Содержание
- 1 Суеверия. Верить или нет?
- 2 Верить ли в приметы?
- 3 Как мне убедить своих близких в том, что суеверия это грех? Приведите ссылки с Библии, где пишется о суевериях.
- 4 Призывает ли Библия христиан защищать свою веру / аргументировать ее?
- 5 Что Библия говорит о суевериях?
- 6 Суеверия и приметы — стоит ли верить?
- 7 Что говорит Библия о законничестве?
- 8 Как относиться к приметам? Каковы они со стороны Бога? Может их просто придумали, чтоб запугивать?
- 9 Православие против суеверий
- 10 Христианство запрещает верить в суеверия? Например, если дорогу перебежал черный кот.
Суеверия. Верить или нет?
Слово «суеверие» образовано от слов «суе» — напрасно, попусту и «вера». Дословное значение этого слова: пустая вера. Суеверие — своего рода духовная болезнь, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие.Сглаз.
Вера в сглаз — самое распространенное суеверие в современной России. Оно берет начало от древних римлян-язычников, у них даже было специальное божество Фаскинус, которое защищало от глазастого зла. Угождали ему следующим образом: при любой прозвучавшей похвале здоровью, красоте и всему такому же желанному следовало категорически оговариваться и обязательно отплевываться. Все это восходит к древнему убеждению в мистических способностях глаз как таковых.
Суеверие сглаза прижилось в России и даже многим понравилось. Если обратиться к любому «народному» целителю, он обязательно скажет, что на вас порча, и сразу успокоит, предложив снять ее своими методами.
Людям нравятся простые ответы на сложные вопросы. И действительно, как просто объяснить болезни, неудачи, собственные ошибки, родительскую несостоятельность тем, что кто-то когда-то не так глянул.
* Седьмой ребенок одарен достоинствами превыше всех других. Семь подков на доме хранят его от злых сил. Семь -счастливое число.
* Тринадцать — несчастливое число.
* Если у сирени найти цветок с пятью лепестками и съесть его, то загаданное при этом желание исполнится.
* Существовало очень древнее верование, которое во времена Пифагора развилось в философскую систему, что все числа имеют магическую значимость, а некоторые, особенно от одного до тринадцати, обладают специфической силой. Именно это мистическое учение породило суеверия относительно счастливого и несчастливого характера чисел три, семь, девять и тринадцать.
* Из христианского учения о Троице суеверные люди взяли лишь поговорку «Бог любит Троицу». Таким образом, это изречение лишено своего первоначального смысла и применяемое относительно тройственности какого аспекта или действия является следствием невежества, нежелания познать истину.
* Никому нельзя рассказывать о своей беременности.
Причина этого суеверия проста. Опасаясь «дурного глаза», будущая мать в прошлые века не посвящала в свою тайну никого, кроме ближайших родственников. По той же причине женщины старались никому не сообщать о начале родов. Поэтому повивальная бабка шла к дому роженицы огородами, чтобы ее никто не видел. Считалось, что чем меньше людей знают о начале родов, тем легче они пройдут.
* Беременной нельзя стричься. По народным поверьям, «стричься — ребенку век укорачивать».
С точки зрения медицины, никакого вреда здоровью женщины и ее будущего ребенка стрижка причинить не может. Вырабатывающиеся во время беременности гормоны положительно влияют на рост и структуру волос, поэтому они становятся крепкими, густыми, шелковистыми. Многие женщины отмечают, что качество их прически значительно улучшилось.
Посидеть на дорожку.
* Отправляясь в дорогу, считается обязательным «посидеть на дорожку».
Появление традиции «посидеть на дорожку» связано с древнейшими божествами и духами, а именно: в старину было принято посидеть перед дорогой, чтобы послушать советы домового, хозяина дома, которые тот давал в тишине своим домочадцам и которые было необходимо «выслушать» молча для удачной поездки.
«Ни пуха, ни пера!»
Наиболее древними по происхождению являются приметы, связанные с охотой и рыболовством, поскольку первобытный человек был, прежде всего, охотником, а успех его зависел в основном не от умений и старания, а от различных неопределенных обстоятельств и везения. Поэтому большую роль играли приметы, сулящие удачу на охоте или предупреждающие о счастье. Нельзя было желать удачи охотнику, так как это пожелание могли услышать злые духи. Поэтому обычно желали обратное, говоря, например: «Ни пуха ни пера!» (т. е. не принести никакой добычи).
* Соль рассыпать — к ссоре. Рассыпанную соль нельзя собирать, а надо перебросить три щепотки через левое плечо, тогда неудачу можно отвести.
* Нехорошо одалживать соль, но еще хуже возвращать долг. Если это все же необходимо, то надо как бы попросить у должника соли опять-таки в долг.
Соль в древние времена считалась в русских селениях настоящим сокровищем. Она не портилась сама и предохраняла от порчи другие продукты, соль была всегда в дефиците. В самые трудные времена для страны люди запасаются прежде всего солью и спичками. Спички — чтобы разжечь огонь, а соль, в силу сложившихся традиций, — чтобы сохранить немногочисленные запасы питания, и, кроме того, соль в небольших количествах необходима организму человека.
Люди, пережившие войну и голод, лучше всего могут сказать, чем была для них соль. Соль тогда была дорога, ее продавали в виде пластин. Учитывая ценность соли при ее нехватке, легко понять, как могли относиться к тому, кто умудрялся ее просыпать. Отсюда и повелось: соль рассыпалась — значит, быть ссоре.
Вот некоторые суеверия, связанные с разведением цветов. Цветы окружены множеством суеверий. Одно из самых распространенных — это то, что домашнее растение, зацветшее в неподходящее время, предвещает несчастье. Некоторые виды цветов, если принести их домой, могут предвещать даже смерть, особенно любые белые цветы с опущенными вниз головками. Несчастья предвещают также белые цветы, увиденные во сне, а также неестественное появление белых лепестков в цветке другого цвета.
Актеры считают несчастливой приметой использование на сцене живых цветов в декорациях.
Суеверия, связанные с цветами, уходят корнями в древний символизм и магию цвета. Кроме того, многие растения, в том числе цветущие, использовались в древние времена колдунами для «наложения чар». Другие растения, как считалось, «оберегают» от колдовства. Это также дало начало появлению многих суеверий, связанных с цветами.
Верить ли в приметы?
На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?Ирина.
Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
Как мне убедить своих близких в том, что суеверия это грех? Приведите ссылки с Библии, где пишется о суевериях.
Спрашивает Олег
Отвечает Василий Юнак, 29.06.2008
Приветствую Вас, Брат Олег!
В борьбе с суевериями очень полезен текст: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер 10:2). И хотя он говорит о «знамениях небесных», а не о черных кошках, возвращениях, лестницах и канализационных люках, но он особенно подчеркивает суеверные обычаи язычников в противовес четкому учению Библии. А Библия действительно нигде не учит бояться того, чего боятся суеверные. Библия не учит ни о сглазах, ни о наговорах, ни о несчастьях, связанных с тем или иным поведением животных или людей, а тем более отдельных предметов. Библия совершенно не учит, что плевки или постукивания по дереву способно отвести какое-либо зло и так далее. Не учитесь путям язычников и не страшитесь того, чего они страшатся — вот слова Господа каждому из нас.
Призывает ли Библия христиан защищать свою веру / аргументировать ее?
Вопрос: Призывает ли Библия христиан защищать свою веру / аргументировать ее?
Ответ:
Классическим стихом, поддерживающим апологетику (защиту христианской веры), является 1 Петра 3:15, где говорится, что верующие должны быть «всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чем основана та надежда, что живет в вас» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Единственный способ сделать это эффективно – изучать основания своей веры. Это подготовит нас к обязанности сокрушать «хитросплетения ума и высокомерие, восстающие против познания Бога», и брать «в плен всякие помышления, покоряя их Христу», как сказал Павел во 2 Коринфянам 10:5. Он, на самом деле, регулярно выступал в своих проповедях «в защиту Вести» (Филиппийцам 1:7). Павел относился к апологетике как к части своей миссии (ст. 16), он также включил защиту веры в обязанности церковных старейшин (Титу 1:9). Иуда, апостол Иисуса, писал: «Любимые мои, хотя я очень хотел написать вам о нашем общем с вами спасении, я все же счел необходимым написать вам письмо, которое бы побуждало вас сражаться за веру, что была раз и навсегда передана святому народу Божьему» (ст. 3).
Откуда к апостолам пришли эти идеи? От самого Господа. Иисус сам часто говорил, что мы должны верить в Него, основываясь на представленных Им доказательствах (Иоанна 2:23; 10:25; 10:38; 14:29). Действительно, Библия полна божественных чудес, которые подтверждают, во что Бог хочет, чтобы мы верили (Исход 4:1-8; 3 Царств 18:36-39; Деяния 2:22-43; Евреям 2:3-4; 2 Коринфянам 12:12). Люди справедливо отказываются верить во что-то, не имеющее доказательств. Поскольку Бог создал людей разумными существами, то мы не должны удивляться, что Он ожидает, что мы будем жить, мысля рационально. Норман Гейслер сказал об этом примерно так: «Это не значит, что вере нет места. Но Бог желает, чтобы мы сделали шаг веры в свете доказательств, а не прыгали в темноту».
Те, кто не согласен с этим четким библейским учением и примерами, могут сказать, что Слово Божье не нуждается в защите. Но которое из всех писаний в мире является Словом Божьим? Как только кто-то ответит на этот вопрос, он уже занимается апологетикой. Некоторые утверждают, что человеческие доводы неспособны раскрыть нам Бога, но само по себе это утверждение уже является доводом. Если это не так, тогда нет никаких причин верить этому утверждению. Есть такая поговорка: «Если кто-то может уговорить вас стать христианином, то кто-то может и отговорить от этого». Почему это является проблемой? Не сам ли Павел привел критерий (воскресение), по которому христианство должно быть принято или же отклонено (1 Коринфянам 15)? Только из-за неуместной набожности можно относиться к апологетике отрицательно.
Но не стоит думать, что сама апологетика, без воздействия Святого Духа, может привести кого-то к спасительной вере. В умах многих людей это создает ложную дилемму. Но вопрос не обязательно должен стоять: «Дух против логики». Почему не может быть и то, и другое? Святой Дух направляет людей к вере, но как Он реализует это – зависит от Него. Поэтому одних людей Бог приводит через испытания, других – через эмоциональные опыты, третьих – через доказательства. Он может использовать любые средства, какие захочет. В то же время, нам указано защищать свою веру так же активно, как и проповедовать Евангелие.
Призывает ли Библия христиан защищать свою веру / аргументировать ее?
Что Библия говорит о суевериях?
Вопрос: Что Библия говорит о суевериях?
Ответ:
Суеверие основано на невежественной вере, что какой-то объект обладает магическими свойствами. Синонимом суеверия является «идолопоклонство». Библия не поддерживает идею о том, что события происходят случайно, – ничто не выходит из-под суверенного Божьего контроля. Он либо вызывает, либо допускает все в соответствии со Своим планом (Деяния 4:28; Ефесянам 1:10).
В мире существует множество типов суеверий, начиная от приносящих пользу – например, не ходить под лестницей – до оккультных практик астрологии, черной магии, гадания, вуду и колдовства. Священное Писание осуждает все это (Второзаконие 4:19; 4 Царств 21:6; Исаии 2:6). Идолопоклонство также запрещено, и никто, практикующий его, не войдет в Царство Божье (Откровение 21:27). Эти занятия чрезвычайно опасны, потому что они открывают умы людей дьявольскому влиянию. В 1 Петра 5:8 мы находим предупреждение: «Будьте трезвы, не спите! Ваш противник, дьявол, бродит, как рычащий лев, ищет, кого сожрать» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества).
Мы должны основывать свою веру не на предметах или ритуалах человеческого происхождения, а на единственном истинном Боге, дающем вечную жизнь. «Смотрите, чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым философствованием, идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа. Потому что в Нем воплотилась и обитает вся полнота Божества. И вы обрели полноту жизни в единении с Ним – Главой Начал и Властей» (Колоссянам 2:8-10). English Вернуться на русскую стартовую страницу
Суеверия и приметы — стоит ли верить?
Мне с детства не нравились различные суеверия и народные приметы. И вот сегодня хотелось бы о них рассказать побольше.
Что же такое суеверие и примета?
Само слово « суеверие » — означает напрасная вера ; вера пустое и суетное, мгновенное; вера в сверхъестественное. Этот термин произошел от двух слов: «суе» -т.е. напрасно и «вера». Из этого и выходит — напрасная, или пустая вера.
Примета нечто иное – случай или явление, происходящее перед каким-либо событием.
Например, однажды случилось так, человеку это не понравилось. И каждый раз, когда ситуация была похожа или повторялась точь-в-точь человек сразу вспоминал то, что уже было. Так и появлялись различные суеверия. Самая известная всем примета, суеверие о черной кошке, которая перейдет дорогу и случится несчастье. Кошка никоем образом не может повлиять на счастье или несчастье.
На самом деле существует огромное количество различных примет и суеверий, начиная от примет о кошках, насекомых, дороге, деньгах, различных вещах и прочем, заканчивая религией.
Некоторые люди считают, что суеверие – это религия, которая основа на пустой вере. По моему мнению, суеверие нельзя назвать религией. Поскольку религия представляет собой основание, фундамент. У суеверия же основания нет. Они исходят из древнего мира, из мира язычества. В нашем мире это стало оружием дьявола против нас.
Чем опасны суеверия
Человек устроен так, что всегда нуждается в вере во что-то высшее, его душе нужна вера. Суеверие конечно помогает удовлетворить эту потребность, оно лишь создает иллюзию того, что компенсируется подлинная вера.
Многие верующие, несмотря на то, что знают об опасности подобной практики, не останавливаются. Они не замечают, что служат не Богу, а силам зла и противоречат себе.
Как не обращать внимания на суеверия?
« Совершенная любовь изгоняет страх » (1Ин.4,18), нам нужно стремиться к совершенству в вере в Бога, учиться Ему доверять, и тогда все станет на свои места. Верующий человек знает, что он ни чего хорошего не достигнет без Бога. Суеверный человек может признать существование Всевышнего, ставит свое благополучие или неблагополучие в независимость от Бога, но от магических действий.
Чтобы избежать веры в пустое, нужно всегда помнить о нашем Спасителе, о душе, вечности, и о том, что за все придется дать Ему ответ.
К суевериям нужно так же, как и к язычеству – то есть отрицательно. Верим в суеверия – являемся язычниками. Но мы, христиане, должны помнить о силе Креста нашего господа – Хранителя Вселенной. Чтобы черная кошка не была на первом месте, а Бог на второстепенном. Мы понимаем, что христиан подобные страхи не пугают, так же как разбитые зеркала, просыпанная соль: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).
Кстати, примета о рассыпанной соли. В раннее время соль было трудно добыть, поэтому, когда в семье кто-либо просыпал соль, это заканчивалось ссорой. Но в наше время соль есть в каждом магазине, но примета сохраняется и по сей день. И все это от незнания нашего: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Иоан.8:32).
Слова апостола Павла четко отображают, как нужно поступать в отношении суеверий: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1).
Как же дело с астрологией?
Людям, особенно верующим не нужно заниматься астрологией. Так же как и йогой, оккультизмом, в любом из направлений. Все это большой грех, поскольку, таким образом человек контактирует с силами зла, которые стремятся не помочь ему, но нанести еще больший вред. Такая практика человека затягивает все глубже и глубже, все впитывается в подсознание, и потом человек невольно уже соглашается с различными суевериями и прочим, не осознавая того, что он делает. Если человек во время не останавливается и не раскаивается в совершенном, то конец для него будет плачевным.
Помимо черных кошек, соли и прочего, распространено также суеверие о сглазе.
Если у вас есть подозрение что вас, или вашего члена семьи, например, ребенка сглазили, то помните:
Во-первых, забыть о всяком сглазе.
Во-вторых, осознать, что реально происходящие беды, скорби, посещающие человека, зависят не от кошек и других примет, но от греховности, и они являются действиями благодати Божией, Который, через трудные ситуации ведет нас к покаянию.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви с искренним желанием исцелиться от своих грехов. Воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие. Иметь желанием приобщиться к благодати Таинств церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.
Прочитав немного различной литературы про суеверия и приметы, я заметила, что все авторы литературы этого жанра не имеют представления то, о чем говорят. Советуют совершенно странные действия, которые не поддаются разумному объяснению.
Сейчас существует огромное количество различных сайтов, на которых вы найдете различные суеверия и приметы, как от них оградиться, что сделать и как «заколдовать». Но, заметим, практически ни на одном подобном сайте нет предупреждения, что такая практика опасна и что она несет за собой особые последствия.
Какая бы ни были примета, какое бы ни было суеверие, оно противно Богу и противоречит Его закону, второй Заповеди, в которой говориться о почитании Бога Единого. Суеверие – богомерзко, поскольку оно свидетельствует о забвении Всевышнего, что Веру меняют на пустое, бессмысленное.
Что говорит Библия о законничестве?
Вопрос: Что говорит Библия о законничестве?
Слово «законничество» не встречается в Библии. Этот термин используют христиане для описания доктринальной позиции, которая делает ударение на системе правил и норм для достижения как спасения, так и духовного роста. Законники требуют строгого и буквального следования этим правилам и нормам. Эта позиция противоречит доктрине о благодати. Сторонники законничества часто не в состоянии увидеть реальную цель закона, особенно цель ветхозаветного закона Моисея, который должен быть нашим «школьным учителем» или «ментором», чтобы привести нас к Христу (Галатам 3:24).Даже истинные верующие могут быть законниками. Тем не менее, нам следует быть, скорее, милосердными друг к другу: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Римлянам 14:1). К сожалению, существуют те, кто настолько трепетно относится к второстепенным доктринам, что изгоняют других из своих общин, даже не допуская выражения иной точки зрения. Это также является законничеством. Много верующих-законников сегодня делают ошибку, требуя безусловного следования их собственным библейским толкованиям и даже их собственным традициям. Например, некоторые люди считают – чтобы быть духовным, следует просто воздерживаться от курения, алкогольных напитков, танцев, видеофильмов и т.д. Истина, тем не менее, в том, что избегание этих вещей не является гарантией духовности.
Апостол Павел предостерегает нас о законничестве в Колоссянам 2:20-23: «И если вы умерли вместе с Христом от стихий мира, зачем же вы позволяете им устанавливать для вас всякие предписания, словно вы всё ещё живете в этом мире? «Не прикасайся!» «Не ешь!» «Не трогай!» Да все эти запретные вещи для того и существуют, чтобы быть уничтоженными при употреблении! Всё это – человеческие заповеди и учения! Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти!» (современный перевод Российского Библейского Общества). Законники могут казаться праведными и духовными, но законничество не ведет к осуществлению Божественных целей, так как оно является внешней видимостью, вместо внутренних изменений.
Чтобы избежать попадания в ловушку законничества мы можем начать со следования словам апостола Иоанна: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоанна 1:17) и не забывать быть милосердными, особенно к своим братьям и сестрам во Христе. «Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?! Его господин сам решит, стоит тот или упал. Но он всё же будет стоять, потому что Господь властен поднять его» (Римлянам 14:4). «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Римлянам 14:10).
Тем не менее, следует помнить о следующем. Хотя мы должны быть милосердны друг к другу и толерантны относительно несогласия в спорных вопросах, мы не можем принимать ересь. Мы призваны бороться за веру, раз и навсегда доверенную святым (Иуды 1:3). Если мы помним эти указания и применяем их с любовью и милосердием, мы будем спасены как от законничества, так и от ереси. «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоанна 4:1).
Как относиться к приметам? Каковы они со стороны Бога? Может их просто придумали, чтоб запугивать?
Спрашивает Руслан
Отвечает Василий Юнак, 13.06.2010
Приветствую Вас, Брат Руслан!
Приметы есть двух категорий: (1) природные наблюдения и (2) суеверия людей.
Природные наблюдения основаны на естественных законах и принципах, по которым живет сотворенный мир. Наблюдая закат люди могут сказать, каким будет следующее утро; наблюдая зиму люди могут сказать, каким будет урожайность года. Таким приметам имеются физические объяснения, хотя наши деды были далеки от знания законов физики, химии, биологии. Подобные приметы упоминаются и в Библии: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето» (Мф 24:32) или «Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает» (Лк 12:54,55).
Что касается суеверий, то они не имеют научных объяснений, а основаны на мистических верованиях людей. Это и черные кошки, и возврат за забытой вещью, и проход под лестницей, это и плевки и постукивания от сглаза, и многое другое. О таких суевериях в Библии также сказано: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иер 10:2-5).
Итак, первая категория примет — правильные, полезные, в них мудрость и опыт, они подтверждаются физическими законами природы. А вторая категория примет — глупость народов, пришедшая из языческих верований. Есть одна проблема: существуют смешанные приметы, которые на первый взгляд кажутся научными, а на поверку остаются всё тем же языческим суеверием. К таким могут относиться и наблюдения отдельных дней в году. Например, в один из дней, обычно отмеченных народными языческими праздниками, а потом эти праздники превратились в дни святых людей, наблюдают направление ветра и по нему судят о летнем урожае. Но почему смотрят именно на тот день или вечер? Ведь праздники привязаны к старому календарю, который известен своими ошибками. То есть, даже если бы состояние какого-то особого дня действительно влияло на состояние целого сезона впоследствии, то за столетия использования старого календаря тот самый день уже мог в реальности сдвинуться относительно положения солнца и луны. Потому и появился поправленный календарь с високосными годами. То есть наблюдение конкретного дня — это уже суеверие. Подобные примеры можно привести и из других областей, скажем из народной медицины или из народной психологии.
Православие против суеверий
Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть – начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.
Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, – вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.
Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, – человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая – трагедия. С другой стороны, она – освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…
Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.
Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше.
Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.
Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.
У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.
Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.
Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.
Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:
— класть в гроб деньги, вещи и продукты;
— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;
— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
— лить водку в могильный холм;
— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.
Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.
Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.
Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.
Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».
Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви, – действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.
Заочное отпевание
В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.
Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).
Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.
Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно от головы к ногам и от правого плеча к левому.
Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.
Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью.
Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью
Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.
Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.
В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.
Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск
Христианство запрещает верить в суеверия? Например, если дорогу перебежал черный кот.
Спрашивает Вячеслав
Отвечает Александра Ланц, 04.08.2013
Здравствовать вам в Истине, Вячеслав!
Христианство не запрещает верить в суеверия, оно просто выравнивает жизнь человека, освобождая его(её) от груза глупостей и ненужных забот.
Давайте хотя бы на мгновение представим, что вам необходимо подчиняться всем суевериям, которые существуют в нашем мире. Что это будет за жизнь? С утра до вечера только то и делать, чтобы следить, как бы где бы не оступиться и не накликать неприятности, все время бояться и нервничать, что что-то где-то не так упало и не туда легло. А когда жить? Да и как жить, если простая кошка может испортить мне весь день? Это же может превратиться в ролакостер! Только день пошел нормально — вжик — и летишь вниз, только вот опять вроде на вершине радости — вжик. Никаких нервов и здоровья не хватит.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ищущий Бога, Творца неба и земли, обязательно находит свободу от всего, что покушается на его возможность быть по-настоящему счастливым и спокойным (Ин.8:32).
Приветствую вас на своем портале. Меня зовут Ольга и я более 7 лет увлекаюсь эзотерикой, предсказаниями и приметами. Думаю, что являюсь специалистом в этом направлении и хочу помочь все разобраться в данной науке.
Все материалы для ресурса были собраны и тщательно переработаны, чтобы представить в лучшем и доступном виде всю информацию. Но чтобы применить все, описанное на здесь — всегда необходима консультация со специалистами.