Суеверие это грех

Актуально по теме: "Суеверие это грех" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Можно ли верить в приметы?

По статистике каждый третий верит в приметы, гадания, и гороскопы. Из них большинство – люди, считающие себя верующими.

Позиция отцов церкви непоколебима: приметы – это грех . Там, где есть суеверия, нет места истиной вере. Опасаясь дурных знаков, человек не доверяет ни себе, ни Богу.

Можно ли верить приметам православному человеку?

Большинство суеверий досталось в наследство от язычества или связано с жизненными обстоятельствами. К ним относятся вера в счастливую кроличью лапку или другие талисманы, гадание на костях. Беспокойство священников вызывают не только бытовые приметы, но устойчивые суеверия, связанные с православными обрядами.

Есть и курьёзные приметы: К примеру, кошка перебежала дорогу или просыпала соль, значит жди беды. Также, если человек наступит вам на ногу, значит вы обязательно поругаетесь, посидеть на дорожку и тд. Не верьте в это язычество. Приметы это грех и к Церкви они не имеют, ни какого отношения.

Умерших поминаем, напиваясь до безобразия. Где тут радость от веры и духовная жизнь? Только грех суеверия .

Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиям

Православные священники считают, что верить в приметы это грех и соблазн, недостойный истинного христианина. Слово суеверие созвучно слову “суета”. Такие верующие нарушают первую заповедь Христа.

Ее нарушение – грех, не осознаваемый многими. Люди не признают, что вся сила от Бога, и наделяют божественной силой предметы и животных. Распространение ересей, которыми являются суеверия, есть ложь о Боге.

В тяжёлых жизненных ситуациях люди прибегают к помощи ворожей и колдунов. Это тоже тяжелый грех и суеверие : проявление недоверия Богу. Все испытания даются свыше, пытаясь избежать их с помощью лукавства, человек вредит себе еще больше. В бедственном положении лучше идти в храм, исповедоваться и причаститься.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Святая церковь предостерегает от гаданий. Считается, что они – суть издевательства тёмных сил над человеком. Гадая, человек поручает свою судьбу нечистой силе. Если прогноз ворожеи неблагоприятный, она может запрограммировать на неудачу. Так же программируют и негативные приметы.

Суть греха суеверия в том, что оно уводит верующего от истинного, подлинного знания, подменяет высокое завлекающим магическим ритуалом. Страшно, когда церковные святыни используют в магических обрядах, особенно в черной магии. Это убийство души и надругательство над самым чистым, что есть у людей.

Порча и сглаз

Любому станет неуютно, если сказать, что его приворожили или сглазили. Часто корень бед и проблем люди видят в том, что на него навели порчу, оправдывают себя. Гораздо труднее сказать: я жил неправильно, и вот результат моей греховности.

Грех лежит и на том, кто занимается ворожбой и магией. Такие люди ставят свою волю выше божественного волеизъявления.

Можно ли православным верить приметам , связанные с гороскопом? Кажущиеся безобидными, гороскопы делает нас предвзятыми по отношению к другим людям и к себе.

Как не впасть в грех и перестать верить приметам?

Причина греха суеверия – духовное невежество. Человек становится суеверным из-за неуверенности в себе и недостатка доверия Богу.

Часто люди получают знания о Христианстве не у православных отцов, а у малограмотных бабушек в церкви. А если такая бабушка ещё и ворожея?

Невежественные правила греховны ещё и потому, что могут отвратить здравомыслящего, но невоцерковленного человека от православия.

Узнавать о православии нужно через Священное Писание, у духовных наставников, читая Жития святых. Лучшим выходом из состояния ереси является пост и молитва.

Стоит ли верить приметам и не доверять Тому, Кто есть любовь? Помните, что православный – тот, кто правильно славит Бога.

Суеверия – грех недоверия Богу

“Не верующие в Бога люди оказываются самыми легковерными”

Совместимы ли вера в Бога и суеверие? Чем опасны народные суеверия?

Как-то раз мой сын, вернувшись из школы, рассказал, что девочка из его класса попросила своих подруг ругать ее во время экзамена в музыкальной школе. «Ругайте меня очень сильно, тогда я наверняка получу «пятерку», – говорила она. Сын удивленно спросил: «Мама, неужели ругань может повлиять на оценку?»

«Счастливая» ручка для контрольных работ, запрет возвращаться домой по дороге в школу, если забыл учебник, запрет садиться за парту справа. Вот с таких смешных, вроде бы, примет и начинается знакомство детей с суеверием, т. е. с верой в сверхъестественное влияние соблюдения примет на судьбу человека. С годами эти дети искренне поверят, что, выполнив ряд ритуалов из разряда «дунуть-плюнуть-потереть», они приобретут себе «страховой полис» от неудач.

Говорит статистика

Как показывает статистика, в России 63% населения верят в приметы. Особенно опасаются черных кошек, разбитого зеркала и числа 13. Боязнь несчастливого числа (тердекафобия) известна и американцам. Согласно опросу службы Gallup, 15% американцев боятся жить на 13-м этаже отеля. В результате доходит до абсурда: многие гостиницы США не имеют 13-х этажей: чтобы не отпугивать суеверных постояльцев, за 12-м этажом сразу следует 14-й.

Что такое суеверие?

Толковый словарь Даля дает такое определение слову «суеверие»: это «ошибочное, пустое, вздорное, ложное, верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и следствие, где нет никакой причинной связи».

Суеверие – это тоже вера, но только не во Всемогущего Бога, дающего жизнь каждому и управляющего судьбами, а в могущество невидимых сил, исходящих не от Бога.

Человек создан Творцом с потребностью и способностью «верить» в любом возрасте. И если в сердце человека не живет вера в живого Бога и Его вечное Слово, то человек будет сознательно или неосознанно верить во что-то другое. Из-за отсутствия веры в Бога люди наполняются страхами и в надежде себя обезопасить обращаются к суевериям.

Библия о суевериях

О приверженности людей к суевериям и приметам много написано в Библии. Всякий раз, когда народ Божий отступал от веры в Бога, он начинал поклоняться идолам, искать знамений и поступать, как велят приметы. В Библии, в книге пророка Осии 4:12, написано: «Народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ». Здесь говорится о суеверии людей прошлого, которые часто принимали решения, опираясь на то, каким образом упадут брошенные деревянные палки.

Библия говорит, что всякое суеверие, гадание и предсказание пришло от языческих народов, которые не знали Бога, а поклонялись идолам. В книге пророка Иезекииль 21:21 сказано: «Царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень».

Первый шаг
к оккультизму

До сих пор некоторые народы поклоняются силам природы. В африканских и индийских племенах обращение к сверхъестественным силам является не просто древней традицией, но нормой жизни.

Некоторые используют амулеты и талисманы, чтобы привлечь удачу или отпугнуть злые силы от себя. Например, водители держат в своих автомобилях амулеты, которые якобы защищают от аварий.

Также простое любопытство делает человека суеверным и зависимым от потусторонних сил. И это – первый шаг к оккультизму.

Ни к кому, кроме Бога

Бог через Библию предупреждает людей об опасности обращения к потусторонним силам за помощью, советом, исцелением или предсказаниями судьбы: «Не должен находиться у тебяпроводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим» (Втор. 18:10-13).

Библия учит обращаться к Господу как к единственному источнику силы, исцеления и знания. Никто из людей не хотел бы лишиться Божьей защиты, благословения или быть отвергнутым Богом навсегда. Но, попав в зависимость от суеверий, человек сам себя удаляет от Господа,становится невосприимчивым к Божьим истинам и неспособным слушаться Бога.

Иоанн Златоуст дал точное определение проблеме суеверия: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Как избежать суеверий?

Единственное лекарство против суеверия – это доверие Богу. Верующий человек знает, что без воли Господа с ним ничего не случится. Суеверный же, даже если он считает себя верующим в Бога, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Господа и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий.

Чтобы не подпадать под власть суеверий, нужно иметь живые отношения с Иисусом Христом, доверять Ему всем сердцем. И всегда помнить, что только любящий Господь способен уберечь от зла и дать настоящее счастье.

Языческие корни суеверий

Откуда появились примета:

– Нельзя передавать вещи через порог

Когда-то давно наши предки хоронили умерших у порога. С тех самых пор порог считают границей между миром живыхи мертвых. Эту границу якобы охраняют усопшие. Отсюда суеверие — нельзя передавать ничего через порог.

– Нельзя рассыпать соль

В древние времена соль была дорогим продуктом. Когда ее рассыпали, начинались ссоры, взаимные обвинения. Вроде бы безобидная примета, если не считать, что соли приписывают еще и магическое значение.

– Нельзя есть с ножа

Издавна нож считался орудием добычи пищи и предметом защиты. Его также использовали в языческих ритуалах. С ножа кормили диких животных. Отсюда и появилось суеверие: нельзя есть с ножа, иначе станешь злым человеком.

– Дорогу перешла черная кошка — быть неудаче

В Средневековье, в эпоху эпидемий, когда заболевания переносились крысами, кошки также считались носителями инфекций. Поэтому их панически боялись. В ночное время черные кошки были практически незаметны. Они вызывали страх. Кошек, как и ведьм, сжигали на кострах.

– Постучать по дереву

Это популярное во многих странах суеверие берет начало от древних персов, которые поклонялись идолам. Они стучали по дереву, обозначая свое желание встать под защиту языческого бога Атара.

Можно ли совмещать веру и суеверие? Мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в черного кота, не в сон после обеда и не в разбившуюся чашку. Истинную веру в Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегает в молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов.

Митрополит Кирилл

Библия говорит:

“А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”(Евр.11:6).

“. ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх.34:14).

“Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]” (Пс.120:5-7).

10 околоцерковных суеверий, которым не стоит верить

Если чёрная кошка перебегает вам дорогу — это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим […]

Если чёрная кошка перебегает вам дорогу — это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим путём или как-нибудь напугать бедное животное. Вот какую силу над многими из нас имеют суеверия… К несчастью, для некоторых приходящих в Церковь различного рода пустые предрассудки также имеют огромное значение.

Всевозможные приметы и суеверия очень, нет, даже ОЧЕНЬ вредны… Зачастую они заслоняют от находящихся в Церкви самое главное — Господа нашего Иисуса Христа, а также пугают столкнувшихся с ними новоначальных христиан.

Бояться этих народных мифов не стоит, как и поддерживать или распространять их. Помните, что если вас смутило какое-либо высказывание находящегося в храме человека, или даже церковнослужителя, вы всегда можете подойти к священнику и справиться у него, насколько это соответствует церковной практике.

А чтобы вы, придя в храм Божий не испугались и легче смогли отличить правильную церковную традицию от выдумок, мы подобрали для вас ряд примеров, с которыми довелось столкнуться нашим знакомым:

Крещение даёт ребёнку «небесную защиту» и исцеляет от болезней

Это не так. Особое здоровье или исцеление через Таинство Крещения дети получить могут – но только не от самих вод купели, а от Бога, через посредство благодати в виде милости и ответа на ваши молитвы.

Крещение не даёт малышу какой-то особой духовной защиты, не гарантирует его от совершения грехов и ошибок. Оно лишь констатирует, что по вере родителей их чадо становится новым членом Церкви Христовой, призывает на ребёнка благословение Божие. А защиту и достойное воспитание должны давать малышу его родители.

Падение иконы в доме — к смерти кого-то из близких

На самом деле, падение иконы — к созданию более надёжного крепления. Если икона упала, значит вы плохо позаботились о том, чтобы надёжно установить или повесить её и следует не откладывая исправить ситуацию.

Икона в доме необходима для молитвы. В своём жилище мы размещаем образы святых, наиболее близких нашему сердцу, к которым мы чаще всего обращаемся с нашими скорбями или с благодарностью за помощь. Икона является священным предметом, но скорее «окном» в мир общения с Богом, а не каким-то «духовным компасом».

При этом икона может упасть, треснуть, выцвести, облупиться и т.п. но это не означает ничего плохого. Такое происходит с разными предметами находящимися в доме, священными и не священными и зависит от материала, из которого они изготовлены, условий хранения и других, довольно обыденных факторов.

Беременную в храме могут сглазить и в ребёнка вселится бес

Говорящие подобное просто невообразимо погрешают против здравого смысла! Если бы в ребёнка в материнской утробе в церкви вселился ангел, это ещё куда ни шло. Хотя это тоже суеверие, но хотя бы было логично — в освящённом месте вселился добрый ангел… Но бес — это за гранью понимания!

Ещё царь и пророк Давид в своей Псалтири восклицал: «Господь щит мой и спасение моё — кого мне бояться?» Для верующего человека не страшны никакие сглаз и порча. Страшной и ужасной для него должна быть потеря духовной связи с Богом, совершение греха, отделяющего его от Небесного Отца. А чьи-то косые взгляды не должны его особенно заботить, мало ли какое у человека настроение…

Так что верующая мамочка не должна бояться посещать храм Божий в период беременности. Наоборот, ей стоит стремиться к тому, чтобы напитываться лучшими впечатлениями, и передавать ребёнку положительные эмоции от молитвы или размышлений над услышанным Евангелием.

Если человеку стало плохо в храме — это потому, что он грешник, если младенец кричит перед Святой Чашей — он станет грешником в будущем

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться. И если бы в нём каждому грешнику становилось бы плохо — все мы устилали бы собой его пол.

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

Если вы увидели, что кому-то в храме стало плохо, проявите христианское участие и помогите ближнему — усадите или уложите на лавку, вызовите скорую.

Если за живого человека подать записку «Об упокоении», заказать отпевание или поставить свечу на канун, то он умрёт

Подобное понимание церковных таинств или треб — чистой воды магизм (то же относится к «сглазу» или «порче»). Мы совершили некое ритуальное действие и заставили, буквально принудили Христа выполнить нашу волю, забывая о том, что Его воля превыше нашей.

Господь сам решает, чем воздать тому или иному человеку за его поступки. Довольно часто случается так, что суд Спасителя отличается от нашего как минимум потому, что Ему известно больше фактов чем нам, а также потому, что Он милует нас, если мы раскаиваемся после наших падений.


Смысл же поминовения усопших заключается в том, чтобы просто помолиться Господу за тех наших близких, которые умерли для нас, но по-прежнему жив для Него, ведь Он над пространством и временем и у Него все мы навечно обрели право на существование. Если вас случайно или намеренно записали в записку о упокоении — не паникуйте. Господь сам помянет вас в том чине, к которому вы принадлежите.

Умерший на Светлой седмице (или умерший в храме) сразу попадает в рай

  • Есть ли смысл в суевериях? о. Андрей Ткачев
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Если христианин умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Если же верующий умирает в храме — чин его погребения вообще никаким образом не отличается от общепринятого.

Участь человека в вечности зависит от состояния его души на момент кончины, близости человека к Богу, искренности раскаяния в совершённых прегрешениях, а вовсе не от календарной даты или места окончания его земной жизни. Жизнь вечную наследуют те, кто уподобляется Богу в добродетелях и обращается к Нему в молитвах.

Если поставленная вами свеча потухла или чадит — это к несчастью

На самом деле здесь стоит задуматься над тем, из какого материала изготовлена свеча и хороший ли у неё фитиль и в следующий раз постараться купить более качественные свечи.

Церковная свеча — это символ нашей молитвы перед Богом за себя и за своих близких. В конце концов можно обойтись и без этого символа — помолиться за дорогих сердцу людей своими словами и подать записку с их именами для поминовения священником на литургии.

Не верьте во всевозможные «знаки». Основным знаком, который Господь подал нам давным-давно является Священное Писание. Старайтесь больше слушать в храме и самостоятельно читать дома Святое Евангелие, сообразуйте с ним ваши действия и тогда получите действительную духовную пользу.

Если в святое место, например на могилку святого или возле известного храма, монастыря или источника поместить записочку с желанием — оно исполнится

Также некоторые загадывают желание, ставя свечу в храме. Всё это — такой же магизм, как и подача записок «Об упокоении» за живого человека. А если наше желание повредит другому человеку? Если оно не принесёт пользы нам самим? Господу виднее, стоит ли исполнять наше желание вообще.

Но допустим, что мы просим у Бога что-то очень доброе, светлое и чистое, что-то такое, что невозможно использовать плохо. Спасения души, например. Зачем оставлять для этого какие-то записочки и возлагать свои надежды на эти клочки бумаги, если можно возложить свою надежду на Самого Бога, обратить к Нему свои молитвы и тем гораздо более надёжно испросить Его благословения на то, что нам нужно.

Подобрал потерянный крестик — взял на себя «крест» или грехи человека

Что такое нательный крестик и зачем он нужен христианину? Для особой защиты от демонов? Нет, ведь он ничем не поможет верующему, совершающему преступления. Крест необходим нам для напоминания нам самим о том, что мы христиане. Он помогает нам ощущать свою причастность к Церкви, чаще обращаться мыслями к Богу.

Если вы нашли чужой нательный крестик — значит его просто кто-то потерял… Человек вероятно купит себе новый, а найденный вы можете отнести в храм и отдать в церковную лавку или отмыть его и подарить человеку, у которого своего крестика нет.

Что же до грехов человека — они личный волевой выбор каждого и остаются со своим носителем до тех пор, пока он не принесёт Господу искреннее покаяние. Их невозможно кому-либо «передать» или у кого-то «забрать», как и нельзя покаяться за другого человека.

Икона или крестик в машине защитит от аварии, в кошельке — от кражи денег, в доме — от пожара

Если вы не молитесь помещённым в кошелёк образам, а только носите их с собой, то это обыкновенная суетная вера в обереги и талисманы. В таком случае можете положить туда же подковку или кроличью лапку — эффект будет одинаков. В случае, если вы не предпринимаете более никаких усилий для сохранности своего имущества, долго и в хорошем состоянии оно у вас не останется.

Если христианин помещает икону в дом, машину или бумажник — то делает это с той же целью, с какой носит нательный крестик. Чаще видя рядом христианские образы и символы, он чаще обращается с молитвой к Богу. А уже Господь охраняет и защищает доверившегося ему человека от бед и напастей.

При этом не стоит искушать Господа — нужно и самим проявлять разумную осторожность: в доме устанавливать хорошие двери и замки, кошелёк носить поближе к телу, а машину водить осторожно и аккуратно.

Батюшка здравствуйте.Я бы хотела задать вопрос про приметы. Грех ли верить в приметы? Заранее благодарю Вас.

Уважаемая Александра, предварительно надо разделить те приметы, которые не несут в себе ничего плохого. К примеру, когды мы наблюдаем за погодой и выясняем определенные закономерности, т.е. то, что если сегодня солнышко светит, то погода на протяжении определенного времени скорее всего установится того или иного типа (такого рода приметы есть скорее уяснение статистических погодных закономерностей, и в них ничего плохого в сущности нет).

Отрицательно Церковь относиться к другого рода приметам, которые можно было бы назвать более метким словом – суеверие. Суеверие — это вера в сочетание определенных событий материальной нашей жизни с другими событиями, которые непременно последуют в обстоятельствах нашей личной жизни или в обстоятельствах нашего духовного бытия. Верящий в такие приметы принципиально исходит из сознания, которое для христианина неприемлемо, а именно что человек в свободе своей – свободе сущностной, свободе выбора жизни, правильных этических ориентиров — ограничен или даже вовсе свободы лишен. Вот перебежала мне дорогу черная кошка – и как бы я крепко ни помолился, как бы ни мирна была моя душа, как бы ни был я благодарен Творцу за то, что Он мне дал, — последуют несчастья, болезни, недобрые происшествия, разрушится все то, что в моей жизни есть. Будет стоять зеркало в доме, где умер человек и лежит пока во гробе, — и непременно почему-то независимо от Промысла Божия и милосердия Божия еще кого-то из семьи он за пределы земной жизни с собой увлечет. Вот это введение закона детерминированности, то есть причинной обусловленности, в нравственную жизнь человека, лишение его свободы перед Богом, — есть тот главный неприемлемый вывод, который вытекает из веры в приметы.

Суеверие грех

Суеверие – суетная, пустая, напрасная вера. Суевериями называют предрассудки, в основе которых лежит приписывание тем или иным предметам или явлениям сверхъестественных качеств.

В народе принято относиться к суевериям как к невинному чудачеству, однако Православная церковь предостерегает, что за этими заблуждениями стоит недоверие Богу. Человек, который действительно верит во Христа, не станет опасаться черной кошки, перебежавшей дорогу или носить в кармане амулет, поскольку всю свою жизнь он целиком и полностью предоставил попечению Создателя.

Надежда Тэффи. Отрывок из рассказа «Ведьма»

Кухарка загадочно улыбалась.
– Никогда вы ее не выгоните!
– Почему?
– А потому, что она каждую ночь на вас шепчет, и бумагу жгет, и в трубу дует. Вы ее прогнать не можете.
Посмеялась, рассказала мужу.
– Вот темный народ! Какое безобразное суеверие!

Суеверие — это грех?

Суеверие является греховным перед Богом? Как перестать верить в суеверия?

Суеверие это не грех, это заблуждение, но не от дьявола. Даже самые рьяные служители церкви считают именно так.

Суеверия пришли к нам из тех далеких времен, когда не было единого всемогущего бога, а было много маленьких идолов, суеверия были основанный на том, что тот или иной Бог «разозлится» на нарушившего его «приказ».

Например, как с бабой с пустым ведром.(если Вы увидите бабу с пустым ведром, то вас ждут неприятности)смысл этого суеверия заключается в том, что в ведрах жил какой-то мелкий дух (к сожалению не помню как его звали) и не он был очень уродлив и не хотел, что бы его видели и жутко (конечно в меру своих сил) мстил всем кто его увидел.

Очень многие из суеверий имеют похожее объяснение, некоторые, кстати, очень смешные.

Суеверие это грех

ВОПРОС:

Суеверие – это тяжкий грех или простительный? Если, например, человек плюет через плечо и т.д..

ОТВЕТ:

Святой Фома Аквинский писал, что суеверие – это порок, который может заключаться в поклонении тому, кому не должно поклоняться, или же в недопустимом способе поклонения Богу.

Поклоняться «тому, кому не должно» означает культ дьявола, и речь идет о смертном грехе. К этой разновидности греха относится, например, гадание, то есть попытка предсказать будущее или узнать сокровенное недопустимыми методами, противоречащими воле Бога и запрещенными Им. Тяжким грехом является также идолопоклонничество, которое приписывает различные события наличию или отсутствию определенных предметов. Но тут нужно сделать уточнение, ведь мы знаем, что тяжесть греха определяется не только материей, но и согласием воли и осознанием совершаемого поступка.

Если, например, мы совершаем какой-то суеверный жест по легкомыслию и без полного осознания, то речь идет о простительном грехе, не лишающем благодати. Но если мы по-настоящему, всерьез верим, что течение событий зависит от того, куда мы повесим картину, или от талисмана, то речь идет о культе иных богов – ведь мы не подчиняемся Ему, а предоставляем нашу жизнь идолам. Согласно святому Павлу, это то же самое, что и служение демонам: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор 10, 19-20).

Опубликовано в сентябре 2016 г.

Батюшка, скажите, суеверие — это грех? Если да, то посоветуйте какие молитвы нужно читать чтобы избавится от этой напасти? Николай

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. 29 ноября 2012 .

Уважаемый Николай! Слово суеверие буквально означает: «напрасное верование»—предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Это не более чем попытка найти и управлять невидимым «духовным» законом. Похоже, что людям трудно надеяться на Божью волю.

Протоиерей Дмитрий Сазонов

Протоиерей Дмитрий Сазонов,
кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия,
председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Что Библия говорит о суевериях?

Вопрос: Что Библия говорит о суевериях?

Ответ:

Суеверие основано на невежественной вере, что какой-то объект обладает магическими свойствами. Синонимом суеверия является «идолопоклонство». Библия не поддерживает идею о том, что события происходят случайно, – ничто не выходит из-под суверенного Божьего контроля. Он либо вызывает, либо допускает все в соответствии со Своим планом (Деяния 4:28; Ефесянам 1:10).

В мире существует множество типов суеверий, начиная от приносящих пользу – например, не ходить под лестницей – до оккультных практик астрологии, черной магии, гадания, вуду и колдовства. Священное Писание осуждает все это (Второзаконие 4:19; 4 Царств 21:6; Исаии 2:6). Идолопоклонство также запрещено, и никто, практикующий его, не войдет в Царство Божье (Откровение 21:27). Эти занятия чрезвычайно опасны, потому что они открывают умы людей дьявольскому влиянию. В 1 Петра 5:8 мы находим предупреждение: «Будьте трезвы, не спите! Ваш противник, дьявол, бродит, как рычащий лев, ищет, кого сожрать» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества).

Мы должны основывать свою веру не на предметах или ритуалах человеческого происхождения, а на единственном истинном Боге, дающем вечную жизнь. «Смотрите, чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым философствованием, идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа. Потому что в Нем воплотилась и обитает вся полнота Божества. И вы обрели полноту жизни в единении с Ним – Главой Начал и Властей» (Колоссянам 2:8-10). English Вернуться на русскую стартовую страницу

Церковные суеверия

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно.

Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7, 3, Мф. 15, 3).

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он не верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как не странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.

Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3, 5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения – пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».

Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католической церкви это вообще норма.

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.

Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является, чуть ли не самым основным в их духовной жизни. ( Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирно магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением). Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.

Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.

Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманнию – поиск старцев, а если быть точнее – вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».

Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежда, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.

Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры. Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремиться как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховность – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Суеверие это грех

Суеверие сегодня заполонило взгляды многих людей. Оно эффективно «вплетается» в быт, обрядность, личную и деловую жизнь людей, которые верят, что когда икнут, — кто-то вспоминает, чихнул — правду говорят, в ухе зазвенело — весточка будет, нос засвербит — к пьянке, ладонь — к деньгам.

Большинство тех, кто верит суевериям, не осознавают того, разрушают свою судьбу.

«Увлекаясь» приметами, гороскопами, предсказаниями или другими признаками, человек даже не осознает, что сам ломает собственную жизнь, портит отношения с людьми и просто себя ограничивает.

Суеверие не приносит истинной пользы для души человека, — это своего рода болезнь, но духовная, и ее можно без всякого преувеличения сравнить с наркоманией.

Сегодня не странно слышать, что в некоторых аэропортах мира в пятницу13-го отменяются вылеты аэробусов, а другие пытаются не назначать на понедельник заключение важного соглашения.

И никого не удивит, если человек обойдет тот отрезок дороги, который перейдет кот черного цвета. Суеверия сегодня разрушают судьбы, причиняют непоправимый вред душевному состоянию людей. Они порождают страх, а с теми, кто боится, намного проще справиться.

Откуда вера в приметы

Вера без знаний способна быстро превратиться в суеверие, стать странной смесью разных взглядов. Знает ли тот, кто верит в неудачу, когда перейдут ему дорогу с пустыми ведрами, откуда происходит эта примета? Не с тех ли времен, когда девушка, вернувшаяся от родника с пустыми ведрами, была свидетельством пересохшего источника.

Появляется оно там, где недостает истинных знаний о вере и духовной жизни. Суеверие не возникает просто так. Происхождение многих из них начинается со времен язычества.

Сами же люди способствуют рождению суеверий, связывая все, что случилось, с происшедшим накануне. Все что сопутствовало происшествию, спустя некоторое время, становится уже «верной» приметой.

«Говорят, что в гороскопы верить не стоит, а там оказывается вся правда, — рассказывает подруга, которая покупает газеты только ради свежих гороскопов. — Ко мне подошли цыгане, спросили о чем-то, после чего не стало золотого колечка.

Тогда я прочитала в гороскопе, что этот день может мне принести неприятности с золотом», — объясняет она. Вот здесь ее черти и поймали. Тяжело было ей отказаться от гороскопов.

Когда люди за помощью обращаются не к Богу, а к человеку: знахарке, бабке, те, хотя и ничего не знают, все же помогут. Почему? Люди в это верят, и по вере своей все и получат.

Со временем человек становится зависимым от этого и начинает верить в судьбу, в то, что не стоит принимать решения и брать на себя за это ответственность, ведь уже все и так давно за него решено.

В то время, забывая о праве выбора, данное еще первым людям: есть яблоко или не есть. И до сих пор выбираем мы между хорошими и честными делами и сомнительными и не совсем правильными.

Предостережение святых праотцов от суеверия:

— от веры в приметы: в одной из проповедей св. Иоанна Златоуста читаем: «Кто, выйдя из дома, увидит калеку или кривого и понимает это как примету, тот замыслил дело нечистое, поскольку не эта встреча делает день несчастливым, а греховная жизнь»;

— от гадания и колдовства: если кто верит, что день может быть счастливым или несчастливым, то в несчастливые дни он не будет заботиться о хороших делах, думая, что в неблагоприятный период, только зря будет стараться.

Да и, наоборот, в счастливый день не будет прилагать особых усилий, ведь счастливый день для того и счастливый, чтобы все устроилось само собой — с малыми усилиями. Веря гадальным признакам, человек заключает своеобразный договор со злыми духами, которые в свою очередь показывают ему то, что он хочет видеть.

А небольшие успехи пророчества возбуждают любопытство, из-за чего люди все больше и больше запутываются. Даже правдивость подобных пророчеств нисколько не оправдывает науку пророчества — Блаженный Августин;

— от желания получить силы, исцеляющие от болезней или предостерегающие от разных бед, которые по своим свойствам не имеют влияния на достаток, здоровье и счастье человека: напомним, что в православных книгах в ответ на вопрос «кто грешит по первой заповеди» указываются колдуны и последователи их дел, например те, кто придерживается традиций суеверия.

  • «Суеверия — это глупость и самообман». (Суеверие, народные приметы) (Православие.ру, 2016) Осипов А.
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Также указанны там и те, кто в болезнях пользуются услугами «бабок» или ищут объяснений значениям разных случаев в жизни.

Суеверие это грех
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here