Содержание
- 1 Суеверия – грех недоверия Богу
- 2 Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
- 3 Как относиться к приметам? Каковы они со стороны Бога? Может их просто придумали, чтоб запугивать?
- 4 приметы и суеверия
- 5 Недавно от коллег услышала, что после обеда находится на кладбище нельзя Так ли это? и если да, то почему? Спасибо.
- 6 Что Библия говорит о суевериях?
- 7 Суеверия библия
- 8 «Суеверие – это пустота, глупость и самообман»
Суеверия – грех недоверия Богу
“Не верующие в Бога люди оказываются самыми легковерными”
Совместимы ли вера в Бога и суеверие? Чем опасны народные суеверия?
Как-то раз мой сын, вернувшись из школы, рассказал, что девочка из его класса попросила своих подруг ругать ее во время экзамена в музыкальной школе. «Ругайте меня очень сильно, тогда я наверняка получу «пятерку», – говорила она. Сын удивленно спросил: «Мама, неужели ругань может повлиять на оценку?»
«Счастливая» ручка для контрольных работ, запрет возвращаться домой по дороге в школу, если забыл учебник, запрет садиться за парту справа. Вот с таких смешных, вроде бы, примет и начинается знакомство детей с суеверием, т. е. с верой в сверхъестественное влияние соблюдения примет на судьбу человека. С годами эти дети искренне поверят, что, выполнив ряд ритуалов из разряда «дунуть-плюнуть-потереть», они приобретут себе «страховой полис» от неудач.
Говорит статистика
Как показывает статистика, в России 63% населения верят в приметы. Особенно опасаются черных кошек, разбитого зеркала и числа 13. Боязнь несчастливого числа (тердекафобия) известна и американцам. Согласно опросу службы Gallup, 15% американцев боятся жить на 13-м этаже отеля. В результате доходит до абсурда: многие гостиницы США не имеют 13-х этажей: чтобы не отпугивать суеверных постояльцев, за 12-м этажом сразу следует 14-й.
Что такое суеверие?
Толковый словарь Даля дает такое определение слову «суеверие»: это «ошибочное, пустое, вздорное, ложное, верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и следствие, где нет никакой причинной связи».
Суеверие – это тоже вера, но только не во Всемогущего Бога, дающего жизнь каждому и управляющего судьбами, а в могущество невидимых сил, исходящих не от Бога.
Человек создан Творцом с потребностью и способностью «верить» в любом возрасте. И если в сердце человека не живет вера в живого Бога и Его вечное Слово, то человек будет сознательно или неосознанно верить во что-то другое. Из-за отсутствия веры в Бога люди наполняются страхами и в надежде себя обезопасить обращаются к суевериям.
Библия о суевериях
О приверженности людей к суевериям и приметам много написано в Библии. Всякий раз, когда народ Божий отступал от веры в Бога, он начинал поклоняться идолам, искать знамений и поступать, как велят приметы. В Библии, в книге пророка Осии 4:12, написано: «Народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ». Здесь говорится о суеверии людей прошлого, которые часто принимали решения, опираясь на то, каким образом упадут брошенные деревянные палки.
Библия говорит, что всякое суеверие, гадание и предсказание пришло от языческих народов, которые не знали Бога, а поклонялись идолам. В книге пророка Иезекииль 21:21 сказано: «Царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень».
Первый шаг
к оккультизму
До сих пор некоторые народы поклоняются силам природы. В африканских и индийских племенах обращение к сверхъестественным силам является не просто древней традицией, но нормой жизни.
Некоторые используют амулеты и талисманы, чтобы привлечь удачу или отпугнуть злые силы от себя. Например, водители держат в своих автомобилях амулеты, которые якобы защищают от аварий.
Также простое любопытство делает человека суеверным и зависимым от потусторонних сил. И это – первый шаг к оккультизму.
Ни к кому, кроме Бога
Бог через Библию предупреждает людей об опасности обращения к потусторонним силам за помощью, советом, исцелением или предсказаниями судьбы: «Не должен находиться у тебяпроводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим» (Втор. 18:10-13).
Библия учит обращаться к Господу как к единственному источнику силы, исцеления и знания. Никто из людей не хотел бы лишиться Божьей защиты, благословения или быть отвергнутым Богом навсегда. Но, попав в зависимость от суеверий, человек сам себя удаляет от Господа,становится невосприимчивым к Божьим истинам и неспособным слушаться Бога.
Иоанн Златоуст дал точное определение проблеме суеверия: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».
Как избежать суеверий?
Единственное лекарство против суеверия – это доверие Богу. Верующий человек знает, что без воли Господа с ним ничего не случится. Суеверный же, даже если он считает себя верующим в Бога, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Господа и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий.
Чтобы не подпадать под власть суеверий, нужно иметь живые отношения с Иисусом Христом, доверять Ему всем сердцем. И всегда помнить, что только любящий Господь способен уберечь от зла и дать настоящее счастье.
Языческие корни суеверий
Откуда появились примета:
– Нельзя передавать вещи через порог
Когда-то давно наши предки хоронили умерших у порога. С тех самых пор порог считают границей между миром живыхи мертвых. Эту границу якобы охраняют усопшие. Отсюда суеверие — нельзя передавать ничего через порог.
– Нельзя рассыпать соль
В древние времена соль была дорогим продуктом. Когда ее рассыпали, начинались ссоры, взаимные обвинения. Вроде бы безобидная примета, если не считать, что соли приписывают еще и магическое значение.
– Нельзя есть с ножа
Издавна нож считался орудием добычи пищи и предметом защиты. Его также использовали в языческих ритуалах. С ножа кормили диких животных. Отсюда и появилось суеверие: нельзя есть с ножа, иначе станешь злым человеком.
– Дорогу перешла черная кошка — быть неудаче
В Средневековье, в эпоху эпидемий, когда заболевания переносились крысами, кошки также считались носителями инфекций. Поэтому их панически боялись. В ночное время черные кошки были практически незаметны. Они вызывали страх. Кошек, как и ведьм, сжигали на кострах.
Это популярное во многих странах суеверие берет начало от древних персов, которые поклонялись идолам. Они стучали по дереву, обозначая свое желание встать под защиту языческого бога Атара.
Можно ли совмещать веру и суеверие? Мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в черного кота, не в сон после обеда и не в разбившуюся чашку. Истинную веру в Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегает в молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов.
Митрополит Кирилл
Библия говорит:
“А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”(Евр.11:6).
“. ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх.34:14).
“Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]” (Пс.120:5-7).
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Суеверия и приметы в свете Библии
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слова «суеверие»:
«Суеверие — предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего». «Предрассудок (там же) — ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь».
Если задуматься, то легко заметить, что слово суеверие состоит из двух слов: вера и суета. Суеверие — это вера в суетное (тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности).
2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ
Самое интересное заключается в том, что практически не существует универсальных примет и суеверий, которые бы были одинаковыми во всех странах и народах. В действительности дело обстоит совсем наоборот. У каждого народа существуют какие-то свои суеверия и приметы, которые в других странах могут означать нечто другое, а зачастую — совершенно противоположное. Это показывает противоречивость примет и суеверий.
Рассмотрим этот факт на примере суеверий, связанных с кошками:
- Черные коты приносят удачу и достаток. — Английское поверье.
- В пятницу, 13-го числа, всем черным котам хозяева обязаны надевать колокольчики, выпуская их на улицу. — Закон в Лик-Спрингсе, штат Индиана, США.
- Черный кот на крыльце — достаток в доме. — Шотландская примета.
- Остерегайтесь людей, которые не любят котов. — Ирландская пословица.
- Дом без кота или собаки — это дом скряги. — Португальская пословица.
- Кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость. — Надпись на древних могилах.
- Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники. — Старая английская пословица.
- Если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным. — Поверье моряков.
- Если черная кошка чихнет недалеко от невесты — молодым счастье. — Английское поверье.
- Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию. — Русское народное поверье
- Козерог с 22 декабря по 20 января. Талисман: черный кот, дьявол. — Современная книга по астрологии «Звезды и судьбы».
- Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к Вашей двери, впустите его и будьте к нему добры.
Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д. и т.п.
Несложно заметить, что суеверия в основном базируются на человеческом страхе.
4. РАЗНОВИДНОСТИ СУЕВЕРИЙ:
Суеверия бывают разными в зависимости от их происхождения. Они могут быть по своей природе языческими, а могут быть околоцерковными (или церковными). Но те и другие являются по своей сути религиозными; потому что являются верой (в невидимое, непознанное, необъяснимое, рождающему в нас страх) и поклонением этому неведомому
«Существует поверье, что нельзя стряхивать воду с рук, иначе могут
возникнуть проблемы со здоровьем. Есть ли в этом утверждении
религиозные основания или это суеверие в чистом виде?» — Александр.
«Уважаемый Александр! То, что вы описали — чистой воды суеверие!
Давно замечено: будешь верить в приметы (или сны) и они будут сбываться.
Человек суеверный становится рабом своих суеверий. Тяжкое состояние —
ни рук не встряхнуть, ни пальцем повернуть, ни зевнуть. Зато плевать
через левое плечо — сколько душе угодно. Суеверие — это признак духовного
несовершенства со стороны вступающих на путь веры и предательство
со стороны людей, считающих себя христианами». — Источник: Интернет
II. СУЕВЕРИЯ ИЛИ ВЕРА?
Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают «дополнять» веру суевериями.
Одни суеверия — являются очевидными и всем известными (вера в приметы).
Другие примеры суеверий — не так очевидны. Пример такого суеверия — «погоня за чудесами». Чудо (подлинное либо ложное) многими воспринимается как доказательство правильности веры, хотя сами по себе чудеса ничего не доказывают и (когда они подлинные) лишь свидетельствуют о милости Божией. А Бог, как известно, милостив не только к своим детям (принявшим дар вечной жизни верой в жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте). Тем не менее, некоторые верующие люди гонятся за чудесами и чудотворными проявлениями, чтобы доказать свою святость или хотя бы принадлежность к вере и Богу.
Ещё один типичный пример церковных суеверий — преувеличение роли разного рода церковных правил, обычаев и ритуалов. Есть люди, которые придают незначительным правилам и обычаям почти такое же значение, как и заповеди «не убий», совершенно утрачивая способность отличать главное от второстепенного, важное от не столь важного. Так и появляются современные фарисеи.
Суеверия плохи не только тем, что отвлекают человека от истины Слова Божия, от общения с братьями и сестрами по вере, от служения Богу и Церкви (Телу Христа — братьям и сестрам по вере), от жизни по вере и от добрых дел. Суеверия также ущемляют человеческую свободу (данную нам Богом), ставят взаимоотношения людей с Богом в зависимость от наносного и случайного, уводят в духовные сферы, пагубные для человека.
III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ
Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
1 Царств 15:23 …Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство (divination = гадание, прорицание, ворожба), и противление то же, что идолопоклонство.
Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
Второзаконие 18:9-13 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (медиум — посредник), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.
IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ
1. Определение терминов:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слову «примета»:
«Примета — отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. — Например, особые приметы. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. — Например, дурная примета».
Итак, примета может быть:
Разумеется, люди используют приметы по-разному: Один верит суевериям и во всём ищет суеверные приметы. Другой (фермер) — наблюдает за приметами природы, определяя по ним погоду. Третий (доктор) — по приметам (в данном случае это симптомы недуга) определяет болезнь пациента. И так далее…
Человек — существо наблюдательное. Мы все наблюдаем за теми или иными «приметами» будь то наша профессиональная обязанность или просто человеческая наблюдательность. Очень часто мы судим о человеке по тем или иным приметам (внешним признакам) — «встречаем по одёжке».
чтобы распознавать людей и события (времена):
А. Приметы дня…
Лука 12:54-56 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Б. По плодам их узнаете их…
Матфея 7:15-20 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.
1Иоанна 4:4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
В. Приметы конца света:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Заключение: Истинно верующий человек отличается от просто религиозного человека тем, что верит в непреложную истину Слова Божия, тогда как религиозный человек больше доверяет своим чувствам и нелепым предрассудкам, которые в его жизни занимают место Бога и являются его идолом, которому он поклоняется, зачастую сам того не подозревая. Однако, необходимо помнить, что только Бог и Его святое Слово — единственное, что достойно нашей веры и поклонения.
Как относиться к приметам? Каковы они со стороны Бога? Может их просто придумали, чтоб запугивать?
Приметы есть двух категорий: (1) природные наблюдения и (2) суеверия людей.
Природные наблюдения основаны на естественных законах и принципах, по которым живет сотворенный мир. Наблюдая закат люди могут сказать, каким будет следующее утро; наблюдая зиму люди могут сказать, каким будет урожайность года. Таким приметам имеются физические объяснения, хотя наши деды были далеки от знания законов физики, химии, биологии. Подобные приметы упоминаются и в Библии: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето» (Мф 24:32) или «Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает» (Лк 12:54,55).
Что касается суеверий, то они не имеют научных объяснений, а основаны на мистических верованиях людей. Это и черные кошки, и возврат за забытой вещью, и проход под лестницей, это и плевки и постукивания от сглаза, и многое другое. О таких суевериях в Библии также сказано: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иер 10:2-5).
Итак, первая категория примет — правильные, полезные, в них мудрость и опыт, они подтверждаются физическими законами природы. А вторая категория примет — глупость народов, пришедшая из языческих верований. Есть одна проблема: существуют смешанные приметы, которые на первый взгляд кажутся научными, а на поверку остаются всё тем же языческим суеверием. К таким могут относиться и наблюдения отдельных дней в году. Например, в один из дней, обычно отмеченных народными языческими праздниками, а потом эти праздники превратились в дни святых людей, наблюдают направление ветра и по нему судят о летнем урожае. Но почему смотрят именно на тот день или вечер? Ведь праздники привязаны к старому календарю, который известен своими ошибками. То есть, даже если бы состояние какого-то особого дня действительно влияло на состояние целого сезона впоследствии, то за столетия использования старого календаря тот самый день уже мог в реальности сдвинуться относительно положения солнца и луны. Потому и появился поправленный календарь с високосными годами. То есть наблюдение конкретного дня — это уже суеверие. Подобные примеры можно привести и из других областей, скажем из народной медицины или из народной психологии.
приметы и суеверия
- Tweet
- Share 0
- +1
- LinkedIn 0
Добавить комментарий Отменить ответ
Область основной боковой панели
Свежие записи
получите статью
ВОЗЬМИТЕ ПОДАРОК!
УЧЕБНАЯ БИБЛИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ
+ ЕЩЕ ПОДАРОК
ДЕТСКАЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ БИБЛИЯ
Недавно от коллег услышала, что после обеда находится на кладбище нельзя Так ли это? и если да, то почему? Спасибо.
Спрашивает наталья
Отвечает Олег Замигайло, 24.04.2014
Наталья спрашивает:
Недавно от коллег услышала, что после обеда находится на кладбище нельзя
и если нужно прибраться к родительскому дню, то делать это надо утром.
Мои робкие возражения не имели успеха — в ответ: всегда так было и
точка. Так ли это? и если да, то почему? Спасибо.
Мир Вам, Наталья,
В словаре Даля читаем: «Суеверие – ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения, вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно».
Перечисленные вами утверждения — это суеверия. Универсальный механизм суеверия — это эмоциональность и чувство страха — страх за свою судьбу и судьбу близких. Страх перед неизвестностью выливается в бессознательное и стихийное стремление компенсировать чувство собственной незащищенности.
Где нет подлинной, настоящей, живой и действенной веры, веры не просто в то что Бог есть, а веры как ДОВЕРИЯ Богу, там образовавшуюся пустоту заполняют суеверия. Если говорить о ветхозаветных временах, то ярчайший пример суеверия – поклонение золотому тельцу. Вообще язычество как таковое – суеверие по природе своей от начала и до конца.
О суевериях Библия говорит так: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7).
Что Библия говорит о суевериях?
Вопрос: Что Библия говорит о суевериях?
Ответ:
Суеверие основано на невежественной вере, что какой-то объект обладает магическими свойствами. Синонимом суеверия является «идолопоклонство». Библия не поддерживает идею о том, что события происходят случайно, – ничто не выходит из-под суверенного Божьего контроля. Он либо вызывает, либо допускает все в соответствии со Своим планом (Деяния 4:28; Ефесянам 1:10).
В мире существует множество типов суеверий, начиная от приносящих пользу – например, не ходить под лестницей – до оккультных практик астрологии, черной магии, гадания, вуду и колдовства. Священное Писание осуждает все это (Второзаконие 4:19; 4 Царств 21:6; Исаии 2:6). Идолопоклонство также запрещено, и никто, практикующий его, не войдет в Царство Божье (Откровение 21:27). Эти занятия чрезвычайно опасны, потому что они открывают умы людей дьявольскому влиянию. В 1 Петра 5:8 мы находим предупреждение: «Будьте трезвы, не спите! Ваш противник, дьявол, бродит, как рычащий лев, ищет, кого сожрать» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества).
Мы должны основывать свою веру не на предметах или ритуалах человеческого происхождения, а на единственном истинном Боге, дающем вечную жизнь. «Смотрите, чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым философствованием, идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа. Потому что в Нем воплотилась и обитает вся полнота Божества. И вы обрели полноту жизни в единении с Ним – Главой Начал и Властей» (Колоссянам 2:8-10). English Вернуться на русскую стартовую страницу
Суеверия библия
«Но Иисус, услышав сии слова,
тотчас говорит начальнику синагоги:
не бойся, только веруй»
Вопрос о сущности веры остается наиболее туманным и непонятным, даже для убежденных в том, что их вера самая правильная. Чаще всего религиозные убеждения человека продиктованы его суеверием либо самоуверенностью, но далеко не верой, о которой говорит нам Писание. И мало кто утруждает себя тем, чтобы увидеть отличия ничего общего не имеющих между собой веры и суеверия. Главное их отличие в том, что они исходят из противоположных источников. Вера исходит от Бога, так утверждает Священное Писание.
«И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (Деян. 3: 16).
Неужели Петр не был искренним, когда утверждал, что готов ради Христа идти на смерть? Конечно же, он был искренен, но этого недостаточно, чтобы не пасть. Петр не знал еще самого себя, что в глубине его души вместо веры проявлялось простое суеверие, продиктованное сатаной. Но Господь знал тайные стремления его души, и Он помог Своему ученику осознать и раскаяться в своей слабости и пороке. Подобные библейские истории могут помочь и нам видеть различия между верой и суеверием, выражающимся по-разному, но всегда исходящим из того же источника – сатаны.
Давайте посмотрим, что Библия говорит о вере? В своем письме к Римлянам апостол Павел пишет:
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил » (Рим. 12: 3).
Библия утверждает, что вера – это дар Божий, и что она дается каждому человеку, без исключения. Почему же тогда не все ощущают в своей душе веру? Чтобы понять это, необходимо увидеть, в какой области человеческой личности присутствует вера как Божий дар. Личность человека, по определению Библии, троична. Она включает в себя три составляющие, образующие её целостность.
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5: 23, выд авт.).
Человек – это не только тело и душа, но и дух! Если о теле и душе мы знаем сегодня многое, то о духе человека мы не знаем ничего! Есть медицина, изучающая тело и его органы, есть наука психология, изучающая душу и ее свойства, но нет науки, изучающей дух человека, а ведь дух – основа всей его личности. Именно дух человека является «частицей», которая связывает его с Бесконечным, с Творцом. Апостол Павел утверждает:
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8: 16).
Дух Божий удостоверяет, подтверждает, доказывает, что мы – дети Божьи! Вера, которой Бог наделяет каждого человека, принимает это свидетельство Духа, побуждая человека склониться с благодарностью перед своим Творцом. Следовательно, вера – категория духовная и может проявляться только тогда, когда духовное становится для человека главным в его жизни. Именно такой веры ожидает Господь от каждого. Почему же последнее поколение, живущее перед приходом Господа, лишено веры, как это замечает Христос? «… Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18: 8). Все потому, что живя по плоти и исполняя желания душевные, человек просто не способен проявлять веру.
«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»
Беседа с профессором А.И. Осиповым
Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.
– Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?
– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.
Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.
– Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?
Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.
– А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?
Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!
– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.
– Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?
– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.
Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.
Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко
В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.
Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.
В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.
– То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?
– Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?
– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.
Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.
Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»
Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».
Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!
А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.
– Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…
Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет
– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».
Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.
– Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.
Видео (кликните для воспроизведения). |
– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.
Приветствую вас на своем портале. Меня зовут Ольга и я более 7 лет увлекаюсь эзотерикой, предсказаниями и приметами. Думаю, что являюсь специалистом в этом направлении и хочу помочь все разобраться в данной науке.
Все материалы для ресурса были собраны и тщательно переработаны, чтобы представить в лучшем и доступном виде всю информацию. Но чтобы применить все, описанное на здесь — всегда необходима консультация со специалистами.