доказывают и (когда они подлинные) лишь свидетельствуют о милости Божией. А Бог, как известно, милостив не только к своим детям (принявшим дар вечной жизни верой в жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте). Тем не менее, некоторые верующие люди гонятся за чудесами и чудотворными проявлениями, чтобы доказать свою святость или хотя бы принадлежность к вере и Богу.
Пример церковных суеверий — вера в святые мощи и поклонение иконам, крестам и другой церковной утвари.
Ещё один типичный пример церковных суеверий — преувеличение роли разного рода церковных правил, обычаев и ритуалов. Есть люди, которые придают незначительным правилам и обычаям почти такое же значение, как и заповеди «не убий», совершенно утрачивая способность отличать главное от второстепенного, важное от не столь важного. Так и появляются современные фарисеи.
Суеверия плохи не только тем, что отвлекают человека от истины Слова Божия, от общения с братьями и сестрами по вере, от служения Богу и Церкви (Телу Христа — братьям и сестрам по вере), от жизни по вере и от добрых дел. Суеверия также ущемляют человеческую свободу (данную нам Богом), ставят взаимоотношения людей с Богом в зависимость от наносного и случайного, уводят в духовные сферы, пагубные для человека.
III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ
Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
Второзаконие 18:9-13 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (медиум — посредник), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.
IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ
1. Определение терминов:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слову «примета»:
«Примета — отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. — Например, особые приметы. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. — Например, дурная примета».
Итак, примета может быть:
Разумеется, люди используют приметы по-разному: Один верит суевериям и во всём ищет суеверные приметы. Другой (фермер) — наблюдает за приметами природы, определяя по ним погоду. Третий (доктор) — по приметам (в данном случае это симптомы недуга) определяет болезнь пациента. И так далее…
Человек — существо наблюдательное. Мы все наблюдаем за теми или иными «приметами» будь то наша профессиональная обязанность или просто человеческая наблюдательность. Очень часто мы судим о человеке по тем или иным приметам (внешним признакам) — «встречаем по одёжке».
2. В Библии мы находим советы Бога о том, как пользоваться приметами для того, чтобы распознавать людей и события (времена):
А. Приметы дня…
Лука 12:54-56 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Б. По плодам их узнаете их…
Матфея 7:15-20 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.
1Иоанна 4:4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
В. Приметы конца света:
Заключение: Верующий человек отличается от религиозного человека тем, что верит в непреложную истину Слова Божия, тогда как религиозный человек больше доверяет своим чувствам и нелепым предрассудкам, которые в его жизни занимают место Бога и являются его идолом, которому он поклоняется, зачастую сам того не подозревая. Однако, необходимо помнить, что только Бог и Его святое Слово — единственное, что достойно нашей веры и поклонения.
Скачать статью в формате word
Ложное суеверие
Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:
Вопрос: Ложное суеверие (Слово состоит из 14 букв)
Ответ: Предрассудство (14 букв)
Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска.
Постараемся найти среди 1 126 642 формулировок по 141 989 словам.
Психологическая характеристика суеверий
Вместе с тем, суеверие — предрассудок, в силу которого многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил, предзнаменованием будущего [159, с. 716]1.
1 Некоторые психологи считают, что по своему психологическому механизму суеверия близки к неврозу навязчивых состояний. Тот факт, что с навязчивыми состояниями бороться путем убеждения бесполезно, объясняет высокую живучесть суеверий, даже тех, которые противоречат мировоззрению людей (например, атеистов). Другие специалисты отождествляют суеверия с предрассудками.
Однако если в психологической структуре предрассудка превалируют элементы мышления, неправильного понимания, обычно внушенного извне, эмоции в нем могут отсутствовать, то в психологической структуре суеверия преобладает чувство веры, которая тормозит мышление [164, с. 307].
Очень четко и образно подметил природу суеверия Спиноза. Он подчеркивал: «. Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается» [165, с. 8].
В связи с этим представляется более верным выделить суеверия в самостоятельное явление, классификационно разместив его между предрассудками, с одной стороны, и неврозом навязчивых состояний, с другой стороны.
В соответствии с принятой нами методологической позицией суеверия представляют собой своеобразный квазиресурс, расширяющий психологические возможности участника боевых действий. Они позволяют когнитивно упорядочивать, структурировать необъяснимые, непонятные события, связи между предметами и явлениями, делают жизнь в боевой обстановке более предсказуемой, требующей меньших психических затрат. Например, человек, верящий в «волшебную» силу талисмана, может спать более спокойно, не испытывать различного рода фобий, активно действовать в бою до тех пор, пока талисман с ним. И напротив, он практически утрачивает качества бойца в случае его утери.
О силе суеверий может свидетельствовать следующий пример из боевой жизни инженерно-саперного батальона 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, действовавшей в Афганистане, рассказанный одним из офицеров.
Суеверия в боевой обстановке манифестируются в формах ношения амулетов и талисманов, предчувствия, загадывания, табу, обязательных для исполнения обычаев, обрядов, ритуалов, молитв, заговоров, мифов, фатализма и т. п.
Используя положения Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, дадим определения перечисленным феноменам.
Амулет — предмет, носимый на теле и считаемый магическим средством против болезни, несчастья.
Очень близким к амулету по содержанию является понятие «талисман».
Талисман — предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу. В отличие от амулета талисман больше ориентирован не на обережение человека, а на увеличение его радости, счастья, добра, удачи и т. д.
Амулеты и талисманы бывают «на все случаи жизни» и оберегами от конкретных несчастий. Как средства оберега амулеты использовались участниками боевых действий во все времена.
Примером этого суеверия является увлечение последнего российского императора Николая II собиранием подков, которое значительно усилилось в годы Первой мировой войны.
Обереги были широко распространены в гитлеровской армии. В июне 1942 г. пленный немецкий летчик показывал: «У нас боятся русских летчиков, которые идут на таран. Против тарана все носят амулеты». Один — унтер-офицер — имел при себе талисман в виде «охранной грамоты», которая начиналась словами: «Тот, кто имеет это письмо, гарантирован от вражеской пули». У другого — обер-ефрейтора — был найден амулет с надписью: «Этот предмет привязывали на шею собаке, стреляли в нее, и она осталась цела. » [104, с. 24].
С. В. Захарик описывает следующие виды амулетов, которые использовались военнослужащими воздушно-десантных войск в Афганистане [57, с. 114-118]:
[/stextbox]• полихлорвиниловые трубки, прикрепляемые на запястье, в которые вкладывались кусочки материи с данными о себе;
• браслет на запястье с выгравированными данными о группе крови и резус-факторе;
• наколки на левой стороне груди, предплечье, запястье или в подмышечной впадине и др.
В исследовании С. В. Захарика показано, что 95% опрошенных воинов-десантников верили в сохранную силу амулетов и в необходимость их ношения. 58,3% из них заявили, что при наличии медальона они чувствуют себя более уверенно, спокойно, психологически устойчиво.
Загадывание — предположение о наступлении какого-либо события в связи с наступлением или не наступлением другого события.
Загадывание в боевой обстановке тесно связано с предчувствием. Так, воин считает взлетающие вверх ракеты и загадывает: «Если их будет больше семи, останусь жив». Если ракет оказалось меньше семи, то у него возникает ощущение близкой смерти. Вскоре оно может исчезнуть. Но через некоторое время боец вновь загадывает: «Если до конца месяца придет еще три письма из дома, вернусь с войны живым» и т. д. Казалось бы можно волевым усилием не допустить загадывания. Однако, как показывает изучение, военнослужащий как бы играет с судьбой и это приносит ему временное удовлетворение. В том же случае, когда загадывание завершается успешно, он получает мощный ресурс спокойствия, уверенности в своей неуязвимости, бесстрашия.
Предчувствие — чувство ожидания чего-нибудь предстоящего и неизвестного. По суще- ству предчувствие представляет собой предположение (допущение события, вероятность появления которого еще не известна), дополненное чувством тревожного ожидания. Подмена предположения предчувствием особенно часто осуществляется в обстановке опасности и нервного напряжения.
Многие воины предчувствуют ранение или смерть. Возможно срабатывают психологические механизмы виктимного1 поведения, но предчувствия нередко сбываются.
Молитва — текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
В боевой обстановке используются не столько канонические тексты молитв, сколько молитвы, подсказанные мамой, бабушкой, придуманные самими военнослужащими. Часто это собственно не молитва, а обещание Богу верить в него безрассудно и быть его верным рабом, если произойдет или не произойдет то или иное событие.
Обычай — традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Примером обычая, проявляющегося в форме суеверия, является существовавшее в Афганистане правило не допускать военнослужащих, подлежащих замене в ближайшие месяцы, к участию в боевых действиях.
Примета — явление, случай, который в народе, социальной группе считается предвестием чего-нибудь.
Е. С. Сенявская приводит одну из примет, имевшую место в одном из разведывательных батальонов, действовавших в Афганистане. «Если раненый, находящийся в полуобморочном состоянии, притронется к своим гениталиям, значит наверняка умрет» [154, с. 242].
Ритуал — порядок обрядовых действий, церемониал.
В боевой обстановке многие воины совершают ритуалы при подготовке к бою. При этом строго отслеживается порядок выполнения действий по подготовке оружия, снаряжения, экипировки, к занятию боевой позиции, наличие одних и тех же элементов обмундирования или снаряжения, в том числе давно пришедших в негодность (например, истертая до дыр тельняшка и т. д.), и т. д. Например, у летчиков в Афганистане наблюдался следующий ритуал: перед вылетом на боевое задание необходимо обязательно помочиться на колесо самолета.
В боевой обстановке у военнослужащих отмечаются также осуществляемые по определенному алгоритму паттерны ритуального поведения (улыбка, смех, подшучивание над собой, иапевание песен из «ритуального репертуара») [57, с. 114-118].
Психологическая «траектория» влияния ритуалов на боевое поведение включает следующие элементы:
• отвлечение от травмирующих переживаний с помощью сосредоточения внимания на соблюдении алгоритма действий, произнесении слов, конструировании образов;
• увлечение выполняемыми действиями и перевод их из «защитных» в «созидательные»;
Виктимология — область научного знания, исследующая влияние поведения жертвы на формирование причин покушения на нее.
• эмоциональное отражение успешности выполнения созидательных действий — эмоциональное переключение.
Обряд— совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Особенно четко соблюдаются на войне обряды приема пополнения, убытия в отпуск, прощания с погибшими товарищами и др.
Табу — запрет (светского или религиозного характера), налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции в виде наказания, болезни или смерти.
По свидетельству Геродота, мастерски использовал табу, существовавшее у противников на убийство кошек, персидский царь Камбиз. В IV в. до н. э., осадив город Пелузу, приказал воинам взять в руки по кошке. И жители города решили: лучше сдаться, чем принять бой, в котором погибнет столько священных животных.
В. А. Мезенцев пишет о том, что в годы Великой Отечественной войны некоторые летчики и танкисты старались не фотографироваться перед боем. И охотно делали это после того, как задание было выполнено. Столь же дурным предзнаменованием считалось бриться перед боем, В какой-то мере имела отношение к летчикам и суеверная примета о левой и правой стороне: во избежание неприятностей следует надевать перчатку сначала на правую руку [104, с. 27-28]. Воины-десантники в Афганистане, готовясь к боевым действия, строго блюли табу на фотографирование, подшивание подворотничков, написание писем домой, считали недопустимым напрашиваться на боевое задание.
Фатализм (от лат. fetalis — роковой, Шит — рок, судьба) — представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.
Многие участники боевых действий спасаются от травмирующих размышлений о будущем с помощью веры в то, что все решает судьба, которая представляет человеку лишь конкретный случай, когда он может погибнуть, в других же случаях смерть обойдет его стороной. Фатализм на войне поднимается до уровня определенного мировоззрения.
Очень ярко показал его в своем романе «На западном фронте без перемен» Э. М. Ремарк. Его главный герой рассуждает так:
«Фронт — это клетка, и тому, кто в нее попал, приходится, напрягая нервы, ждать, что с ним будет дальше. Мы сидим за решеткой, прутья которой — траектории снарядов; мы живем в напряженном ожидании неведомого. Мы отданы во власть случая. Когда на меня летит снаряд, я могу пригнуться — и это все; я не могу знать, куда он ударит, и никак не могу воздействовать на него.
Именно эта зависимость от случая и делает нас такими равнодушными. Несколько месяцев тому назад я сидел в блиндаже и играл в скат; через некоторое время я встал и пошел навестить своих знакомых в другом блиндаже. Когда я вернулся, от первого блиндажа почти ничего не осталось: тяжелый снаряд разбил его всмятку. Я опять пошел во второй и подоспел как раз вовремя, чтобы помочь его откапывать, — за это время его успело засыпать. Меня могут убить — это дело случая. Но то, что я остаюсь в живых, — это опять-таки дело случая. Я могу погибнуть в надежно укрепленном блиндаже, раздавленный его стенами, и могу остаться невредимым, пролежав десять часов в чистом поле под шквальным огнем. Каждый солдат остается в живых лишь благодаря тысяче разных случаев. И каждый солдат верит в случай и полагается на него» [140, с. 142].
Е. С. Сенявская выделила и классифицировала суеверия и приметы, бытовавшие во время войны в Афганистане, заимствованные из опыта прошлых войн, частично видоизмененные и дополненные «исконно афганскими»:
а) система табу (запретов) на определенные действия накануне боевых операций (не бриться, не надевать чистое белье, не дарить никому своих вещей, не разговаривать на определенные темы);
б) выполнение определенных ритуалов после возвращения с боевых операций («вернулся в часть — посмотрись в зеркало»);
в) традиции и обычаи в отношении погибших (не занимать койку, не убирать вещи и фотографию в течение 40 дней, традиционный третий тост; не носить вещи погибшего, ничего не брать с мертвых, не показывать на себе место, куда ранили другого, и т. п.);
г) хранение амулетов и талисманов (не обязательно религиозных символов, хотя часто талисманами служили ладанки и нательные крестики);
д) молитвы (не обязательно традиционные, часто — у каждого свои, самодеятельные);
е) коллективные привычки, выработанные по принципу целесообразности и в дальнейшем закрепленные традициями боевого подразделения;
Видео (кликните для воспроизведения). |
ж) придание каким-либо (как правило, выходящим за рамки уставов и инструкций) рациональным действиям дополнительной мистической нагрузки-обоснования; з) традиции, присущие определенному воинскому коллективу, часто связанные с военной специальностью [153, с. 246-247].
Приветствую вас на своем портале. Меня зовут Ольга и я более 7 лет увлекаюсь эзотерикой, предсказаниями и приметами. Думаю, что являюсь специалистом в этом направлении и хочу помочь все разобраться в данной науке.
Все материалы для ресурса были собраны и тщательно переработаны, чтобы представить в лучшем и доступном виде всю информацию. Но чтобы применить все, описанное на здесь — всегда необходима консультация со специалистами.