Суеверия в церкви

Актуально по теме: "Суеверия в церкви" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Суеверия в церкви

Как Православная церковь относится к приметам и суевериям?

Естественно, не только Православная церковь Христова, но и каждый православный христианин в отдельности, не может относиться к приметам и суевериям иначе, как отрицательно. В том смысле, что видит здесь яркий пример антихристианской религиозной системы взглядов и ее практическое использование. Что воспринимается православным христианином в качестве проявления ворожбы или волхования, в том или ином практическом применении магической технологии.

Суровое отношение Древней Церкви к приметам и суевериям, анафема, отлучение от церкви.

Интересен вопрос о «суровости» или серьезности отношения Православной церкви к суеверным приметам. Древняя Православная церковь относилась к вере в приметы и суеверия весьма сурово. Это был период острейшей борьбы с язычеством, в смысле борьбы с проникновением языческих представлений внутрь Церкви Христовой. Искажающих учение Христа, приводящих к образованию ересей. Поэтому, древние христиане не считали людей, верящих в приметы христианами и заявляли об этом в форме анафемы. Анафема, отлучение от церкви, на самом деле не проклятие, как часто думают. А всего лишь публичная декларация. Официальное заявление христианской общины, о том, что она не считает человека или группу людей христианами. И просит не полагать их систему религиозных взглядов христианской. В Католической церкви, анафема, отлучение от церкви, понимается специфично, как проклятие. И имеет форму не заявления христианской общины, но форму специального ритуала отлучения. Действительно имеющего ассоциации с наведением, деланьем проклятия. Но это особенность только Католической церкви и ни в каких других христианских конфессиях, мы не видим ничего подобного.

Современное практическое отношение церкви к приметам и суевериям прихожан.

Сегодня, мы живем в «стране победившего оккультизма». Наши представления о мире полностью сформированы под влиянием эзотерических взглядов. Даже люди, считающие себя не религиозными, на деле не могут похвастаться тем, что не впитали систему религиозных взглядов, делающую их новыми язычниками (неоязычниками). Поэтому, одна из важнейших задач современного православного христианина, его духовного развития, становления, состоит в том, чтобы научиться видеть, различать эзотерические вероучительные концепции и отделять в себе оккультную составляющую от собственно христианского учения.

Хотя, по сути своей, вера в приметы и другие суеверие, является двоеверием, язычеством, отрицанием Спасителя. Сегодня в практике Православной церкви принято более мягкое отношение к людям, верящим в приметы. Суеверный человек не всегда рассматривается в качестве практикующего оккультиста или эзотерика, но воспринимается, как необразованный прихожанин. Не желающий или не имеющий возможности изучать Слово Божье. Попавший под влияние мирской, оккультной пропаганды и не умеющий сопротивляться ей.
Как молиться за усопшего.

То есть, если мы кратко ответим на вопрос, как Православная церковь относится к приметам и суевериям. То надо сказать, что православный христианин в приметы не верит, так как его отношение к волхованию определено Словом Господа нашего. А люди, следующие суеверным приметам, боящиеся порчи и сглаза, при условии желания быть православными христианами, считаются людьми, нуждающимися в помощи. Помощи, прежде всего в смысле получения христианского образования. Фактически, проповедь в церкви и является примером такой работы с прихожанами по искоренению веры в приметы и суеверия.

Главная Новости Металлоконструкции Галерея Контакты
© ЧП Колесник 2010-2011

Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57
Телефон по Украине: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32

Суеверия в церкви

Как церковь относится к приметам? Хотелось бы уточнить вопрос, понять, что вы подразумеваете под понятием церкви? Если речь идет о христианстве, то Церковь Христова – это все христиане, живущие сейчас или жившие ранее в любой точке вселенной. Церковь Христова имеет видимую часть (живущих христиан) и незримую, к которой мы относим Бога, Богоматерь, Ангелов и Святых, включая и умерших христиан.
Как правильно ходить в церковь.

Что такое церковь, в понимании НЕ христиан.

Для НЕ христиан, ближе несколько иное понимание Церкви Христовой, как некой организации священников, «рассказывающих что хорошо, а что плохо». Поэтому, вопрос, заданный в форме: как церковь относится к приметам, выдает религиозную принадлежность спрашивающего человека. Он явно воспринимает Церковь Христову в НЕ христианском понимании, как организацию священников. На самом деле, в христианской церкви нет существенного различия между верующими, в зависимости от наличия сана. Священник – это человек, имеющий специфический дополнительный круг обязанностей и прошедший для их выполнения некоторые специальные Таинства Христовы (Рукоположение). Обрядов, которые, не расширяют его возможностей и не дают ему преимуществ, но позволяют передавать Благодать во время христианских Таинств. Позволяют СЛУЖИТЬ.
Как молиться за усопшего.

Роль и место священника в церкви.

По фактическому положению вещей на сегодняшний день, благодаря тому, что священник не полагается обычно в сан, без предварительного получения специального богословского образования. Именно священнослужители, более полно представляют себе суть христианского учения. Но не потому, что им открыты «сакральные знания» или «тайные заповеди». Нет. Образование священника основано на изучении совершенно «открытых источников». Любой мирянин или вовсе НЕ христианин, при желании может больше узнать о христианстве и получить даже лучшее, чем у священника богословское образование. Другое дело, что мало людей так глубоко интересуются этой областью знаний.
Приметы в церкви.

Что такое «мнение церкви».

Поэтому, вопросы НЕ христиан о приметах, неофитов или «христиан, плохо представляющих себе христианство», чаще всего адресованы священнику, но ответ воспринимается как мнение Церкви Христовой. Доля логики, исходя из сегодняшнего положения вещей, тут есть. Хотя, история Церкви, знает христианских мыслителей, выдающихся богословов, не имевших посвящения в сан и не бывших священниками, монахами, епископами и т.д. Что совершенно не умаляет их заслуг и не обесценивает того авторитета, который они имеют внутри Церкви.

Приметы связанные с церковью.

Среди суеверий и бытовых верований, особенное место занимают, так называемые приметы в церкви, суеверия связанные с церковью, христианскими обрядами и традициями. Это своеобразная, парадоксальная категория суеверных примет, связанных с посещением, прежде всего, христианских храмов. И распространены суеверия и приметы в церкви среди прихожан. Не секрет, что прихожане христианских храмов, особенно православных (так уж сложилось), имеют в массе своей достаточно специфические религиозные представления. Которые, лично я бы лично, мог назвать христианскими, только с большой «натяжкой».

Скорее, когда мы говорим о приметах в церкви и связанных с ними суевериях, перед нами раскрывается многоликий мир неоязыческих представлений, проникающий в Православную Церковь, через не очень образованных прихожан. Исповедующих, на самом деле: двоеверие, а не христианство. Прихожане, верящие в приметы в церкви и знающие множество суеверий, связанных с посещением Православного храма. Имеют весьма отдаленное представление о христианстве. И в массе своей, ходят в храм «по традиции», потому что так «принято».

А само посещение церкви, воспринимают, как хорошую примету. Больше надеясь получить здесь защиту от сглаза и порчи, колдовства, негативной энергии, экстрасенса, ведьмы, чем искренне помолиться Спасителю нашему. Основным положением христианства, является не только почитание Христа, как часто думают прихожане. Но и категорическое отрицание ворожбы, магии, колдовства, порчи, сглаза, проклятий, гороскопов, примет и суеверий. Совмещение двух вер, например веры в приметы в церкви и веры в Бога – это самое обычное язычество.

Забавно, однако, приметы связанные с церковью, посещением храма и церковные суеверия прихожан на ставших христианами в полном смысле слова, отражают как в зеркале, уровень вовлеченности, человека верящего в них, в Православие. Все приметы, например: если в церкви упала свеча, если в церкви погасла свечка, если в церкви упасть, если в церкви споткнуться, если в церкви покойник. Показывают только то, что человек смотрит на жизнь Церкви Христовой снаружи. Даже находясь в храме физически, он не сумел войти внутрь Церкви, стать ее частью и увидеть Православие изнутри. Как церковь относится к приметам и суевериям.

Естественно, не только Церковь Христова, но и каждый христианин в отдельности, не может относиться к приметам и суевериям иначе, как отрицательно. В том смысле, что видит здесь яркий пример антихристианской религиозной системы взглядов и ее практическое использование. Что воспринимается христианином в качестве проявления ворожбы или волхования, в том или ином практическом применении магической технологии.

Суровое отношение Древней Церкви к приметам и суевериям, анафема, отлучение от церкви.

Интересен вопрос о «суровости» или серьезности отношения церкви к суеверным приметам. Древняя Церковь относилась к вере в приметы и суеверия весьма сурово. Это был период острейшей борьбы с язычеством, в смысле борьбы с проникновением языческих представлений внутрь Церкви Христовой. Искажающих учение Христа, приводящих к образованию ересей. Поэтому, древние христиане не считали людей, верящих в приметы христианами и заявляли об этом в форме анафемы. Анафема, отлучение от церкви, на самом деле не проклятие, как часто думают. А всего лишь публичная декларация. Официальное заявление христианской общины, о том, что она не считает человека или группу людей христианами. И просит не полагать их систему религиозных взглядов христианской. В Католической церкви, анафема, отлучение от церкви, понимается специфично, как проклятие. И имеет форму не заявления христианской общины, но форму специального ритуала отлучения. Действительно имеющего ассоциации с наведением, деланьем проклятия. Но это особенность только Католической церкви и ни в каких других христианских конфессиях, мы не видим ничего подобного.

Современное практическое отношение церкви к приметам и суевериям прихожан.

Сегодня, мы живем в «стране победившего оккультизма». Наши представления о мире полностью сформированы под влиянием эзотерических взглядов. Даже люди, считающие себя не религиозными, на деле не могут похвастаться тем, что не впитали систему религиозных взглядов, делающую их новыми язычниками (неоязычниками). Поэтому, одна из важнейших задач современного христианина, его духовного развития, становления, состоит в том, чтобы научиться видеть, различать эзотерические вероучительные концепции и отделять в себе оккультную составляющую от собственно христианского учения.

Хотя, по сути своей, вера в приметы и другие суеверие, является двоеверием, язычеством, отрицанием Спасителя. Сегодня в практике церкви принято более мягкое отношение к людям, верящим в приметы. Суеверный человек не всегда рассматривается в качестве практикующего оккультиста или эзотерика, но воспринимается, как необразованный прихожанин. Не желающий или не имеющий возможности изучать Слово Божье. Попавший под влияние мирской, оккультной пропаганды и не умеющий сопротивляться ей.

То есть, если мы кратко ответим на вопрос, как церковь относится к приметам и суевериям. То надо сказать, что христианин в приметы не верит, так как его отношение к волхованию определено Словом Господа нашего. А люди, следующие суеверным приметам, боящиеся порчи и сглаза, при условии желания быть христианами, считаются людьми, нуждающимися в помощи. Помощи, прежде всего в смысле получения христианского образования. Фактически, проповедь в церкви и является примером такой работы с прихожанами по искоренению веры в приметы и суеверия.

Главная Новости Металлоконструкции Галерея Контакты
© ЧП Колесник 2010-2011

Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57
Телефон по Украине: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32

Верить ли в приметы?

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Ирина.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».

Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.

Важно! Это говорит о том, что человек в своей жизни обязательно ищет какую-то духовную опору. Не открыв для себя Истинного Бога, такую опору можно найти в суевериях.

Суеверия всегда субъективны и надуманны. Так, если человек где-то вдруг услышал, что в пятницу 13-го числа с ним может произойти неудача, он будет этого опасаться. И если представить, что нечто нехорошее с ним действительно произойдет (что произошло бы, даже если бы пятница припала на любое другое число месяца), то человек сразу же свяжет это событие с датой. И, скорее всего, в следующий раз, когда календарь вновь «порадует» его несчастливой пятницей, человек уже будет настроен на неприятности.

Читайте о приметах:

При этом важно, что отсутствие подтверждения суеверию вовсе не приводит к ослаблению веры в него. Психолог Корнельского университета Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, просто игнорируется. Это значит, что если в «плохую» пятницу ничего плохого не случилось — человек не перестанет верить в негатив этого дня. Но если действительно была неудача — в причинно-следственных связях с датой не останется и сомнения.

Можно привести такой аргумент — ну что плохого в том, если человек верит в помощь какой-то вещи (например, амулета), или какого-то действия (например, постучать по дереву), если ему от этого становится психологически легче и спокойнее. На первый взгляд, так и есть. Но на самом деле, углубляясь в суеверия и приметы, человек сам себе отодвигает от Бога.

Православие учит, что ничего в жизни человека не происходит просто так, без Божьей воли. Именно Господь посылает нам все блага, а иногда и трудности, для нашего же духовного роста. Что же происходит, если человек начинает верить в какие-то мистические свойства предметов или внешних действий? Он тем самым отвергает тот факт, что происходящее в его жизни зависит от Бога.

Вторым важным моментом становится постоянная зацикленность на внешнем, на форме. Суеверный человек постоянно думает, какие действия ему нужно или не нужно совершить, совершенно забывая о глубокой внутренней наполненности жизни. Формальные правила выполнить гораздо проще, чем вести сложную и кропотливую работу над своей душой, вот человек и идет по пути наименьшего сопротивления.

На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

Важно! Любые суеверия, приметы, магия, оккультизм — пути, полностью противоположные христианству. Если православный христианин видит в себе их зачатки, нужно сразу же исповедовать этот грех и попросить у Господа помощи его истребить.

Самые распространенные суеверия и их безосновательность

Ниже приведем перечень десяти самых известных и почитаемых в народе суеверий и попытаемся объяснить, почему они являются глупостью. Следует заметить, что рассмотреть все популярные приметы невозможно — их в народе огромное количество, к тому же в различных регионах принято почитать «свои» суеверия. Тем не менее есть поверья, которые знакомы с детства буквально каждому.

  • Пятница, 13-е. Считается, что совпадение этого дня недели с тринадцатым днем месяца непременно грозит неудачами и бедами. В этот день не рекомендуется начинать важных дел, планировать встречи, принимать судьбоносные решения. Многие застройщики в нумерации квартир или офисов избегают использования числа 13 (как и числа 666), что еще раз доказывает глубокое почитание этого поверья в народе.

Есть множество теорий, которые объясняют «несчастливость» числа 13. Так, согласно одной из них, апостол Иуда был 13-м человеком на Тайной Вечери и после предал Христа.

В оккультизме и сатанизме число 13 используется как дьявольский знак. На шабаш принято собирать именно такое количество ведьм, расставлять 13 свечей и так далее.

Скандинавская мифология повествует нам о двенадцати богах, которые мирно правили миром, пока не пришел тринадцатый бог Локи и не убил всех. Также считалось, что древние виселицы имели именно 13 оборотов веревки на петле, а к месту казни вели именно 13 ступеней. Конечно, достоверных исторических данных о таких деталей средневековых казней нет.

    Черная кошка. Несчастное животное снискало недобрую славу только лишь за цвет своей шерсти. В оккультных сектах черных кошек приносили в жертву, верили, что в них вселяются души демонов. Но даже вполне себе православные люди, по воскресеньям ходящие в храм, чувствуют себя неуютно, если черная кошка перебежит им дорогу.

К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

  • Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено — в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

  • Разбитое зеркало. Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало — это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами — чтоб его душа не «застряла» в зеркале.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

  • О запрете входить в ворота. Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

  • О запрете проходить под лестницей. В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.

    О рассыпанной соли.Беда всех хозяек — рассыпанная соль на столе. Что с ней только не делают, чтобы отвести беду — и чертят на ней кресты (что вообще можно рассматривать как кощунство), и посыпают сверху сахаром (чтоб «подсластить» удачу), и много еще действий можно придумать.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

  • Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.

  • Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять — никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

  • Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл — собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.

Церковные суеверия

Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они, ни с чем иным, как с церковным преданием. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно.

Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия и предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7:3, Мф. 15:3).

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как ни странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.

Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения – пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».

Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католической церкви это вообще норма.

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.

Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. (Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирном магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением). Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.

Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.

Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

Читайте также по теме:

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию – поиск старцев, а если быть точнее – вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».

Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия, связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.

Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры. Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремится как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховности – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Верит ли Церковь в приметы?

Из ряда вопросов, касающихся отношения христианской Церкви к тем или иным явлениям, тема примет и суеверий является одной из насущных. Что такое народные приметы, чем они отличаются от суеверий и как ко всему этому относиться христианину?

Из истории вопроса

По учению Церкви, история человечества начинается после изгнания Адама и Евы из райского сада. За нарушение единственной данной заповеди, а главное — за нежелание признать свою вину, Господь Бог закрывает для человека сад Эдема и вводит его во внешний мир.

Поселившись в мире, люди постепенно теряют истинное знание о Боге, о том, что только Он является Творцом всего видимого и невидимого.

Постепенно привыкая к окружающему миру, к его стихиям и условиям, человек начинает примечать определенные причинно-следственные связи, существующие в мире и приводящие ко вполне конкретным событиям. Так появляется понятие приметы (от слова примечать, наблюдать).

С другой стороны, ещё имея знания о Боге (хоть уже искажённые) человек переносит это знание на окружающие его стихии, живые и неживые существа, предметы. Более того, человек наделяет это всё духовной основой, начинает видеть наличие разумной, личностной жизни там, где её нет. Так появляется суеверие (то есть, суетная вера) — вера, которая не имеет в себе никакой реальной основы.

Несмотря на то, что народные приметы и суеверия — это абсолютно разные понятия, очень часто в сознании простого верующего они переплетаются. Вдобавок к этому, возникает ничем необоснованное мнение, что христианская Церковь одинаково негативно относится как к приметам, так и к суевериям. Так ли это на самом деле?

Народная мудрость

В основе народной приметы, как уже отмечалось, лежит наблюдение человека за окружающим миром, природой, стихиями, животными. За свою историю человечество научилось устанавливать определённые связи между, казалось бы, разными событиями из мира живой и неживой природы. Однако главное здесь заключено в другом.

Народная примета никогда не связана с миром духовным, с миром взаимоотношений человека с Богом, ангелами или, наоборот, миром падших духов. Также народная примета не предполагает исполнения человеком каких-либо магических действий, обрядов и ритуалов. Ещё раз повторим, народная примета — это наблюдение и опыт.

Понятие веры, как правило, здесь даже не присутствует. По-сути, примета — это внимательный взгляд человека на окружающий его мир, события которого никак не зависят от действий человека.

В соответствии с этим, становится очевидным, что Церковь не имеет причин относиться к народным приметам с осуждением или необходимостью запрещать людям верить в них. Позиция христианства в этом вопросе проста: примета — это часть народной (как правило, крестьянской) культуры. Крестьянской, так как эта традиция вышла именно из этой среды. В старину народные приметы часто помогали людям в их насущных трудах, в первую очередь, при посеве зерновых, посадке овощных культур, сборе урожая и т.д. В России народные приметы стали записываться и систематизироваться этнографами, начиная с XIX века.

В качестве примера приведём некоторые наиболее известные народные приметы:

• Во время дождя, если лужи пузырятся — к продолжительной непогоде.

• Ласточки низко над землёй летают — к дождю.

• Воробьи в пыли купаются — к дождю.

• Кошка когти дерёт (об дерево, об пол, палас и т.д.) — к морозам.

Суетная вера

Иначе обстоят дела с суевериями. Как опять же отмечалось выше, суеверие означает суетную (бессмысленную, пустую) веру в то, что не имеет в себе никакой основы. В данном случае человек считает, что то или иное событие, ситуация или предмет оказывают непосредственное (положительное или отрицательное) влияние на его собственную жизнь. Здесь используется уже иной подход: совершенно обычные, рядовые события или предметы наделяются духовной составляющей, силой и властью, можно сказать, оживотворяются. Также человек может использовать некоторые ритуалы для того, чтобы изменить возможные для себя отрицательные последствия на положительные.

Христианская Церковь занимает здесь уже иную позицию — суеверия недопустимы для христианина, да и в целом не несут пользы для человека. В попытках узнать свою судьбу посредством выдумывания суеверий, человек отдаляет себя от Бога, забывает о таких понятиях, как воля Божия, Промысл Божий, любовь Творца к Своему творению.

Более того, человек забывает о тех чертах образа Божия, которые Господь даровал ему при творении: свободной воле, разуме, чувствах, бессмертной душе. Он забывает (или осознанно отрицает) тот факт, что на него, как на полноценную и свободную личность, не могут оказывать влияния безличные силы природы, стихии, предметы и вещи. Причина этого в одном — живое всегда выше неживого, личность всегда выше безличного, человек-творец (по образу Бога-Творца) будет всегда выше своего творения или того, над чем поставил его хозяином Сам Бог.

Особенно опасно, когда такие суеверия проникают внутрь церковной, храмовой жизни. В этом случае, Церковь ещё строже призывает верующих отказаться от этой лжи и самообмана.

В качестве примера и для понимания их полной несостоятельности приведём несколько суеверий:

• Чёрная кошка перебежала дорогу — к беде, неприятностям.

• Встать с кровати утром с левой ноги — будет неудачный день.

• Встретить на дороге человека с пустым ведром — не будет удачи.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• В храме: нельзя передавать свечи левой рукой; упавшее при венчании кольцо — к беде.

Суеверия в церкви
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here