Содержание
- 1 Как православие относится к приметам и суевериям?
- 2 Церковные суеверия: как отличить их от истинной веры?
- 3 Церковные суеверия
- 4 10 изречений афонских святых и старцев о суевериях
- 5 7 «церковных» суеверий
- 6 10 околоцерковных суеверий, которым не стоит верить
Как православие относится к приметам и суевериям?
Приметы и суеверия: как к ним относится Православие?
Какое мнение церкви относительно примет и суеверий?
Вполне терпимо относится. Бытовые суеверия — явление, которое крайне тяжело изживается. Вероятно потому, что оно. как ни странно, естественно для нас. Точнее, это свойство «примитивного», «магического» мышления, нами не изжитого. Неспроста вера в приметы — одно из древнейших религиозных проявлений.
Православие относится к этому достаточно терпимо. Разумеется, если подойти к священнику с вопросом, верить ли вам в некую примету — он, скорее всего, пояснит, что это суеверие и верить нужно в Бога и Богу, а не в магически устанавливаемые причинно-следственны е связи. Вот только поможет ли? Слишком глубинные слои сознания порождают суеверия. Впрочем, я знаю православных мирян, в приметы не верящих ни разу. И нормально осознающих, откуда приметы берутся. Но и они. если не обратиться с соответствующим вопросом, вполне спокойно относятся к чужой суеверности.
Бороться с этим явлением можно и нужно, но не слишком эффективно. И пожалуй, единственный путь к избавлению от суеверий — образование, просвещение, повышение самосознания. А это непросто. И даже образованные люди зачастую в суеверия верят.
Церковные суеверия: как отличить их от истинной веры?
Уже название «церковные суеверия» противоречит само себе — Церковь есть Дом Господа, как же в нем могут жить суеверия, которые являются грехом? Конечно же, Церковь не учит православных людей верить в приметы и пустые правила. Эту глупую веру привносят в храмы сами люди. Кто-то делает это по неведению, кто-то по традиции, кто-то следует моде. Но факт остается фактом — и церковные службы, и моления, и правила поведения в храме обрастают большим количеством пустых формальных суеверий. Как отличить их от канонов православия?
Откуда берутся суеверия
Человек, вне зависимости от вероисповедания, все равно остается существом духовным. Стремление верить во что-либо заложено в самой природе, и невозможно этому противостоять. Но в случае когда человек не открыл для себя истинного Бога, или по каким-то причинам отошел от него, потребность в вере начинает претворяться в синтезирование собственных «религий».
Этот процесс может быть как индивидуальным (когда человек сам для себя заменяет настоящую веру на некий суррогат), так и массовым (когда идеология всего общества антирелигиозна, что наблюдалось в Советском Союзе). И в том, и в другом случае человеку негде реализовывать духовные потребности собственной души, и тогда на помощь приходят суеверия.
Иногда может быть очень приятным узнать, что в сегодняшних проблемах виноват не сам человек, а, например, пятница тринадцатого числа. Это очень удобно — можно переложить ответственность за свою жизнь на некие внешние, формальные причины.
В стенах храма суеверия рождаются от недостаточной глубины христианства. Человек вроде бы как уже пришел в Церковь, открыл для себя существование Бога, но еще не знает, что с этим делать дальше. И вместо углубления в собственную внутреннюю духовную жизнь, начинается углубление во внешние правила и предписания.
Важно! Первое, что надо помнить, переступая порог храма — это Дом Божий, а сам Господь несоизмеримо больше любого суеверия.
Очень часто новоначальный христианин и рад бы не верить в глупости, может даже и не знать о них, но «сведущие» и очень православные прихожане обязательно его просветят. Церковные бабушки очень хорошо знают, какой рукой надо ставить свечку, какой самой «сильной» иконе помолиться, сколько служб заказать. И охотно обрушивают поток подобной информации на неокрепший ум новоначального христианина.
Как же тогда отличить церковное суеверие от каких-либо правил поведения, норм церковной жизни? Прежде всего, суеверия отличает сильная зацикленность на внешней форме. Зачастую суеверный человек даже объяснить не сможет, почему нужно ставить именно такое количество свечей или молиться именно перед этой иконой, срабатывает принцип «просто так надо».
В православии же все наполнено глубоким духовным смыслом. Каждое священнодействие в богослужении, каждое слово в молитве, даже церковная утварь — все имеет значение, которое можно объяснить с точки зрения богословия. К сожалению, большинство современных христиан очень плохо знают свою веру, поэтому не понимают сути происходящего в храме. Это непонимание и дает богатую почву для появления огромного количества церковных суеверий.
Важно! Нужно стараться как можно глубже вникать в православие, изучать веру, разбираться в особенностях богослужения.
По мере духовного роста и христианского образования человеку все больше будут открываться смыслы тех или иных действий в храме. Такого сведущего человека будет очень сложно смутить и сбить с пути пустыми формальными нормами, не имеющими никакого смысла.
Распространенные церковные суеверия и приметы
Для того чтобы было проще отличить суеверия от реальной практики церковной жизни, приведем ниже наиболее распространенные приметы. Нужно заметить, что их всех очень много, и они могут существенно отличаться в различных регионах (вплоть до противоположной трактовки). Услышав подобные «правила» в храме или от воцерковленных близких, стоит спокойно объяснить, что это суеверие, которому не нужно следовать.
Ставить свечи только правой рукой, не передавать через левое плечо
Очень распространенное поверье, которое утверждает, что постановка свечи на подсвечник «не той» рукой обязательно принесет несчастье человеку.
Свеча — это малая жертва Господу во время нашей молитвы, а также символ горячей искренней веры. Сама по себе постановка свеч не несет никакого мистического смысла. Поэтому не только неважно, какой рукой ставить свечку, но и какой она будет толщины, будет ли из чистого воска или нет, догорит до самого конца или небольшую часть потушат и т.д.
Иногда можно увидеть, что свечка становится чуть ли не главным атрибутом веры человека. Многие люди приходят на службу, ставят много свечей перед разными иконами и уходят, совершенно не поучаствовав в Литургии. Создается впечатление, что главное в храме — правильно расставить свечи. Иногда можно услышать, что существует даже правильный порядок этого действа — обходить храм надо по часовой стрелке, или же по особой схеме расположения икон. Вот это и есть та самая концентрация на внешнем действии, которая отрывает человека от внутренней духовной жизни.
Нельзя проходить через церковные ворота
Как часто можно наблюдать картину, когда после большого праздника к узкой церковной калитке стоит очередь в несколько сот метров, хотя рядом распахнуты большие въездные ворота. Но люди в них не идут, поскольку через ворота завозят или заносят в храм покойников.
Примета совершенно абсурдная — покойников заносят не только в ворота, но и в двери храма. А перед этим их выносят через двери квартиры и подъезда. Почему же тогда всеми остальными дверями человек продолжает спокойно пользоваться, а именно церковные ворота попали под исключение? Судя по всему, ответа на этот вопрос не существует.
Деление икон на «сильные» и «не сильные»
Служащие храма и церковнослужители часто слышат такой вопрос: «Какой сильной иконе помолиться, чтобы сбылось то или это?». Люди, спрашивающие такое, совершенно не понимают ни сути молитвы, ни сути православной веры в целом.
Молитва не есть заклинание, исполняющее желание. Все вот эти популярные ныне «молитвы на удачу, успех и исполнение желаний» есть не что иное, как завуалированное под христианство язычество. Не существует ни одного православного текста, чтение которого может исполнить желание.
Чудотворения по молитвам перед некоторыми иконами исходят не от самого образа, а от Господа Бога. «Сила» иконы зависит вовсе не от нее самой, а от той веры, с которым человек припадает к образу. Это подтверждает и тот факт, что после молитв у чудотворных икон исцеляются далеко не все больные.
Суеверия, связанные с погребением
Так, считается, что пока в доме покойник, нужно плотно завесить все зеркала и другие зеркальные поверхности. Дескать, иначе душа умершего «застрянет» в зеркале и будет мучиться, что не улетела на небо. Конечно же, человеческая душа после смерти никак не может остаться в зеркале или каком-либо другом физическом предмете. Она уходит к Господу, в ожидании своей вечной участи.
Однако традиция завешивать зеркала имеет и благочестивые корни. Раньше над покойным было принято неотрывно читать Псалтирь, к молитве присоединялись многие члены семьи. И для того, чтобы зеркала, мелкие предметы домашней утвари и прочие детали не отвлекали внимание от молитвы, их могли накрывать тканью. Сейчас редко какие семьи самостоятельно читают дома Псалтирь по умершему, но традиция завешивать зеркала укоренилась очень крепко.
К другим похоронным традициям относят:
- гроб ставят на две табуретки, а когда его выносят — надо быстро эти табуретки перевернуть вверх ножками, чтобы уберечь семью от еще одного покойника. Правда, кое-где встречается другая интерпретация — кто первый сел на табуретку, с которой сняли гроб, у того «умрут» все грехи;
- в гроб вместе с умершим нужно положить его личные вещи — очки, часы, палочку и т.д. Чтоб ему на «том свете» было чем пользоваться;
- поминать умершего можно только «светлыми», прозрачными напитками (водка, белое вино). если поминать темными, то покойник лишается света. Следует заметить, что православная церковь в принципе отрицательно относится к поминанию умерших алкоголем. Согласно канонам, поминание — это молитва и милостыня;
- вещи, которые как-то соприкасались с телом умершего, наделяются магическими свойствами. Вода, которой омывалось тело, веревки для фиксации ног и другие предметы входят в набор артефактов большинства магов и колдунов;
Суеверия, связанные с Таинством Крещения
Крещенный человек получает для своей души большую Божью благодать, которая сохраняется всю жизнь, если жить по-христиански. Но к сожалению, во время совершения самого Таинства, внимание крестных и родственников может быть занято не молитвой за крещаемого, а совсем иными вещами.
Так, считается, что нужно внимательно следить за шариком воска, в который закатали обрезки волос крещаемого. Если его бросили в купель и он утонул — это недобрый знак, который предвещает болезни или даже скорую смерть. Однако любому образованному человеку будет ясно — утонет или будет плавать шарик воска, зависит от законов физики. Температура воды, состав воска, размеры шарика — вот что определяет его участь в купели. Еще одним очень плохим знаком считается, если кто-либо из участников Таинства уронил крестик.
Распространено поверье, что женщине, чтобы быть счастливой, непременно нужно, чтобы ее первый крестник был только мужского рода.
Очень часто в храмах, даже от священнослужителей, можно услышать мнение, что крестным родителям одного ребенка категорически запрещено вступать в брак. Многим парам отказывали в венчании по этой причине, а особо ревностные служители церкви настаивали даже на расторжение брака, зарегистрированного в ЗАГСе.
На сегодняшний день этот вопрос регулируется документом нашей церкви «О церковном браке». В нем четко и ясно прописано, что нет канонических препятствий для брака между крестными одного ребенка, так как по сути своей, в чинопоследовании Крещения ребенку дается только один крестный (мужчина для мальчика и женщина для девочки). Брать в крестные пару — это скорее традиция, она не противоречит канонам православия. Но все же никакого духовного родства между крестным и крестной нет, поэтому им смело можно вступать в брак и венчаться.
Поверья о Причастии
Не обошли стороной человеческие выдумки и Святая Святых — Причастия. Принятие Святых Христовых Таин — это основа каждого богослужения, его самая главная часть. Припадая к Чаше, человек впускает в себя самого настоящего Живого Бога — как и было заповедано в Евангелии словами «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нем».
Как же кощунственно при этом выглядят желания человека причаститься ради поднятия гемоглобина, иммунитета или «от сглаза». Также к суевериям относится желание непременно приступить к Чаше первому — дескать, в первой ложке больше всего благодати.
Венчание и суеверия
Как и большинство других священнодействий, выдумывание суеверий не обошло и венчание. Самый распространенный страх — ни в коем случае не уронить обручальное кольцо, ведь это однозначный знак, что семья разведется. Также «опасно», если потухнет зажженная свеча — также потухнет и супружеская любовь.
Когда молодых просят ступить на венчальный рушник, начинается целое спортивное соревнование: невеста в длинном платье и туфлях на высоких каблуках торопится наступить первой на ткань. Еще бы — это ведь пророчит ей главенство в семье! Только почему-то никто в этот момент не вспоминает, что в христианской традиции главой семьи является муж, а жена — это его помощница.
Ну и, конечно же, многие идут в храм венчаться, наивно полагая, что сам факт венчания убережет их семью от ссор или развода.
Во время венчания на супругов испрошается благодать на построение крепкой христианской семьи, на рождение детей. Но ни в коем случае венчание не является оберегом или амулетом на счастье в семейной жизни. Супругам дается великая духовная помощь, но она работает только тогда, когда муж и жена сами прилагают усилия для того, чтобы их брак соответствовал христианскому учению.
Это далеко не полный перечень всех церковных поверий, примет и обычаев. Они могут отличаться не только в разных регионах, но даже на каждом отдельно взятом приходе обязательно найдутся свои приметы.
Важно! Верующему человеку надо стараться как можно глубже вникать в православие, тогда ему будет проще отделить суеверие от канонических правил.
Церковные суеверия
Среда православных христиан, хотя бы, потому что все мы люди, разная. Каждый знает что-то своё, кто-то воцерковлён давно, а кто совсем недавно. Думает, что вот я вроде и в Церкви уже, уверенность появляется. Это, как управлением автомобилем, критические годы попадания в ДТП: 1-ый и 3-ий. В 1-ый ездить ещё не умеешь, чувствуешь небольшой страх, опаску, ответственность всё-таки. Ну а на третий уже думаешь, что асс, море по колено, уверен в себе, и это влечёт последствия. Вот и в околоцерковной среде бывает, слышишь удивительные вещи, которые православный человек по определению вроде говорить не должен: «православный экстрасенс», «православная (праздничная) ворожба» и многое другое.
И тем самым суеверия мешают нам на пути Веры, Веры Истинной. Потому следует рассудить:
Суеверие — предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил.
Православие — дословно с греч. «правильное мышление», «правильное учение».
Здесь приведён список суеверий, следовать которым не нужно ни в коем случае:
В високосный год надо крёстных выбирать только из родственников.
Во время Таинства Крещения присутствующие иногда внимательно смотрят на купель, желая узнать, не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. Если воск упадет на дно, предсказывается ими краткая жизнь ребенка
(Жизнь человека зависит от Господа Бога Единого, который знает сколько тебе дней назначено жить на земле (Пс. 138:16))
Если младенец во время крещение сжимается, плачет или чихает — будет жить, если молчит и вытягивается — умрет.
(Читаем выше тоже, что и про воск.)
Подруга родила ребёнка и 40 дней не будет его никому показывать, кроме родственников и будущей крёстной: боится, что сглазят. Я бы ещё поняла, если б она боялась, что на ребёнка всякой инфекцией надышат, а она считает, что все, кроме родственников и будущей крёстной, могут сглазить.
(Инфекция для человека разумного и верующего куда более важный фактор, в связи с которым он может не пускать к ребёнку.)
Нельзя крестным (а может и не только им) в день Крестин подавать милостыню, а то судьбу (по другой версии — жизнь) крещающегося можно отдать вместе с деньгами в руки того, кому подаешь. (Милостыня – это проявление твоей любви и сочувствия к беде и проблеме нуждающегося, ближнего, сделав, выполнишь заповедь, на деле покажешь свою веру, и только приобретёшь.)
Тот крестик, который был при крещении, лучше не носить — чтобы не терять (плохая примета).
(Носите любой освящённый крестик.)
Девушке нельзя быть крестной девочек — замуж не выйдет.
(Опять, во-первых, вера крёстного, если девушка может наставить, то богоугодное дело сделает, а Бог неужели по Любви своей не сделает блага ей, в браке в том числе.)
Если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться.
(Всем нам приходится испытывать разного рода скорби, во-первых, потому что сами мы грешим, и последствия производят скорби (наказания), ведь Бог справедлив, а, во-вторых, испытывая скорби, мы должны вытерпеть их, с молитвою, с надеждою на Бога, что он Избавитель наш.)
Если на человека наведена порча, или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу.
(«Выяснить», что была наведена порча может только колдун какой-нибудь, а если человек заболел, ему плохо, не идут дела, то нужно вспомнить, каялся ли в грехах своих Богу, молился ли? Перекрещивать не нужно, просто нужно понять смысл Крещения, что происходит в этот момент.)
В образе умерщвления, представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла. (Григорий Нисский)
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4)
Человек посещает Таинства Исповеди (Покаяния) с целью магического разрешения проблем.
(Покаяние — это не просто перечисление грехов перед священником, это раскаяние в совершенном, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как некий магический акт по снятию грехов, обманывают самих себя.)
Если батюшка порвет бумажку с грехами — то грехи простятся.
(Грехи прощает Бог.)
Надо смотреть, кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет? Так можно узнать, прощены тебе твои грехи или нет, а священник «настоящий» или нет.
(Тяжело смотреть на священника, который кладёт руку на твою голову, да ещё и через епитрахиль. Грех прощается, если ты искренне сожалеешь о нём и желаешь не повторять его более.)
СУЕВЕРИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ХРАМОМ, ИКОНАМИ, БОГОСЛУЖЕНИЕМ
Кадило при необходимости может держать только вдова.
(При необходимости его может держать, кто угодно.)
Когда диакон или священник кадит народ необходимо сложить ладошки в лодочку, чтобы зачерпнуть с благовонным дымом благодати. Потом эту «благодать» растирать от лица по всему телу.
(Понимаю ещё елей растирают на соборовании, ну а тут. Дым достаточно «тяжело» растирать.)
В церковный двор можно заходить только через центральные ворота, и ни в коем случае не через заднюю калитку с другой стороны храма.
(Самое важное чтобы ты заходил.)
Некоторые считают, что если постоять под куполом храма, то можно «зарядиться» энергией.
(А что делать, если купола нет? Есть ведь приходы, у которых и особо храмов нет, куполов. А вообще храм место общения с Богом, место молитвы.)
Если изображён череп в основании креста, то ребенок, которому надели такой крест, будет всю жизнь несчастен. Если черепа нет – будет счастлив.
(Частый вопрос, не только для детей. Череп и кости в основании православного креста – это нормальное явление, ведь Господь смертью победил смерть, и это торжество Его победы над смертью. Также по Преданию, место, где был поставлен крест находилось на древнем месте захоронении Адама.)
На «Херувимской» некоторые стоят, плотно прижав ноги друг к другу, «чтобы бес не прошел».
(Сам о таком не слышал, но охотно верю, что и такая глупость есть.)
На ектенье об оглашаемых после слов «оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» главу обязательно преклонить.
(Но это, скорее, не суеверие, а просто безграмотность, ведь чаще всего воцерковлённые люди –это уже верные, а не оглашенные.)
Церкви при кладбищах нехороши — из-за того что там постоянно отпевают, в них плохая энергетика.
(Любая церковь, храм есть место, где обитает сам Бог, место освящённое и отделённое для Господа.)
Неправильное почитание икон.
(Какая икона лучше: Казанская или Владимирская?)
Видео (кликните для воспроизведения). |
О силе икон. Говорят: «Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме». Или: «Эта икона сжигает отрицательную энергию». «Надо обязательно повесить над входом «Семистрельную», она защищает». «Нерушимая стена оберегает дом от воров». «Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало».
Каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона. «Я Козерог, значит, какая икона моя?»
(Православный христианин не пользуется гороскопом, почему-то так навязываемым нам через СМИ, потому что у него нас Всемогущий Бог, Который отдал ему всё, включая Жизнь. И отлично сказано в Библии, что мы умираем для стихий мира (Кол. 2:20), т.е. мы не управляемся никаким огненным или воздушным и т.д. знаками, можно сказать, что я родился в момент, когда было созвездие Рака, но это не значит, что я стал Раком или Козерогом. Каждый из нас Образ Божий.)
В народе существуют поверья о «намоленных» иконах, местах или предметах. Так называемые «намоленные» предметы обладают мистической силой сами по себе.
Авторы подобных утверждений забывают о том, что, например, не все люди исцеляются прикладываясь к чудотворным иконам.
Молитва «Отче наш», и Крестное Знамение обладают, как и колокольный звон – бактерицидными свойствами
(Как реклама мыла Safeguard, прости Господи.)
Темнеет нательный крест — к несчастью.
(Всякое суеверие становится центром внимания для человека, и порождает часто страх, и замешательство. Бояться же нам надо одного Бога и ничего, и никого больше. И выходит, что на место Творца Вселенной мы ставим какой-то крестик, думаю, что он управляет какими-то обстоятельствами. Бог — Творец всех обстоятельств.)
Убедительная просьба не повторять этого в храмах!
Изложенное выше — плод человеческого незнания, безграмотности в церковной жизни, лености в её изучении.
10 изречений афонских святых и старцев о суевериях
Содержимое
1. «Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом. Все события являются результатом случайного стечения обстоятельств… Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например: чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. Но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. Если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, управляет Бог».
(Преподобный Паисий Святогорец)
2. «Лукавый водит людей за нос. Он стремится заставить человека боятся собственной тени, чтобы он перестал чувствоваться себя свободным. Вместо того, чтобы пойти в церковь, он начинает метаться по колдунам, экстрасенсам, гадалкам и медиумам, тем самым губя свою душу».
(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского)
3. «Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
4. «Многие животные оказываются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая астрономию и не исследуя движение звезд, по своей природе от рождения способны предвидеть будущее …».
(Преподобный Никодим Святогорец)
5. «Сатана делает людей посмешищем. Зачем нам зависеть от каких-то смехотворных «примет»? Мы должны оставаться такими как нас сотворил Бог – свободными. Господь наш Иисус Христос освободил нас от тирании диавола и смерти. Когда мы наконец это поймём?».
(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского)
6. «Труднее отречься от страстных представлений, желаний и «предрассудков», как называют отцы действенные грехи, которые существуют как привычки и воспоминания в разумной части нашего существа, а главным образом, в самом нашем сердце».
(Старец Иосиф Ватопедский)
7. «Итак, ум — это эконом души, который приносит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хорошее, что ему нужно, он переносит это в сердце. Сначала он очищается от всех предрассудков, в плену которых находился в миру».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
8. «…чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение — вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца».
(Преподобный Паисий Святогорец)
9. «Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, образованные и учёные мужи) имеют такие фобии и психологические зависимости».
(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского о суевериях)
10. Афонский Патерик описывает случай с одним монахом, который нашел гадательную книгу и, из любопытства разбирая тайны гадания, увлекся ими. И вот, перед ним встал черный человек исполинского роста и сказал: “Ты меня призвал – вот я. Что тебе угодно, я все исполню, только поклонись мне”. “Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому служу”, – ответил монах. -“Зачем же призвал меня, узнавая мои тайны?”. С этими словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришел к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери, святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и прославил Бога».
7 «церковных» суеверий
Говорят, что если подобрать потерянный кем-то крестик, то тем самым ты возьмешь на себя крест этого человека — все его беды, проблемы, печали.
На самом деле, конечно же, это нелепое суеверие. Крест каждого человека — его беды, печали и проблемы — это последствия его же грехов и страстей. Амвросий Оптинский говорил: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». Поэтому было бы наивно полагать, будто от этого груза можно избавиться, потеряв нательный крестик. Тем не менее существует вполне реальный способ оказаться «наследником» такого наказания за чужие грехи. Правда, для этого совсем не нужно находить потерянный кем-то крестик. Преподобный Марк Подвижник пишет об этом так: «…Лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого. Так же клевещущий — искушения оклеветанного им, лихоимствующий — лихоимствуемого, утомляющий — утомляемого им, оговаривающий — оговариваемого, презирающий — презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им».
Говорят, что, если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет.
На самом деле, тот, кто верит в подобные вещи, попросту не понимает, что такое Церковь, полагает, будто через ее Таинства можно манипулировать людьми. Это типичный пример магического мышления: «я сделаю некое ритуальное действие и получу власть над человеком». Но Церковь — дом Божий. И если кто-то, придя в этот дом, словно вор, пытается творить в нем подобные магические беззакония, то навредить этим он может только себе самому и никому больше. Занимаясь магией, человек обращается к бесам, вступает с ними в контакт, делает себя сопричастным злым духам. А занимаясь магией в Церкви, по сути — лжет Богу, пытается Его обмануть, отказывается от Него. И тем самым лишает себя единственной возможности избавиться от воздействия демонов, которые получают над ним полную власть. Поэтому в смертельной опасности оказываются вовсе не люди, которых такие колдуны «помянули за упокой», а сами эти несчастные манипуляторы.Говорят, что, когда церковная свеча коптит и гаснет в руках — это дурной знак.
На самом деле это всего лишь знак того, что свеча была сделана с нарушением технологии и является бракованной. Видеть в подобных приметах некие «знаки» — настоящее язычество, прокравшееся в Церковь и своими нелепыми «страшилками» отнимающее у людей радость Богообщения.Иоанн Златоуст писал об этом так: «Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, — говорят, — первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам. и тысячи других у них достойных смеха суеверий. Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников. Но не будем мы такими, напротив, осмеявши все такие суеверия, — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога».
Говорят, что если встретить на улице священника или монаха, с тобой обязательно случится несчастье.
На самом деле несчастьем для человека с полным основанием можно считать суетную веру в подобные глупости и отсутствие у него истиной веры в Бога. Ведь только неверующий человек может пугаться случайной встречи со служителем Божьим. А лучшим доказательством нелепости подобных примет может послужить обычная жизнь христиан, регулярно посещающих богослужения.Однако ничего подобного не происходит, верующие люди с радостью подходят к священникам под благословение, приносят своих детей на литургию, чтобы те причастили их. И ничего плохого ни с кем от этого не происходит. С человеком же, который не верит в Бога и при этом шарахается на улице от монахов и батюшек, действительно могут случиться всяческие неприятности. Но вовсе не потому, что они встретили священника, а потому, что жизнь их проходит вопреки Божьему замыслу о них.
Говорят, что если человеку в храме стало плохо, значит, он – большой грешник, и поэтому Бог его отвергает.
На самом деле в данном случае грешником себя следует считать тому, кто так бездумно взялся судить другого человека, вместо того чтобы помочь ему в тяжелую минуту.Человеку может стать плохо в храме по самым разным причинам — от повышенного давления, от обострения хронической болезни, а иногда — просто от духоты.
Церковь никогда не связывала такое временное недомогание человека в храме с его греховностью.
Говорят, что когда дóма падает икона, значит, в семье скоро кто-то умрет.
На самом деле икона падает, когда она плохо закреплена на стене или поставлена на полочке. Полагать же, будто упавшая икона является знаком скорой смерти кого-либо из членов семьи — грубое суеверие, извращающее сам смысл иконопочитания. Честь, воздаваемая нами художественному образу святых, переходит и на их духовный первообраз — на самих святых, на Божию Матерь, на Господа Иисуса Христа. Мы любим их и украшаем жилища их иконами, чтобы всегда иметь перед глазами изображения наших любимых и иметь возможность молиться перед ними. Но когда люди начинают рассматривать упавшую икону как некий таинственный знак скорой смерти, это означает, что отношение к иконе у них какое угодно, только не христианское.Потому что при таком взгляде икона по сути ставится в один ряд с идолом, магическим предметом, черной кошкой, перебежавшей улицу, женщиной с пустыми ведрами и еще множеством суеверных примет, которыми далекие от христианства люди привыкли пугать самих себя и друг друга. Христианин же, увидев, что у него в доме упала икона, просто подберет ее, бережно поставит на место, закрепив так, чтобы больше она не падала. И обратится к изображенному на иконе святому с краткой молитвой, в которой попросит у него прощения за то, что неаккуратно поставил или повесил его образ.
Говорят, что иконка или четки в автомобиле — оберег от аварии.
Самый лучший «оберег» от аварии — безукоризненное соблюдение правил дорожного движения в сочетании с уважительным отношением к другим водителям. Что же касается иконы, то специально для водителей Церковью была составлена молитва, по которой можно понять, о чем просит Бога верующий человек перед такой автомобильной иконой:«Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех хранящий Своею милостью и человеколюбием, смиренно молю Тебя, заступничеством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти меня, грешного, и вверенных мне людей и помоги невредимых доставлять каждого по его потребе. Боже Милостивый!
Избави меня от злого духа лихачества, нечистой силы пьянства, вызывающих несчастья и внезапную смерть без покаяния. Сподоби меня, Господи, с чистой совестью дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей, и да прославится имя Твое Святое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
10 околоцерковных суеверий, которым не стоит верить
Если чёрная кошка перебегает вам дорогу — это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим […]
Если чёрная кошка перебегает вам дорогу — это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим путём или как-нибудь напугать бедное животное. Вот какую силу над многими из нас имеют суеверия… К несчастью, для некоторых приходящих в Церковь различного рода пустые предрассудки также имеют огромное значение.
Всевозможные приметы и суеверия очень, нет, даже ОЧЕНЬ вредны… Зачастую они заслоняют от находящихся в Церкви самое главное — Господа нашего Иисуса Христа, а также пугают столкнувшихся с ними новоначальных христиан.
Бояться этих народных мифов не стоит, как и поддерживать или распространять их. Помните, что если вас смутило какое-либо высказывание находящегося в храме человека, или даже церковнослужителя, вы всегда можете подойти к священнику и справиться у него, насколько это соответствует церковной практике.
А чтобы вы, придя в храм Божий не испугались и легче смогли отличить правильную церковную традицию от выдумок, мы подобрали для вас ряд примеров, с которыми довелось столкнуться нашим знакомым:
Это не так. Особое здоровье или исцеление через Таинство Крещения дети получить могут – но только не от самих вод купели, а от Бога, через посредство благодати в виде милости и ответа на ваши молитвы.
Крещение не даёт малышу какой-то особой духовной защиты, не гарантирует его от совершения грехов и ошибок. Оно лишь констатирует, что по вере родителей их чадо становится новым членом Церкви Христовой, призывает на ребёнка благословение Божие. А защиту и достойное воспитание должны давать малышу его родители.
Падение иконы в доме — к смерти кого-то из близких
На самом деле, падение иконы — к созданию более надёжного крепления. Если икона упала, значит вы плохо позаботились о том, чтобы надёжно установить или повесить её и следует не откладывая исправить ситуацию.
Икона в доме необходима для молитвы. В своём жилище мы размещаем образы святых, наиболее близких нашему сердцу, к которым мы чаще всего обращаемся с нашими скорбями или с благодарностью за помощь. Икона является священным предметом, но скорее «окном» в мир общения с Богом, а не каким-то «духовным компасом».
При этом икона может упасть, треснуть, выцвести, облупиться и т.п. но это не означает ничего плохого. Такое происходит с разными предметами находящимися в доме, священными и не священными и зависит от материала, из которого они изготовлены, условий хранения и других, довольно обыденных факторов.
Беременную в храме могут сглазить и в ребёнка вселится бес
Говорящие подобное просто невообразимо погрешают против здравого смысла! Если бы в ребёнка в материнской утробе в церкви вселился ангел, это ещё куда ни шло. Хотя это тоже суеверие, но хотя бы было логично — в освящённом месте вселился добрый ангел… Но бес — это за гранью понимания!
Ещё царь и пророк Давид в своей Псалтири восклицал: «Господь щит мой и спасение моё — кого мне бояться?» Для верующего человека не страшны никакие сглаз и порча. Страшной и ужасной для него должна быть потеря духовной связи с Богом, совершение греха, отделяющего его от Небесного Отца. А чьи-то косые взгляды не должны его особенно заботить, мало ли какое у человека настроение…
Так что верующая мамочка не должна бояться посещать храм Божий в период беременности. Наоборот, ей стоит стремиться к тому, чтобы напитываться лучшими впечатлениями, и передавать ребёнку положительные эмоции от молитвы или размышлений над услышанным Евангелием.
Если человеку стало плохо в храме — это потому, что он грешник, если младенец кричит перед Святой Чашей — он станет грешником в будущем
Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться. И если бы в нём каждому грешнику становилось бы плохо — все мы устилали бы собой его пол.
Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.
Если вы увидели, что кому-то в храме стало плохо, проявите христианское участие и помогите ближнему — усадите или уложите на лавку, вызовите скорую.
Если за живого человека подать записку «Об упокоении», заказать отпевание или поставить свечу на канун, то он умрёт
Подобное понимание церковных таинств или треб — чистой воды магизм (то же относится к «сглазу» или «порче»). Мы совершили некое ритуальное действие и заставили, буквально принудили Христа выполнить нашу волю, забывая о том, что Его воля превыше нашей.
Господь сам решает, чем воздать тому или иному человеку за его поступки. Довольно часто случается так, что суд Спасителя отличается от нашего как минимум потому, что Ему известно больше фактов чем нам, а также потому, что Он милует нас, если мы раскаиваемся после наших падений.
Смысл же поминовения усопших заключается в том, чтобы просто помолиться Господу за тех наших близких, которые умерли для нас, но по-прежнему жив для Него, ведь Он над пространством и временем и у Него все мы навечно обрели право на существование. Если вас случайно или намеренно записали в записку о упокоении — не паникуйте. Господь сам помянет вас в том чине, к которому вы принадлежите.
Если христианин умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Если же верующий умирает в храме — чин его погребения вообще никаким образом не отличается от общепринятого.
Участь человека в вечности зависит от состояния его души на момент кончины, близости человека к Богу, искренности раскаяния в совершённых прегрешениях, а вовсе не от календарной даты или места окончания его земной жизни. Жизнь вечную наследуют те, кто уподобляется Богу в добродетелях и обращается к Нему в молитвах.
Если поставленная вами свеча потухла или чадит — это к несчастью
На самом деле здесь стоит задуматься над тем, из какого материала изготовлена свеча и хороший ли у неё фитиль и в следующий раз постараться купить более качественные свечи.
Церковная свеча — это символ нашей молитвы перед Богом за себя и за своих близких. В конце концов можно обойтись и без этого символа — помолиться за дорогих сердцу людей своими словами и подать записку с их именами для поминовения священником на литургии.
Не верьте во всевозможные «знаки». Основным знаком, который Господь подал нам давным-давно является Священное Писание. Старайтесь больше слушать в храме и самостоятельно читать дома Святое Евангелие, сообразуйте с ним ваши действия и тогда получите действительную духовную пользу.
Если в святое место, например на могилку святого или возле известного храма, монастыря или источника поместить записочку с желанием — оно исполнится
Также некоторые загадывают желание, ставя свечу в храме. Всё это — такой же магизм, как и подача записок «Об упокоении» за живого человека. А если наше желание повредит другому человеку? Если оно не принесёт пользы нам самим? Господу виднее, стоит ли исполнять наше желание вообще.
Но допустим, что мы просим у Бога что-то очень доброе, светлое и чистое, что-то такое, что невозможно использовать плохо. Спасения души, например. Зачем оставлять для этого какие-то записочки и возлагать свои надежды на эти клочки бумаги, если можно возложить свою надежду на Самого Бога, обратить к Нему свои молитвы и тем гораздо более надёжно испросить Его благословения на то, что нам нужно.
Подобрал потерянный крестик — взял на себя «крест» или грехи человека
Что такое нательный крестик и зачем он нужен христианину? Для особой защиты от демонов? Нет, ведь он ничем не поможет верующему, совершающему преступления. Крест необходим нам для напоминания нам самим о том, что мы христиане. Он помогает нам ощущать свою причастность к Церкви, чаще обращаться мыслями к Богу.
Если вы нашли чужой нательный крестик — значит его просто кто-то потерял… Человек вероятно купит себе новый, а найденный вы можете отнести в храм и отдать в церковную лавку или отмыть его и подарить человеку, у которого своего крестика нет.
Что же до грехов человека — они личный волевой выбор каждого и остаются со своим носителем до тех пор, пока он не принесёт Господу искреннее покаяние. Их невозможно кому-либо «передать» или у кого-то «забрать», как и нельзя покаяться за другого человека.
Икона или крестик в машине защитит от аварии, в кошельке — от кражи денег, в доме — от пожара
Если вы не молитесь помещённым в кошелёк образам, а только носите их с собой, то это обыкновенная суетная вера в обереги и талисманы. В таком случае можете положить туда же подковку или кроличью лапку — эффект будет одинаков. В случае, если вы не предпринимаете более никаких усилий для сохранности своего имущества, долго и в хорошем состоянии оно у вас не останется.
Если христианин помещает икону в дом, машину или бумажник — то делает это с той же целью, с какой носит нательный крестик. Чаще видя рядом христианские образы и символы, он чаще обращается с молитвой к Богу. А уже Господь охраняет и защищает доверившегося ему человека от бед и напастей.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При этом не стоит искушать Господа — нужно и самим проявлять разумную осторожность: в доме устанавливать хорошие двери и замки, кошелёк носить поближе к телу, а машину водить осторожно и аккуратно.
Приветствую вас на своем портале. Меня зовут Ольга и я более 7 лет увлекаюсь эзотерикой, предсказаниями и приметами. Думаю, что являюсь специалистом в этом направлении и хочу помочь все разобраться в данной науке.
Все материалы для ресурса были собраны и тщательно переработаны, чтобы представить в лучшем и доступном виде всю информацию. Но чтобы применить все, описанное на здесь — всегда необходима консультация со специалистами.