Театральные суеверия

Актуально по теме: "Театральные суеверия" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Забавные случаи из жизни корифеев театра

Михаил Чехов, поступая в Московский Художественный театр, на отборочном туре получил от Станиславского задание изобразить окурок. Не долго думая, Чехов плюет на пальцы и с изящным шипением придавливает ими свою макушку. Этим он покорил Станиславского.

Однажды Немирович-Данченко смотрел балет Астафьева «Пламя Парижа». Его соседом оказался пожилой колхозник, с большим восторгом принимающий все, что происходило на сцене. Только одно его огорчало, как же так, оперный театр, а никто не поет. Немировичу-Данченко пришлось объяснить колхознику, что балет – это особый жанр, в котором не поют, а только танцуют. Но тут хор стал петь «Марсельезу». Колхозник с укором посмотрел на Немировича-Данченко и сказал: «А ты, видать, вроде меня — первый раз в театре-то».

Во МХАТе давали шекспировского Юлия Цезаря. Брута играл Станиславский. По ходу пьесы статист должен был выносить свиток и передавать его Бруту (Станиславскому). Но один раз статист куда-то запропастился. Тогда Немирович-Данченко распорядился, чтобы в срочном порядке переодели рабочего сцены и заменили статиста. Выйдя на сцену со свитком, рабочий громко заявил: «Вот, Константин Сергеевич, вам тут Владимир Иванович передать чегой-то велели».

В советское время главным режиссером театра Маяковского был Н. Охлопков, который увлекся режиссурой еще в молодости, когда был актером и работал у Мейерхольда. Рассказывали, что он просто доставал Мейерхольда своими идеями и соображениями и довел до того, что тот стал прибегать на репетицию раньше положенного. А вбегая, кричал: «Коли еще нет? Опоздавших не ждем! Запирайте двери, начинается репетиция!»

Артист Митрофан Трофимович Иванов-Козельский плоховато знал свою роль в пьесе. Вышел он на сцену, а суфлер задержался. В это время актер увидел на сцене старичка, который во вчерашнем спектакле был лакеем. Чтобы избежать заминки в действии, Иванов-Козельский говорит ему: «Ну-ка, голубчик! Подай-ка мне стакан воды!». На что старик гордо ответил: «Митрофан Трофимович, помилуйте, я сегодня граф-с».

Александринский театр готовился к гастролям прославленного актера Михаила Щепкина. А Актер Боченков, играющий те же роли что и Щепкин, сильно опасался конкуренции и поэтому шутил : «В Москве дров наломали, а к нам щепки летят».

В спектакле Мольера «Мнимый больной» Станиславский играл Аргана. И вот однажды прямо во время спектакля на сцене у него отклеивается нос. Станиславскому пришлось приклеивать его обратно прямо на глазах публики. Прикрепляя нос, он приговаривал: «Вот беда, вот и нос заболел. Это, наверно, что-то нервное».

Как-то Вертинский давал концерт в небольшом клубе Минска. До начала выступления он с пианистом М. Брохесом захотел испробовать, как звучит рояль. Оказалось – ужасно. Они пригласили директора, тот в ответ развел руками и, вздохнув, сказал: «Александр Николаевич, это исторический рояль. На нем отказался играть еще сам Шопен».

Как-то Станиславский играя Вершинина в пьесе «Три сестры», представился актеру Лужскому, который играл Прозорова, — «Прозоров». Тот чуть не поперхнулся и сдавленно ответил: «Как странно — я тоже».

В свою бытность режиссером театра Маяковского Н. Охлопков поставил спектакль «Лодочница». Пьеса была отвратительная, и спектакль тоже получился плохой. На сцене находилась громадная ванна с водой, и в ней плавала лодка.

Во время премьеры, жидковатые аплодисменты кончились раньше того, как актеры покинули сцену. Наступает неловкая тишина и в ней раздается голос Иосифа Прута (известного московского драматурга): «Коля! После спектакля не забудьте спустить воду»!

Валентина Талызина считает, что смешные случаи с ней происходят часто и она обычно выступает в роли жертвы.

Так было и на репетиции спектакля «Цитата», в котором она играла жену, Марков – мужа, Муравьева – дочку. Ситуация такая: ее мужа должны арестовать, и они всей семьей с тревогой ждут звонка. Режиссер сказал, что когда раздается звонок, ее муж должен падать без сил. А на кого? На дочку, на жену? А рост у актера Маркова был метр восемьдесят и вес, соответственно. В. Талызина решила, ей такого «счастья» не надо, потому что у нее каблуки высокие и габариты меньше. Один раз он все-таки упал на нее, и она еле удержалась на своих каблуках. А Муравьева, которая дочку играла, была моложе и без каблуков, вот Талызина и решила, чтобы он на дочку падал.

И вот как только раздается звонок – Талызина сразу на метр в сторону, и ему приходится на Муравьеву падать. Марков это просек. Раз упал на Муравьеву, другой, та, бедняжка, уже еле держится. В третий раз Талызиной не удалось отскочить, потому что Марков схватил ее прямо за грудки, потянул на себя, и они упали вместе… на Муравьеву. Она не выдержала их обоих, и все трое закатились под диван. И у всех от смеха просто истерика. Лежали под диваном и смеялись.

Только у Талызиной с Муравьевой дальше по роли слов не было, а Марков должен был монолог читать. И как он должен был вылезти из-под дивана после такого хохота и читать. Но сумел. Вылез и прочитал.

Театральные суеверия

Каждый артист знает, что сцена – абсолютно «живое существо», она все чувствует. К кому-то она благосклонна, к кому-то – нет. Считается, что ночью в известных театрах, когда уже все закрыто, и все актеры ушли, оживают фантомы прежних исполнителей, слышна музыка, ахи-вздохи, эхо «браво и бис»! Театр ночью живет своими воспоминаниями.

Многие актеры имеют какие-то свои талисманы или совершают перед спектаклем какие-то ритуальные действия. Г. Вишневская даже приходила специально прощаться со сценой, когда покидала навсегда Россию.

О талисманах.

Е. Образцова всегда носила с собой игрушечного песика Бобку. Л. Паваротти в день своего первого концерта, получив от матери большой железный гвоздь, сделал его на какое-то время своим талисманом. Позже он заменил его на другой.

Вообще, гвозди, выдернутые прямиком из театральной сцены, самый распространенный талисман в театральной среде. Некоторые даже на шее их носят.

О приметах.

Перед премьерой нельзя говорить актрисам: «Желаю успеха». Надо говорить: «Ни пуха, ни пера!»

Актеру нельзя говорить: «Желаю удачи»! Следует сказать: «Сломи себе шею», –и плюнуть в его сторону.

Если актрисам по роли положено надевать в гриме большие ресницы, они никогда не берут новые, пользуются одними и теми же. Иначе можно потерять роль.

Известная актриса И. Мирошниченко всегда просила гримера склеивать старые ресницы. Гример стала называть этот процесс склеивания реанимацией, потому что ресницы уже разваливались не на 2 части, а на 3-4. Но актриса не желала брать других ресниц, поскольку она первый раз в спектакле вышла с этими ресницами, то и продолжать должна в них же.

Еще есть поверие, что если уронил текст роли, надо обязательно на него сесть.

Артист ТЮЗа Р. Духницкий рассказывал, что у него пару раз роль падала под кресла зрительного зала. И чтобы на нее сесть, нужно было лезть под кресла. В такие моменты актеры даже прекращают репетиции и смотрят, как же ты будешь выкручиваться из этого.

А если, переодеваясь к спектаклю, случайно надел что-то из костюма наизнанку, надо сразу снять, бросить на пол и сесть сверху. Иначе можно что-то забыть в роли или вообще потерять ее.

Пятница считается самым несчастливым днем.


Заходить в раздевалку всегда надо с левой ноги.

Нельзя вешать картинки на двери гримерки.

Нельзя напевать мелодии из «Макбет» во время репетиций.

Ужасные бедствия приносит число 13, поэтому в театрах нет грим-уборных с таким номером. В театре несчастливым считается также желтый цвет.

На сцене можно носить только искусственные цветы и ни в коем случае – живые.

Если актер споткнулся на сцене и упал не по сценарию, то в этот день ему лучше покинуть театр.

Если во время премьеры спектакля у актера скрипит обувь, значит, роль принесет удачу.

Но если в дебютном костюме зацепиться за гвоздь, надо вернуться за кулисы, не смотря на протесты администрации, а затем вновь выйти на сцену.

Нельзя заглядывать в зеркало через плечо, может случиться что-то ужасно плохое.

Самой зловещей пьесой считается «Макбет», она приносит театру больше всего несчастий.

Самые несчастливые детские спектакли – «Дети в лесу» и «Робин Гуд». Спектакль «Золушка» считается одним из счастливейших.

Некоторые актеры опасаются ролей в пьесах Булгакова и Гоголя, считается, что эти тексты мистические. Ходит много легенд о мистических несчастных случаях, связанных ними.

В некоторых театрах есть особые суеверия.

Запрещено свистеть и грызть семечки за кулисами в «Ленкоме», «Театре им. Ермоловой», «Театре им. Вахтангова», «Малом театре». В музыкальных театрах другое поверье. Плохой знак, если в щель на сцене попадет каблук, значит, актера что-то удерживает от появления на сцене.

Актеры МХАТа верят, что выходить на сцену надо только с правой ноги. Тогда спектакль пройдет успешно, и никто не забудет свою роль.

В театре Шевченко считается, чтобы премьера прошла очень успешно, надо перед началом спектакля обязательно прикоснуться к кулисам.

Театральные суеверия

Смотрите свежую подборку туров по самым низким ценам — вылет из всех городов Р Ф . Для вас — бесплатное фото на визу в офисе! Бесплатный выезд курьера!

  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.

Суеверия в английском театре

В английском театре, впрочем, как и в русском, считается, что свист приносит неудачу. Также нельзя свистеть в гримерке, за кулисами и стоя на выходе. Считается, что из-за свиста спектакль может провалиться или перестанут приходить зрители.

У англичан считается, что последние строки пьесы (мораль), нельзя произносить на репетиции.

Также англичане никогда не назначают премьеру на пятницу, ибо пятница считается самым провальным днем.

Театральные суеверия

Каждый артист знает, что сцена – абсолютно «живое существо», она все чувствует. К кому-то она благосклонна, к кому-то – нет. Считается, что ночью в известных театрах, когда уже все закрыто, и все актеры ушли, оживают фантомы прежних исполнителей, слышна музыка, ахи-вздохи, эхо «браво и бис»! Театр ночью живет своими воспоминаниями.

Многие актеры имеют какие-то свои талисманы или совершают перед спектаклем какие-то ритуальные действия. Г. Вишневская даже приходила специально прощаться со сценой, когда покидала навсегда Россию.

[/stextbox]

Театральный Этюд — Поиск по сайту и театральным ресурсам Рунета

Зарегистрируем ваш товарный знак всего за 12 000 руб.

Бесплатно проверить ваш товарный знак на возможность регистрации. Зарегистрируем ваш товарный знак всего за 12 000 руб. Убережем от посягательств на ваш бизнес. Работаем по всей России и СНГ.

Самые известные театральные суеверия

Люди театра очень суеверны. Впрочем, это неудивительно, учитывая огромное количество всяких мелочей, которые могут пойти наперекосяк во время спектакля, — такие случайности со временем обросли самыми неправдоподобными причинно-следственными связями, которые и послужили основой для суеверий. Это не обычные бытовые суеверия — мол, нельзя проходить под лестницей и открывать зонт в помещении; нет, это типично театральные мифы, рожденные в пыльном закулисье и любовно лелеемые поколениями актеров и режиссеров.

10. Костюм синего цвета

Суеверие: синий цвет на сцене приносит неудачу (если он не сочетается с серебром)

Во времена становления современного театра синий краситель было очень трудно приготовить, поэтому стоил он очень дорого. Театральные труппы, дела которых шли не лучшим образом, часто т

ратили последние деньги на синий краситель, и надевали синие костюмы, чтобы обмануть публику и показать, что труппа процветает. В большинстве случаев такие труппы предсказуемо кончали банкротством. А вот если синий костюм сочетался с серебром, это свидетельствовало о неподдельном успехе труппы или наличии богатого покровителя.

9. Несчастливая тройка

Суеверие: нельзя, чтобы на сцене горело три свечи

Три горящих свечи на сцене приносят неудачу. Если верить этому суеверию, человек, который находится ближе всего к самой короткой свече, в ближайшем времени или сочетается браком, или умрет. До появления электричества сцена освещалась свечами, и в театре всегда существовала большая вероятность пожара, но вряд ли это как-то связано с суеверием, ведь свечи на сцене должны быть частью постановки, реквизитом.

8. Перья павлина

Суеверие: на сцене ни в каком виде не должно быть павлиньих перьев — ни в качестве элемента костюма, ни реквизита

Заядлые театралы с многолетним опытом расскажут вам много историй о том, как во время спектакля рушатся декорации и падают софиты, загорается занавес и случаются прочие, не менее драматичные события, если на сцене присутствует хотя бы одно перо павлина. Ведь перо павлина символизирует «дурной глаз», который и сглазит представление. Ассоциативная связь между узором на пере павлина и «дурным глазом» возникла на основе греческого мифа об Аргусе, чудовище, тело которого покрыто человеческими глазами. По легенде, впоследствии эти глаза перешли на хвост павлину.

7. Подарок с кладбища

Суеверие: по традиции, режиссеру и/или исполнительнице главной роли принято дарить подарок после последнего представления — букет цветов, украденный на кладбище (но только после окончания спектакля, когда подарок будет заслужен!); считается, что цветы с кладбища приносят удачу.

Цветы с кладбища дарят после «похорон» спектакля (в театральных

кругах как называют последнее представление) как символ его смерти и достойного конца. Рациональное объяснение этого суеверия, скорее всего, заключается в том, что актерство никогда не было прибыльным делом, поэтому цветы для многих актеров были роскошью. А где еще взять живые цветы бесплатно, как не на кладбище?

6. Зеркала

Суеверие: на сцене не должно быть зеркал

Многие верят, что в зеркалах отражается душа, поэтому если разбить зеркало, вас ожидает семь лет несчастий. На сцене во время спектакля разбить зеркало, и тем самым навлечь на себя несчастья, очень легко. К тому же, присутствие на сцене зеркала, а тем более нескольких, может вызвать определенные трудности технического характера — отраженный свет может попасть в публику или участки театра, которые лучше не освещать. Кроме того, зеркала отвлекают актеров.

5. Привидения

Суеверия: один день в неделю в театре выходной — в этот день театр принадлежит обитающим в нем привидениям

В разных театрах бытуют разные истории о призраках, но самым известным театральным призраком является призрак афинского поэта Теспида, создателя аттической трагедии. Теспид первым прочел со сцены монолог. По сложившейся традиции, чтобы не злить обитающих в театре призраков, один раз в неделю его оставляют в их полное распоряжение (как правило, это понедельник). Это вполне обоснованная традиция: у актеров есть возможность отдохнуть после напряженного графика представлений на выходных.

Театральные суеверия

#1 OFFLINE Marichka

  • Друг Планеты
  • 2 153 сообщений
  • 156 тем
    • Пол: Женщина
    • Город: Москва
    • Интересы: Театр, кино, поэзия
    • Реальное имя: Марица

    Каждый человек верит в суеверия.

    Артист с тонкой гранью между вымыслом и реальностью не исключение.

    Артисты — в большинстве своем народ суеверный, и практически каждый имеет свой талисман.
    Например, Елена Образцова всегда носила с собой старенькую игрушку — пса Бобку.
    Лучано Паваротти получил от мамы в день первого большого концерта талисман — большой железный гвоздь, и не расставался с ним до момента, когда «изобрел» для себя другой талисман.

    Известно, что самый распространенный у актеров талисман — это гвозди, выдернутые из театральной сцены, многие их даже на цепочке на шее носят.

    Кроме талисманов и оберегов, театральный народ верит и следует старинным, уходящим корнями в далекое прошлое приметам.

    Нельзя сказать актрисе перед премьерой: «Желаю успеха». Надо сказать: «Ни пуха, ни пера».
    Актеру не говорите: «Желаю удачи», а скажите: «Сломи себе шею», — да еще плюньте в его сторону.

    Восьмидесятилетний Мариус Петипа ставил «Волшебное зеркало». Во время репетиции одно зеркало разбилось. Мариус Иванович ужасно перепугался, он очень верил в приметы. И этот балет был последним балетом Петипа.

    Актрисы, если им по роли положено в гриме «надевать» ресницы, никогда не поменяют их на новые. Примета плохая — можешь роль потерять.

    Ирина Мирошниченко просила гримера склеивать одни и те же ресницы. Гример в шутку этот процесс называла реанимацией — ресница разваливалась уже не на две части, на три-четыре, но актриса твердо стояла на своем: «Я этот спектакль начинала с этими ресницами и играть буду в них».

    Еще в драматических театрах есть такой старый театральный обычай — если ты случайно уронил текст своей роли, ты просто обязан сесть на него.
    Еще схожая примета — если вдруг ты надел часть костюма наизнанку, нужно срочно его снять, бросить на пол и посидеть на нем. Иначе роль или забудешь или потеряешь совсем.

    А вот пример настоящего театрального колдовства: артист МХАТА Михаил Болдуман перед тем, как выйти на сцену, долго-долго раскачивал дверь. Он стоял в актерском холле и, держась за ручку двери, все открывал и закрывал ее — туда-сюда. Не обращая внимания на то, что уже и партнеры нервничали, и время было на исходе, он все «шаманил» с дверью до последней минуты.

    Раньше актеры гримировались кроличьей лапкой — она мягкая и грим ложится легко.
    Существует такое поверье: если актер или актриса потеряет кроличью лапку из своей коробочки для грима, с ними случится беда.

    Насколько мне известно, источник суеверий, связанных с кроличьей лапкой, скорей всего заключен в теории, что крольчата рождаются с открытыми глазами, и, таким образом, должны помогать и от дурного глаза, и от происков нечистого.

    А вот случай из истории одного российского провинциального театра:

    Звонит один актер — пониженное давление, не может играть, просит отменить спектакль… Но больного актера все равно вызывают — билеты все проданы. Однако спектакль не хочет начинаться — выбивает правую сторону пультов (управление подвижной части сцены). Двадцать минут электрики налаживают, спектакль задерживается. Наладили, объявляют начало, дают 3 звонка — опять выбивает пульты, опять делают. За кулисами шепот — нельзя начинать спектакль, все силы направлены против. И что же вы думаете? Через 10 минут после начала — пожар на галерках…. Загорелись пульты, хорошо, что поблизости был огнетушитель — очень быстро потушили. Но была большая опасность, что от искр вспыхнет занавес, а театральный занавес горит меньше 40 секунд, за это время пожарный занавес не успевает опуститься.

    Вот так вот — не прислушиваться к желаниям чего-то свыше…
    Если не суждено спектаклю состояться, значит — не суждено.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Известный тенор Беньямино Джильи играл в операх «Фауст» и «Огненный ангел». Там призывают недобрые духи, на них лежит нечто вроде заклятия, у них «дурной глаз».
    И вот Джильи выходит на сцену в «Огненном ангеле»… В сценах, когда пистолет «стрелял» тогда, когда герой был безоружен и наоборот, молчал, когда нужен был звук выстрела.
    По ходу действия, когда Джильи — дона Альваро раненного выносили на носилках, статисты его уронили на сцену. Ничего не оставалось, как встать и улечься на носилки снова под хохот зала.
    И в завершении всех несчастий на певце в ходе самой страстной сцены лопнули сзади аккурат по шву кожаные штаны… После этого Джильи поверил, что у опер тоже бывает «дурной глаз».

    Презентация по теме «Театральные суеверия»

    Каждый артист знает, что сцена – абсолютно «живое существо», она все чувствует. К кому-то она благосклонна, к кому-то – нет. Считается, что ночью в известных театрах, когда уже все закрыто, и все актеры ушли, оживают фантомы прежних исполнителей, слышна музыка, ахи-вздохи, эхо «браво и бис»! Театр ночью живет своими воспоминаниями.

    Многие актеры имеют какие-то свои талисманы или совершают перед спектаклем какие-то ритуальные действия. Г. Вишневская даже приходила специально прощаться со сценой, когда покидала навсегда Россию.

    Вложение Размер
    teatralnye_sueveriya_i_primety.pptx 1.56 МБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Театральные суеверия и приметы Подготовили: педагог доп. образования МОАУ ДО «ДДЮ» С.С. Кульева Ю.А. Горбачёва

    Есть плохие и хорошие случаи, даты, обычаи, знаки, мелкие и большие приметы, а также правила, предписывающие разрешения или запреты некоторых действий на сцене и за кулисами. Какие действуют суеверия?

    Традиционно — чертова дюжина. Какое число приносит беду?

    Какое время для премьер — самое несчастливое?

    Какие тайные законы действуют в гримерке? — Нельзя вешать никаких картинок на дверь в актерскую . Ни в коем случае не выносить из гримоуборной мыло! Стоит страшиться надеть костюм задом наперед или шиворот-навыворот!

    Какие есть общетеатральные запреты? Запрещено свистеть! Никаких семечек! И не стоит тащить на сцену некоторые реальные вещи. Не есть хорошо повторять привычки из обычной жизни: кушать и пить на сцене, если это не предусмотрено ролью, приносить свои вещи из дома и использовать их как театральный костюм. Сидеть спиной к сценической площадке (манежу) Нельзя шить, менять реквизит перед показом

    Какие суеверия действуют во время репетиций? — Во время работы над пьесой нельзя читать последнюю реплику пьесы. — Если уроните папку с ролью, знать, беда на пороге. — Не принято выходить на аплодисменты по окончанию генеральной репетиции,

    Что обычно желают перед спектаклем? Категорически нельзя желать артистам перед выходом на сцену «удачи» или «хорошего спектакля». Повелось в России перед выходом на сцену браться всем участникам за руки и кричать « С Богом »!

    Театральные суеверия

    Бернард Шоу — «Пигмалион» (Малый театр 1957 г.)

    Режиссер: Сергей Алексеев
    Актеры: Констанция Роек, Михаил Царев, Евдокия Турчанинова, Евгений Велихов, Владимир Владиславский, Н. Григоровская, Нина Стоянова, Екатерина Еланская, Пров Садовский
    По пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион».
    Телефильм. Экранизация спектакля Малого театра по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион».

    Профессор фонетики мистер Хиггинс (Михаил Царев) решил доказать, что сможет благодаря своим знаниям и педагогическому искусству превратить Элизу (Констанция Роек) — простую уличную цветочницу с ужасающей речью и манерами, в светскую даму и представить ее гостям как герцогиню.
    Мать профессора играет великолепная, умная актриса — одна из трех великих старух Малого театра` — Евдокия Дмитриевна Турчанинова. Абсолютная англичанка, аристократка, которую мог написать только Шоу и никто другой. Действие третьего акта пьесы происходит в доме миссис Хиггинс. Наконец, Хиггинс решил устроить ученице первый экзамен: привез Элизу к своей матери в ее приемный день. У Турчаниновой в этой сцене не так много слов, но она умеет говорить и без слов одними глазами, и зритель совершенно безошибочно знает, о чем она в данный момент думает. Эта партитура мысли была разработана актрисой безукоризненно. Миссис Хиггинс выше всех остальных гостей: она первая и единственная в холодном и искусственном мире встала на защиту человека. Не случайно в минуту отчаяния Элиза придет к ней, к ироничной старой леди с добрыми и мудрыми глазами. Эта тончайшая актриса сумела передать парадоксальную манеру письма великого насмешника Бернарда Шоу.

    «Мораль» (последнюю строчку) пьесы никогда нельзя произносить на репетиции. Свист в театре приносит несчастье.
    Вот два основных театральных суеверия. Но люди театра имеют еще множество других.

    Например, пятница считается ужасно несчастливым днем для любого рода премьер.

    В раздевалку всегда нужно входить с левой ноги.

    На дверь грим-уборной никогда нельзя вешать никаких картинок. Из грим-уборной нельзя выносить мыло.

    Мелодии из «Макбета» нельзя напевать во время репетиций.

    Число «13» приносит ужасные бедствия. (Ни в одном театре вы не найдете грим-уборной номер 13).

    На сцене ни в коем случае нельзя носить живые цветы — только искусственные!

    Споткнуться и упасть на сцене (если этого не требуется по сценарию) — верный знак, что в этот день актеру нечего делать в театре.

    Косоглазая девушка в кордебалете приносит беду всей постановке. Но эта опасность невелика, поскольку косоглазых не принимают даже в кордебалет.

    Самая зловещая пьеса, приносящая театру больше всего несчастий, — это «Макбет». Существует поверье, что «Песня ведьм» способна вызывать злые силы. Можно привести сотни примеров, когда несчастья случались с театрами или актерами во время постановки этой пьесы. Самый свежий из них — это смерть г-жи Лилиан Бейлис, доброго гения «Old Viс Theatre». Она умерла как раз в тот момент, когда в театре шел «Макбет».

    Несчастливыми детскими спектаклями считаются «Робин Гуд» и «Дети в лесу»; «Золушка» же, напротив, одна из самых счастливых

    Считается также, что если обувь актера скрипит, когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то в этой роли его ждет удача.

    Однако, если он зацепится дебютным костюмом за гвоздь, он должен, невзирая на любые протесты администрации, вернуться за кулисы и снова выйти на сцену, иначе его постигнет неудача.

    Споткнуться во время дебюта — значит в тот же вечер, спустя некоторое твремя, забыть свои реплики.

    Желтый цвет считается в театре несчастливым.

    Но самое плохое может случиться с актером или актрисой в том случае, если кто-то заглянет в зеркало через его плечо.

    И вне театра актер свято верит в приметы: стоит ему ошибиться дверью, когда он идет на встречу с антрепренером или администратором, и он уже ждет неудачи в своих поисках роли.И, наконец, о кошках. Если во время репетиции кошка пройдет через сцену, то репетируемую постановку ждет успех.

    Многие выше приведенные английские театральные суеверия аналогичны поверьям, распространенным среди русских актеров.

    Так, на сцене свистеть можно только по ходу действия («присвистнуть»), но свистеть в грим-уборной, за кулисами, стоя на выходе или еще где-нибудь нельзя ни в коем случае (если актеры услышат свист в театре, то свистуна «убьют»). Считается, что из-за свиста провалится пьеса, или на сцене случится какое-нибудь ЧП, или в театре не будет зрителей.

    На дверь грим-уборной в русских театрах также не вешают картинок, так как «это отвлекает».

    На сцену не выносят живые цветы, так как «с ними нельзя работать».

    Споткнуться на сцене на правую ногу — хорошо, на левую — плохо: можешь забыть текст или случится какое-нибудь ЧП.

    Есть роли, которые актеры не любят играть, они считаются «несчастливыми». Когда в России была контрактная система, актер был вправе оговаривать, какие роли он не играет: например, Бориса в «Грозе» А. Н. Островского или Нелькина в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Эти роли считаются «провальными».

    В отличие от своих английских коллег, русские актеры считают, что кошка не должна появляться на сцене, так как, пройдя по сцене, она «унесет» актерскую удачу. Хотя кошек в театрах держат.

    Перед выходом на сцену актеру говорят: «Ни пуха, ни пера». Он должен ответить: «К черту».

    Если же ему говорят: «Ну, удачи тебе!», — то он должен плюнуть три раза через левое плечо. Старые актеры, выходя на сцену, крестились.

    Если актер случайно уронил текст роли, то нужно обязательно сесть на нее. Пока не сядешь, поднимать нельзя — иначе провалишь роль.

    Не дай Бог, когда переодеваешься, что-нибудь надеть на левую сторону — провалишь роль или что-нибудь забудешь .

    Актерские приметы, или не роняйте пьесы на пол!

    Приметы есть в каждом театре. В «Ленкоме», например, запрещено грызть семечки за кулисами или свистеть. Также строго к этому относятся в Малом театре, Театре им. Вахтангова и Театре им. Ермоловой. А у работников музыкальных театров поверье другое: дурным знаком считается, если щель на сцене и туда случайно попадает каблук. Значит, что-то артиста удерживает перед выходом к публике.

    Однако самое распространенное суеверие – выпавший из рук артиста текст…

    – Обычно пьесы я не роняю, – говорит актер театра «Современник» Владислав Ветров. – Но одна репетиция мне особенно запомнилась, когда долго не ладилась режиссерская задумка. То декорация накренилась, то звук пропадает, то артисты напутали мизансцены и т.д. И вдруг у меня выпал текст. Со всех сторон зашикали: «Ронять пьесы – не к добру». В театре любят подтрунивать над коллегами. Но я был моложе и решил прислушаться. Тут же нашлись знатоки, которые знали, как отвести ненастье. Они попросили меня положить пьесу на пол, сесть на нее и зачем-то вспомнить семь знакомых, у которых лысина на голове. Пришлось исполнять. Наверно, поэтому роль удалась, а спектакль получил теплые отзывы критики.

    – Однажды я была свидетельницей того, как разгорелся спор между актрисой и режиссером, – говорит актриса Московского ТЮЗа Екатерина Кирчак. – Актриса, впервые получившая главную роль, категорически отказывалась надевать шляпку с павлиньими перьями. Боялась, что роль будет провалена. И переубедила-таки режиссера. Тот тоже знал, что перья – не к добру.

    Артисты с молотками

    Есть и добрые предзнаменования, но связаны они почему-то с гвоздями. Хороший знак, если во время спектакля артист нашел на сцене гвоздь…

    – В Театре им. Маяковского я играл в паре с актером Прокофьевым, ныне покойным, – говорит Александр Андриенко, актер театра и кино. – То есть у нас с ним была одна шинель на двоих. И с каждым разом шинель становилась тяжелее. Оказалось, карманы сценической одежды мой коллега набивал гвоздями. Едва он находил гвоздь, непременно подбирал его. Так, за несколько лет спектакля в его карманах накопились самые разные гвозди: короткие, длинные, гнутые, ржавые…

    – И я в эту примету немножко верю, – говорит Екатерина Кирчак. – Когда только я окончила театральный институт и пришла на работу в театр, любой найденный гвоздь тайком забивала где-нибудь за сценой. Считалось, что благодаря этому карьера сложится успешно. Но ведь ладошкой не станешь забивать гвоздь? Приходилось искать молоток. И однажды в закулисной темноте, разыскивая молоток, я столкнулась с двумя артистками, у которых тоже были гвозди в руках.

    «Меня предупреждали, что это грех»

    Более загадочного заведения, чем театр, не существует. Некоторые артисты опасаются играть в пьесах Гоголя и Булгакова – считается, будто тексты авторов окружены мистикой.

    – После одной истории я поверила, что театральная мистика существует, – говорит заслуженная артистка России Татьяна Малиновская. – Один модный кутюрье пригласил меня поставить шоу-дефиле. И, в частности, сделать номер специально для его коллекции. Мы приступили к репетициям, и я поняла, что его творчество можно блестяще показать, как бал у Сатаны. Взяли роман Булгакова, таинственную музыку Enigma, написали сценарий. Но все это происходило в Страстную неделю перед Пасхой. Меня предупреждали, что это страшный грех. Но я не верила…

    И что вы думаете? Во-первых, в один из дней я начисто забыла, что мне надо играть спектакль. Этого прежде никогда не случалось.

    Утром в театре я получила строгий выговор. Но это еще полбеды… В пасхальный день состоялся наш бал у Сатаны. Все валилось из рук. Звукорежиссер проспал, из-за него показ задержали на 1,5 часа. Когда он включал музыку, звучали совсем не те треки. Модели все напутали, выходили не оттуда. Словом, шоу-дефиле провалилось.

    Самые известные театральные суеверия — Самые известные театральные суеверия. Часть 2

    4. Свет

    Суеверие: в пустом театре после окончания представления следует оставлять свет, чтобы отвадить призраков

    По традиции, свет оставляют на авансцене, чтобы освещать все сценическое пространст

    во и отпугивать от него привидения. Это еще одно вполне практичное суеверие: за кулисами много всякого хлама, декораций, костюмов и прочего, поэтому любой, кто отважится погулять за кулисами в темноте, рискует сломать ногу или шею, и таким образом присоединиться к уже обитающим в театре привидениям. Этот свет иногда называют «ночным», «актерским» (по уставу британского актерского профсоюза, сцена всегда должна быть освещена) или «светом для призраков».

    3. Свист

    Суеверие: в театре нельзя свистеть — это может привести к неожиданному увольнению.

    Раньше, задолго до появления раций и устройств связи в помещении, актеров вызывали на сцену свистками. Если же свист раздавался в неположенное время, это могло привести к путанице и срыву представления, в результате чего актера или ответственного работника сцены могли уволить.

    2. Удача

    Суеверие: нельзя напрямую желать удачи перед выходом на сцену.

    В театре не принято напрямую желать удачи. Считается, что это может привести к прямо противоположному результату. Существует множество теорий относительно этого суеверия, но ни одна из них не кажется правдоподобной.

    1. Макбет

    Суеверие: в театре нельзя произносить слово «Макбет» — это может повлечь за собой катастрофические последствия.

    Все, кто работает в театре, старательно избегают упоминания этой пьесы Шекспира, придумывая для нее другие названия, например, «шотландская пьеса» или «та самая пьеса Барда». Если же имя Макбета все же случайно вырывается, необходимо срочно выполнить специальный ритуал: виновник должен выйти из театра, три раза

    обойти здание, сплюнуть, выругаться, постучаться в дверь и попросить, чтобы его впустили. В некоторых театрах принят другой вариант ритуала: виновник должен процитировать любую другую пьесу или сонет Шекспира, выйти из театра, оббежать вокруг него (причем обязательно в направлении против часовой стрелки) или трижды произнести «Макбет», хлопая себя по левому плечу.

    Историки театра предлагают несколько версий появления этого необычного суеверия. По одной из версий, текст пьесы был продиктован Шекспиру самыми настоящими ведьмами, которым очень не понравился конечный результат, и пьеса была проклята. По другой версии, во время первой постановки «Макбета» со сцены был украден котел, якобы позаимствованный автором у тех же ведьм, что, опять же, очень их разозлило — и пьеса была проклята. Одним словом, большинство версий связаны с ведьмами и проклятиями. Самая популярная из них — пьесу проклял сам Шекспир, чтобы никто кроме него не мог ее поставить и таким образом исказить единственно верное прочтение.

    Более правдоподобная версия — в «Макбете» очень много сцен дуэли на шпагах, поэтому велика опасность получения актерами травм. Также не исключено, что дурная слава «Макбета» связана с тем, что после его постановки многие театры ожидало банкротство. В действительности театры на грани финансового краха часто брались за потановку «Макбета» — как особо зрелищной и привлекательной для зрителя пьесы — в надежде поправить свои дела, но — увы! — безуспешно, отсюда и версия о финансовой убыточности «шотландской пьесы».

    Это распространенное в англоязычных странах театральное суеверие было спародировано в одной из серий «Симпсонов». Симпсоны отправляются в Лондон, и встречают возле одного из театров, где идет «Макбет», Сэра Йена МакКеллена. Каждый раз, когда кто-то произносит «Макбет», с МакКелленом случается какой-нибудь конфуз.

    Только не говори «Макбет»! Театральные приметы и суеверия

    Кто-то может подумать, что самая суеверная профессия на свете – это космонавт, со своими веточками полыни, кто то – что пожарный. А некоторые и вовсе скажут, что суеверия – это бред, и следовать им абсолютно бессмысленно и неразумно. Но есть на свете люди, которые верят, что выполнение особых ритуалов обязательно принесет им удачу. Одни из них – работники театра.

    Чтобы лучше представить суеверную атмосферу, царящую в стенах театра, попробуем совершить небольшое путешествие по его интерьерам.

    №1 Свистеть не положено!

    Представьте, что весело насвистывая, вы с уверенностью переступаете порог театра, но на вас тут же смотрят укоризненным взглядом. Все потому, что в доме искусства нельзя свистеть. Свист в театральных стенах приносит несчастье. Разрешается это действие исключительно во время спектакля, да и то только если положено по сценарию.

    Пройдя немного дальше, перед вами откроется дверь раздевалки, но переступать ее порог можно только лишь с левой ноги. На дверях гримерок вы не найдете картинок, плакатов или постеров. Вешать их туда не положено. А так же вы нигде не увидите гримерной номер 13, так как оно считается несчастливым числом. В самом помещении, где актеры готовятся к спектаклю, тоже царят особые правила. Личное мыло нельзя отдавать коллегам, даже на время, его же нельзя и выносить за пределы грим-уборной. С опаской так же относятся и к одежде: ее нельзя надевать задом наперед и шиворот-навыворот.

    №3 На лежачего сесть!

    Когда вы дойдете, наконец, до сцены, то увидите, как репетируют артисты. Нечаянно, один из них роняет свой сценарий, и совершает странный жест – тут же вскакивает и садится на него. Это одна из самых важнейших театральных примет, поскупиться которой не может ни один актер. Считается, что роль или даже весь спектакль может провалиться, если человек претерпевает такой конфуз. После того как на сценарии посидят, его нужно обязательно взять в руки и с ним же встать. Проделать этот ритуал нужно вне зависимости от того места, где и куда упала заветная рукопись. Так же на сцену нельзя приносить живые цветы. Это вестник неудач и провалов. В декорациях и реквизите могут использоваться только искусственные бутоны.

    №4 Водку всем, кроме покойника!

    Очень неохотно актеры театра соглашаются на роли со смертельным исходом, или, так называемые, роли «на костылях». Играя на сцене, артист проживает судьбу своего героя, и, иногда, она может повториться и в жизни. Чтобы несчастья «сценической судьбы» не повторились наяву, актеры стремятся обезопасить себя. Например, если в спектакле присутствует сцена с траурной процессией, в изголовье гроба, под подушку, кладут бутылку с водкой. После окончания спектакля, водку должны выпить все коллеги, игравшие с «усопшим» на сцене. Они выпивают ее в присутствии актера, но ему пить напиток ни в коем случае нельзя. После этого артисту более ничего не угрожает в реальной жизни, а ритуал считается завершенным.

    №5 Покупайте очищенные семечки

    Если во время нашего маленького путешествия вы увлеченно поедали семечки, то работники театра не стремятся угощаться в помещении подобным лакомством. И совсем не потому, что от семечек много шелухи и они оставляют мусор. Просто существует поверье, что можно «прощелкать» всю выручку от билетных сборов.

    №6 А что в конце, узнаем только на спектакле

    Самая приятная и почетная примета именно для зрителя связана со сценарием. На репетициях запрещено произносить последнюю реплику пьесы. Услышать ее впервые дозволено только на премьере зрителям.

    №7 Где угодно, только не за кулисами!

    Помимо всего перечисленного, в театре могут встретиться множество интересных примет. Одна из них – запрет на произнесение «Макбета» за кулисами. Несчастье бедной пьесы Шекспира состоит в том, что театр, в котором было произнесено роковое слово, может претерпеть крах. Но данное суеверие вполне объяснимо. «Макбет» — одна из самых популярных и распространенных пьес во всем мире. Театры ставят ее, чтобы привлечь зрителей и собрать кассу. Поэтому произнесение «Макбета» за кулисами означает, что в дом искусства пришли не лучшие времена.

    Можно сказать, что театр – это маленькая страна, но это не так. Театр – это целая вселенная, со своими планетами, обитателями, а, следовательно, и со своей мистикой и суевериями. Поэтому, будем надеяться и верить, что эти приметы действительно хранят актеров и оберегают закулисье от бед и неудач.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Мы пишем про культуру и искусство. А ты можешь вдохновлять!

    Театральные суеверия
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here