Содержание
7 суровых морских примет
О бесстрашных моряках, которых не пугают не штиль, ни штормы, знают все. Но не все догадываются, что даже эти суровые парни, ходящие в море не смотря на метровые волны, тоже верят в приметы и многие очень суеверны. Сегодня мы хотим рассказать вам о семи самых популярных приметах и суевериях на море.
1) Никола Морской
У моряков, как и у многих верующих есть свой святой, которому они молиться за успех плавания — Никола Морской. Морская братия считает, что все остальные святые смогут помочь только с разрешения Бога, а Никола Морской разрешения не спрашивает и помогает. А в странствиях по морям иногда бывает дорога каждая секунда, поэтому моряки предпочитают просить о помощи Николу Морского.
2) Бутылка шампанского
Давным давно викинги для того, что бы их плавание было удачным окропляли свои корабли кровью пленников. Примета эта сохранилась и после исчезновения викингов, православные моряки заменили кровь на красное вино, в память о Тайной вечерне, на которой Христос подавая вино своим апостолам сказал: «Пейте вино это кровь моя». После Французской революции многие моряки даже стали атеистами, но веру в примету все же сохранили, правда заменили бутылку вина на шампанское.
3) Последний раз
Никогда не стоит спрашивать у моряка, когда он последний раз был в море. Лучше заменить слово «последний» на «крайний». Иначе можете нарваться на недовольство морского волка. И, да: моряки не плавают в море, они — ходят.
4) Купание на экваторе
У моряков есть традиция, согласно которой человек впервые пересекающий экватор должен обязательно искупаться. Кроме этой традиции существует еще приметы запрещающие при пересечении экватора бриться, садиться на кнехты и плеваться за борт.
5) Свист на корабле
У русских моряков была пословица: «Не посвистишь, ветра не будет». Но просто так свистеть на судне нельзя (так как это приведет к бедам). Для призывания ветра у боцмана или у капитана был специальный свисток, который использовали только в крайних случаях. Высвистывали ветер мелодичным свистом, повернувшись в ту сторону, откуда ветер ждали. Количеством свиста определялась продолжительность ветра и его сила.
6) Татуировка настоящего моряка
Почти каждый настоящий моряк имеет татуировку, а некоторые несколько. Считается, что тату не только приносит удачу, но и «обратный билет» домой. Одно из популярных татуировок у моряков — звезда между большим и указательным пальцами рук. Так же были популярны татуировки на религиозные темы и портреты любимых девушек, которые ждали моряков на берегу. В давние времена некоторые наиболее умные моряки делали на спине татуировку с распятием, полагая, что в случае наказания боцман не будет их бить по спине «двенадцатихвостовой» кошкой.
7) Серьга в ухе у моряка
Хоть и носить серьгу в ухе это английская традиция, но русские моряки плавали на разных судах, разных стран и переняли эту привычку. Тогда считалось, что моряк может надеть серьгу только после того, как обогнул Мыс Горн (там почти всегда были штормы). После этого моряки имели право в портовых кабаках на бесплатную кружку алкоголя, а некоторых местах им даже разрешали класть ноги на стол.
Кроме этих суеверий на море еще много других. Например, моряки не любят наниматься на корабли, которые сменили свое имя, так как неудачи будут преследовать эти корабли. Так же не желательно выходить в море в пятницу или проходить по месту, где было кораблекрушение (духи утонувшего корабля могут напасть). Нельзя ступать на палубу левой ногой, а число залпов в салюте на корабле всегда нечетное.
Море суеверия
Если задаться целью и поискать информацию обо всех тех приметах, что в ходу у моряков – можно поразиться тому, насколько представители этой профессии суеверны. Чайки, швабры за бортом, подковы, свист – это лишь малая толика деталей, по которым моряки судили о будущем. Но какие из этих примет дожили до 21-го века?
Корни большинства суеверий уходят в далекое прошлое. Скажем, в глубокой древности индонезийцы верили в то, что буря – существо женского пола, и чтобы избежать опасности стремились всячески эту злую женщину смутить. Главная их фишка была – раздеться догола, по мнению этих суеверных людей, буря смутится наготой незнакомых мужчин и уйдет в закат.
Смысл подобных верований довольно прост: в те стародавние времена природа представлялась людям огромной опасностью, а уж морякам на небольших судах справиться с ней часто было не под силу. Море хранило в себе множество тайн и загадок, стихия пугала, а суеверия были своеобразной психологической защитой. Моряков тех далеких времен можно понять, но трудно представить, что современные мужчины, работающие на огромных контейнеровозах, внезапно начнут что-нибудь такое творить.
Во что верить в 21-м веке?
Современная оснащенность судов и уровень безопасности таковы, что приметам почти не осталось места. Свист или бултыханье швабры за бортом как способ призвать попутный ветер либо отсрочить появление бури перестали быть актуальным, есть же суперсовременные системы навигации и постоянная связь с берегом. Ну кто в здравом уме поверит, что появление женщины на судне пророчит беду, когда на торговом флоте довольно распространены такие профессии как прачка или официантка. Хотя стоит отметить, что именно это суеверие имеет под собой почву: во многих крюингах (в том числе калининградских) не берут на работу женщин младше 35-40 лет, дабы на борту не возникло проблем – драки из-за женщины мало способствуют производительной работе. Но это скорее исключение из правил.
Вопрос о том, верят ли они в приметы и какие особенные манипуляции для привлечения удачи у них в ходу, мы задали нескольким морякам. Например, электромеханик Максим долго пытался вспомнить хоть какую-нибудь примету, в которую сегодня верят моряки – но так и не смог. Матрос Дмитрий с полной уверенностью сказал, что сейчас вообще никто почти ни во что не верит, а большинство суеверий остались только в старых книжках о моряках и не более. Татуировки, служившие когда-то способом задобрить богов, и те стали лишь украшением, которым хвастаются брутальные мужчины, и только. Современный мир с его обилием знаний успокоил нервы моряков, благодаря чему необходимость в приметах отпала. Теперь мы верим в интернет и электрогенераторы, а не в то, что по понедельникам в море выходить не стоит.
Море полностью безопасно?
Между тем, работа моряка по-прежнему считается одной из опаснейших профессий. Как бы мы ни окружали себя современной техникой, стихия все равно остается стихией, и в шторм противостоять ей сложно. Моряки об этом знают не понаслышке, но тем не менее, всячески отнекиваются от примет. О чем это говорит? Мужчины стали жестче и суровее или просто стесняются подобных слабостей?
Матрос Володя уверенно заявляет, что в приметы не верит, но при этом в каждый рейс берет икону Святого Николая – а ведь это одно из старейших морских верований. Этот святой издавна считается покровителем моряков. Или, скажем, отрицающий все суеверия Максим перед тем, как уйти в рейс, обязательно вместе с женой и дочерью «присаживается на дорожку». То ли сей факт вылетел у него из головы, то ли это весьма распространенное даже в наш век информации суеверие так прочно укоренилось, что и внимания на него уже никто не обращает. Когда-то наши прадеды верили в то, что, когда человек присаживается перед дальней дорогой, он дает домовому шанс напомнить ему, что он забыл взять с собой или запамятовал сделать перед уходом. А пожелание «семи футов под килем» свой первоначальный смысл уже давно потеряло, но, все равно, нередко можно услышать и эту фразу.
А традиция постучать по дереву? Даже самые суровые моряки нет-нет, да и постукивают, чтоб не сглазить. Не все, конечно, но многие. Мы порой не замечаем за собой подобных суеверий, но это не значит, что их вовсе нет. Если раньше верили в то, что какие-то трюки или обращения к морским богам помогут избежать опасности, то теперь верят в обратное – чем больше мы игнорируем приметы, тем меньше вероятность, что что-то плохое произойдет. Даже думать о таком не стоит и точка – та же психологическая защита. В сущности, полностью отказаться от суеверий мы так и не смогли, ведь море по-прежнему скрывает в себе множество тайн и загадок.
Но самым главным и действенным, все же, остается профессионализм и уверенность в своих силах и знаниях, без которых никакие, даже самые «хорошие» приметы, не будут иметь значения. Ну, и, конечно, командный дух, который помогает справляться со всеми трудностями, возникающими в процессе работы.
Материал подготовила: Алена Мирошниченко
На главном фото: легендарный Летучий Голландец
Морские суеверия
Моряки как профессиональная каста
Многое в моряках непонятно постоянно живущему на суше, и особенно —его легкомысленное отношение к тяжелым трудом зарабатываемым деньгам, далеко не большим; его поведение на берегу и многое-многое другое.
Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.
Вот только несколько из них.
Морские приметы и суеверия
Как известно, у русских моряков самым почитаемым святым считается святой Никола Морской. А знаете, почему? Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «Божья милость дарована вперед», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.
Всем известно, что нехорошо показывать пальцем. В море это просто недопустимо. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо — это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.
Особенно уважаемое животное на море – это кит. Существует поверье, что кит приносит счастье. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, тоже сулило грядущие неприятности.
Почитаемым предметом на корабле считалась швабра. Во время штиля, чтобы вызвать ветер необходимо побултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневать богов и не спугнуть ветер. Нечаянное падение швабры за борт – это плохая примета.
Еще считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.
Подкова – тоже важный морской атрибут. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то Удача обязательно поможет вашему кораблю. На мачте флагманского фрегата знаменитого адмирала Нельсона тоже была прибита подкова. Кстати, вешают подковы разными способами. Русские – обычно концами вниз.
Серьга тоже появилась у моряков не случайно. Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.
Еще один древний морской обычая – татуировки. С помощью татуировок моряки пытались снискать расположение морских богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (это символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространена была татуировка — изображение звезды между указательным и большим пальцами рук, и, конечно, религиозные символы. Это позволяло, во-первых, получить покровительство богов, а во-вторых, в случае гибели моряка по татуировке можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.
Почти на всех морях строго соблюдают табу: свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти. Свист раздражает и гневит морских богов.
Чтобы вызвать попутный ветер, моряки заговаривали имена всех ветров, делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.
Как прогнать противный ветер, который вам не по пути или просто холодный и сырой? Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней. это раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно свернет в сторону.
Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда. Большинство моряков не любит выходить в море в пятницу, а также проходить по месту, на котором произошло кораблекрушение, из опасения, что на них нападут духи погибших.
Моряки стараются не ступать на палубу левой ногой. Любопытно отметить, что даже в ВМФ отдают дань древним традициям, ибо число залпов в салюте всегда нечетное.
Морские приметы
Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн.В средневековье моряки верили, что серьга в ухе не дает человеку утонуть.Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны, с которой необходим ветер.
В древние времена китайцы, чтобы уберечь себя в шторм, придумали делать из бумаги кораблики и пускать их по бушующим волнам. Они надеялись, что злые духи моря набросятся на игрушки, а настоящие джонки уйдут от опасности. Их соседи японцы в таких случаях приносили в жертву буре заранее припасенную рыжую кошку. Моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосы – стакан пресной воды.
Не следует показывать пальцем на небо – это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.
Нельзя свистеть в море, от этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти. Свист раздражает и гневит морских богов.
Во время штиля, чтобы вызвать ветер, необходимо побултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневить богов и не спугнуть ветер. Нечаянное падение швабры за борт – это плохая примета.
Еще один древний морской обычай – татуировки. С помощью татуировок моряки пытались снискать расположение морских богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (это символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространена была татуировка – изображение звезды между указательным и большим пальцами рук, и, конечно, религиозные символы.
Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то “госпожа Удача” обязательно поможет вашему судну.
Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней… раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная “ветреная дама” обязательно сворачивала в сторону.
Суеверия и приметы на море — морские приметы на флоте
В таких областях, как морской флот, который, возможно, почти столь же стар, как и само человечество. Вполне естественно, что во времена, когда происходили необъяснимые события, суеверия играли главную роль в объяснении причин их возникновения. Если подумать об этом, то, когда вы находитесь вдали от цивилизации и инклюзивного повседневного общества, порождается система поддержки, способная удовлетворить самые обыденные мысли. Это спорная тема относительно того, существует ли сверхъестественное или нет, но большинство согласится с тем фактом, что существует постоянное присутствие высшей силы, космической или какой угодно, кто бы и как это ни называл. Но насколько всё это правдоподобно?
13 суеверий и примет на море и флоте
Видео (кликните для воспроизведения). |
1. Женщина на борту — к неудаче. Несмотря на вековую связь моряков с женщинами, это суеверие было главенствующим для мореплавания в течение очень долгого времени. Легенда гласит, что присутствие женщины на борту означает отвлечение и ревность среди моряков. Это отвлекает их от работы и, как следствие, может разозлиться море! Даже в популярной литературе мы читали и слышали о русалках, которые своей красотой завлекают уязвимых моряков в темные уголки океана и в конечном итоге пожирают их или затягивают на дно.
Достаточно забавно, что голые женщины на борту были полностью желанными. Они являлись успокаивающим элементом для моря, именно поэтому на старых кораблях можно увидеть фигуры голых женщин изваяния которых были изображены на носу кораблей. Их обнаженная грудь «приводила штормовые моря в покое», а их открытые глаза приводили моряков в безопасное место. В связи с этим суеверием, если моряки и брали на борт женщину, она как правило, была на палубе. Отсюда и появился термин «сын ружья», так как если моряк не слишком боялся иметь женщину, это было на палубе с оружием, там же было и место для родов. Рождение мальчика на борту было признаком удачи.
2. Церемониальный спуск на воду и присвоение названий. Наименование судов — это церемония, которая происходит после того, как судно было построено, прошло необходимые морские испытания и готово к отплытию. Традиция крестить корабль для удачи и безопасных путешествий восходит к давним временам. Исторические свидетельства показывают, что вавилоняне праздновали спуск корабля еще в 3-м тысячелетии до нашей эры. Говорят, что они практиковали жертвоприношение быка для этой цели! Египтяне, греки и римляне призывали своих богов защитить свои корабли и экипаж. Греки верили в Посейдона, а римляне призывали к себе Нептуна. В 8-м и 11-м веке нашей эры, викинги продолжили традицию, проливая кровь как жертву для умиротворения богов.
3. Неудачные дни для выхода в море. В прошлом пятница считалась неудачным днем ??для открытия морского предприятия и означала, что путешествие будет в конечном итоге неудачным. Говорят, что эта вера возникла из того факта, что Христос был распят в пятницу, и поэтому судно, начинающее путь в этот же день, было бы плохим предзнаменованием. Представьте себе применение этого суеверия к современной навигации! Бизнес будет затруднен, и судовладельцы будут ошеломлены перспективой остановки судна только потому, что это пятница!
Четверг — плохой день для мореплавания, потому что это день Тора, бога громов и штормов. Первый понедельник апреля — день, когда Каин убил Авеля. Второй понедельник августа — день, когда были разрушены королевства Содом и Гоморра. Все они считались неудачными днями. 31 декабря (день, в который повесился Иуда Искариот).
4. Свист на борту: часто от моряков можно услышать, что если свистеть на борту это может привести к шторму. Считалось, что свист на корабле приводит к «свистящему ветру»! Кроме того, существовало поверье, что хлопки по кораблю могут спровоцировать появление грома, молнии и естественно сопутствующей непогоды.
5. Призрак на корабле и корабли призраки. Каждый моряк также слышал истории о кораблях призраках и паранормальных явлениях, преследующих корабли, особенно после того, как на борту произошло несчастливое событие. Многие считают, что духи тех, кто погиб на кораблях, остаются там надолго. Многие даже рассказывают о своем необычном опыте с призраками и о том, почему они боятся попасть в ту или иную область на корабле. Если на борту произошел ряд несчастных случаев или несчастных случаев, говорят, что судно проклято, и в этом виноваты духи, преследующие судно.
6. На борт нельзя брать бананы. Помимо их кожуры, приводящей к тому, что многие комики спотыкаются и падают, долгое время считалось, что бананы приносят неудачу, особенно на кораблях. В разгар торговой империи между Испанией и Карибским морем в 1700-х годах большинство случаев исчезнувших кораблей в тот момент везли груз бананов и так и не добрались до пунктов назначения. Другое объяснение состоит в том, что бананы, перевозимые на борту судов, быстро ферментируются и выделяют токсичные газы, которые убивают моряков на борту. Стечение обстоятельств? Может быть.
Другая теория предполагает, что из-за того, что бананы так быстро портятся, перевозчикам приходилось гораздо быстрее добираться до места назначения совершая ошибки а рыбаки, таким образом, ничего не ловил, пока на борту были бананы. Еще одна теория гласит, что особый вид ядовитых пауков прятался в гроздьях бананов, и многие члены экипажа погибли от их укусов, подкрепляя суеверие, что бананы на борту судов были плохим предзнаменованием.
7. Запрещенные слова. В море следует строго избегать некоторых слов, чтобы обеспечить безопасное возвращение корабля и экипажа. К ним относятся очевидные, такие как «утопленник» и «прощай». Другая странная теория заключалась в том, что людям на борту не разрешалось произносить слово «удача». Если кто-то говорит вам «удачи», это обязательно приведет к неудаче. Единственный способ отменить проклятие — это взять кровь, поэтому обычно подходил хороший удар в нос. Также считалось к неудаче отправляться в начале промыслового сезона, предварительно не пролив немного крови в драке или несчастном случае.
8. Красное небо ночью. «Красное небо ночью, восторг моряка, красное небо утром, моряк предупреждён», гласит старинная английская пословица в переводе на русский язык. Красный закат указывает на прекрасный день, а красный рассвет — на дождь и плохую погоду.
10. Пиратский взгляд на суеверия. Мочка уха с серёжкой у матроса означала, что он плавал вокруг света или пересек экватор. Суеверные моряки носили золотые серьги-обручи, потому что считали, что это приносит удачу. Некоторые полагали, что золото обладало магическими целительными свойствами или служило защитным талисманом, который не давал бы утонуть владельцу.
Татуировки тоже считались удачливыми. Петух и свинья часто татуировались на ногах моряков. Считалось, что эти животные будут препятствовать утоплению моряков, показывая им путь к берегу. Ещё моряки наносили татуировки в виде морских звёзд на свои тела, поскольку Полярная звезда давала сигнал о том, что они скоро смогут приблизиться к дому.
11. Не менять название лодки. Изменение названия лодки означало встретить неудачу. Лодки развивают собственную жизнь и даже имеют разум, после того как их называют и крестят. Если переименовывали лодку то обязательно должны были провести церемонию отмены прежних имен.
12. Оплатить свои долги. Моряки, которые не заплатили свои долги, были обвинены в штормах и любых других несчастных событиях, которые происходили на корабле.
13. Избегать встречи с рыжеволосыми. Считалось, что рыжие волосы приносят неудачу кораблю, если вы столкнулись с ними перед посадкой. Однако, если вы заговорите с рыжими до того, как они получат возможность заговорить с вами, вы спасены. Также считалось плохой приметой повстречать человека с плоскостопием и моряки также избегали их перед посадкой на борт.
Чтобы не спугнуть вашу удачу этим постом, мы добавили еще одно суеверие.
14. К счастью! Не убивайте альбатросов. Считалось, что морские птицы носят души погибших моряков, и убивать их считается несчастьем. Тем не менее, считается удачей, если вы повстречаете одинокого альбатроса.
Подобно красноречивому предупреждению Бабушки, большинство из этих суеверий — старинные поговорки и пословицы, которые возникли, когда наука и природные явления были в основном не исследованы. Навигация была индивидуальным умением, которым обладали далеко не все и порой использовали это. Однако, как и в случае с любой другой традиционной линией спекуляций, некоторые из этих идей продолжают существовать и следуют очень незначительным образом, в основном лишь как слабое напоминание о романтической эпохе судоходства.
Популярная культура вызвала широкий интерес к этому аспекту мореплавания и мифического подхода к мореплаванию, больше как сказка и меньше как отрасль основной науки и искусства. Будучи моряком, каждый всегда будет знать, что эти суеверия в настоящее время в основном фальшивые, и торговый флот рухнет под бременем такой нелепой логики. Тем не менее, в беседах за обеденным столом, эти смутные убеждения делают разговор веселым и интересным, что-то, что требуется ежедневно в однообразной и тяжелой жизни моряка. Это лишь некоторые из многих морских суеверий. А с какими другими суевериями сталкивались вы в мореходном опыте?
SEA: Unlimited
Морские приметы
Приметы — народная мудрость тысячелетий…
Если вы увлекаетесь яхтингом и предпочитаете отдых на море проводить на палубе яхты, а не на суше, то стоит обратить внимание на морские приметы моряков. Ведь приметы — не просто суеверия, а накопленный практически опыт, который обобщался с самого зарождения мореходства.
Причем эти приметы сохранялись и передавались будущим морякам частенько в форме стихов, чтобы легче было запомнить.
Если чайки сели в воду,
Жди хорошую погоду.
Если ходят по песку,
Морякам сулят тоску.
Известно, что морские птицы могут улетать за сотни миль от берега, возвращаясь на гнездовья только вечером. Но зато перед штормом многие из них непременно возвращаются к побережью, и это является довольно точным признаком изменения погоды:
Птицы коль к берегу держат свой путь,
Ветер здоровый, поверь, будет дуть!
Яркая, чистая утренняя заря, прозрачный воздух при восходе солнца и бодрящий ветерок предвещают ухудшение погоды. Обычно после такого рассвета небо в первой половине дня покрывается тучами, поднимается сильный ветер, который в средних широтах нередко сопровождается дождем, а зимой снегом:
Небо красно поутру —
Моряку не по нутру.
Безоблачный закат солнца — верный признак хорошей, маловетреной погоды:
Если солнце село в воду —
Жди хорошую погоду.
Если солнце село в тучу —
Берегись, получишь бучу!
По общему виду, форме облаков и характеру их движения также можно судить об ожидаемой погоде:
Коль резок контур облаков,
Ко встрече с штормом будь готов!
Когда ж их контуры легки,
Тогда все ветры далеки…
Если сгрудятся тучи и быстро летят,
Скоро все снасти твои затрещат.
Если ж на клочья начнут они рваться,
Скоро погода начнет улучшаться.
Перистые облака, покрывающие небо белыми линиями, указывают на установившуюся хорошую погоду, слоистые — на тихую погоду, возможно, туманную или мглистую, кучевые — обычные спутники сухой погоды и холодных, но не очень сильных ветров, а дождевые облака всегда сопровождаются теплыми ветрами и сырой погодой:
В виде башен или скал,
Скоро ливнем разразятся
Налетит жестокий шквал.
Высоко разметанные по небу перистые облака или быстро бегущие «барашки» — точный признак приближающихся сильных и холодных ветров. Перистые облака, расположенные на небе лучами, говорят, что ветер будет дуть из точки, от которой эти лучи расходятся:
«Барашки» ль по небу бегут
Иль небо метлами метут,
Будь осторожен: шторма жди
И за барометром следи.
Если шквал начинается с дождя, то он будет непродолжительным, но зато весьма опасным, а если начнется с ветра, «дождь перебьет ветер», и он утихнет:
Дождик раньше, ветер вслед —
Жди от шквала всяких бед.
После ветра дождь придет —
Значит, скоро шквал пройдет.
Шло время, в штурманской рубке появился барограф, и морской фольклор откликнутся на это изобретение. Понижение давления, отмечаемое кривой на ленте барографа, влечёт за собой нерезкое ухудшение погоды. Если медленное падение давления меняется более быстрым (кривая барограммы имеет выпуклость вверх), это указывает на смену одной воздушной массы другой, сопровождаемую усилением ветра:
Коль давленье уменьшается,
За кривою наблюдай:
Если кверху выгибается,
Свежих ветров ожидай.
Если ж выпуклостью книзу
Направляется черта,
То погоды лишь капризы,
И не будет ни черта.
Смена быстрого роста давления замедленным (кривая барографа обращена выпуклостью вверх) предвещает приближение центральной части антициклона или отрога высокого давления, сопровождаемого хорошей погодой. Кривая барографа, обращенная выпуклостью вниз при росте давления, характеризует прохождение холодного фронта, который часто сопровождается усилением ветра с порывами и шквалами:
Ну, а вот когда давленье
Начинает возрастать,
То обратное явленье
Можно часто наблюдать:
Вверх кривая выгибается —
К маловетрию, штилям;
Вниз дугою обращается —
Большей частию, к ветрам.
Длительные наблюдения за природой и природными факторами позволили сметливому народу, анализируя те или иные изменения в природе, строить довольно точные прогнозы погоды.
Наблюдения наших предков не утратили актуальности и по сей день.
Как определять по приметам погоду?
По виду солнца, луны и зари
Круги вокруг солнца и луны — приближение циклонической области и, следовательно, осадков и сильного ветра.
Диск солнца или луны при восходе или заходе принимает искривленную форму (имеет вид овала, шапки, гриба) или разделен на части темными полосами — наступление сухой погоды антициклонического характера.
Солнце заходит за густые тучи, которые при этом имеют пурпурную окраску по краям, — ухудшение погоды.
Солнце вначале просвечивает тусклым, размытым диском, а потом перестает быть видимым — ухудшение погоды.
Красная или багрово-красная заря при закате солнца — приближение циклонической области; на другой день можно ждать сильного ветра.
Желтая и желто-розовая заря — сухая и ясная погода. Нежно-розовая заря в виде круга над зашедшим за горизонт солнцем — хорошая устойчивая погода. Если окраска круга становится розово-красной — возможны осадки и усиление ветра.
Золотая заря бывает перед хорошей погодой.
По звездам
Звезды мерцают слабо и отливают зеленоватым блеском — устойчивая хорошая погода.
Мерцание звезд усиливается — приближение циклонической области и, следовательно, дождя и сильного ветра.
Сильное мерцание звезд — к выпадению осадков.
По барометру
Непрерывное падение барометра в течение дня, — признак приближения циклона (чем быстрее и продолжительнее это падение, тем вернее признак).
Если барометр медленно и непрерывно в течение нескольких суток поднимается или остается неподвижным при южных ветрах, — устойчивая ясная погода.
Подъем барометра при свежем ветре — к хорошей погоде.
Быстрое падение барометра в средних и малых широтах — приближается шторм.
При падении давления, если кривая барографе обращена выпуклостью вверх, можно ожидать сильного ветра и ухудшения погоды. Если кривая барографа обращена при падении давления выпуклостью вниз, можно ожидать поворота погоды к лучшему.
Если при повышении давления кривая обращена выпуклостью вверх, можно ожидать ослабления ветра до тихой погоды, если выпуклостью вниз, — усиления ветра.
Кривая волнообразной формы свидетельствует о приближении циклона.
Медленное понижение давления с утра с повышением температуры и абсолютной влажности — возможны осадки, а летом — гроза.
По ветру
Если направление ветра с высотой меняется влево, считая от направления наземного ветра, можно ожидать наступления погоды антициклонального характера; если же с высотой направление ветра отходит вправо — циклонического характера.
Резкое ослабление ветра — к смене его направления в ближайшее время.
Ослабление ветра при заходе солнца без его усиления после захода — признак того, что до рассвета ветер не усилится. Если после захода солнца ветер усилился, это служит признаком его дальнейшего усиления.
Ветер к вечеру не ослабевает и меняет направление по солнцу — приближается циклон и ненастье.
К вечеру и на ночь шквалистый ветер сменяется более ровным или ветер стихает совсем — к ухудшению погоды.
Усиление ветра к вечеру — признак продолжительных осадков и приближения шторма.
Появление ветра с противоположной стороны — к ослаблению дождя.
Если с восходом солнца начинает дуть слабый ветер, к 12-15 часам он усиливается, к вечеру ослабевает, а к ночи затихает, — это явные признаки устойчивой хорошей погоды.
По туманам
Наземный туман, образующийся после захода и рассеивающийся после восхода солнца, — к хорошей погоде.
Наземный туман, рассеивающийся ночью, до восхода солнца, — приближается циклон.
Сплошной туман, образующийся в любое время суток или при наличии среднего по силе ветра, показывает, что наступившая погода продержится не менее 6-8 часов, а иногда и более.
Выпавшая ночью или к утру обильная роса на такелаже, рангоуте и палубе — к хорошей ясной погоде в течение дня с умеренным ветром или штилем.
По видимости
Отдельные предметы видны отчетливо, но не кажутся более близкими, — к хорошей погоде.
Кажущаяся близость отдаленных предметов — к ухудшению погоды и появлению осадков.
Плохая видимость отдаленных предметов — осадки в ближайшее время не ожидаются.
По влажности
При увеличении абсолютной влажности более чем на 2 мм за 6-8 часов можно ожидать обильных осадков на следующий день.
Уменьшение относительной влажности утром и увеличение к вечеру-признак ясной погоды.
Приметы о пляже, море, морских обитателях. Толкование снов, увиденных на отдыхе у моря
Отдых у воды — это всегда прекрасно, но давайте рассмотрим приметы, связанные с пляжем и морем.
Пора года лето – время отпусков. И зачастую мы все едем на море. Однако, сейчас понежиться на солнышке, можно не дожидаясь лета. Если есть возможность, то отправиться к морю и понежиться под лучиками солнышка, можно и зимой. Давайте ознакомимся с основными приметами, связанными с пляжным отдыхом и сопутствующими условиями.
Приметы на пляже: интересные трактовки
Еще наши предки считали, что море и океан влияет на жизнь человека. Они могут, как подарить жизнь, так ее и забрать. Вот именно из-за этого мы часто можем услышать приметы, которые связанные с отдыхом на пляже, водной стихией. Люди, которые живут вблизи морей и океанов, рыбаки привыкли созидать морскую гладь, и на основе увиденного принимать решения и осуществлять свои задуманные планы.
Поверья, связанные с морскими обитателями
- Если находясь в море или на суше вы вдали увидите китов – предостережение об опасности.
- Большое количество медуз вдоль берега говорит, что весь день будет светить яркое солнышко и погода будет теплой.
- На корабле считалось, что услышать крик альбатроса — это к большому шторму или стихийному бедствию.
- На вашу одежду случайно села чайка – грядут события, которые подвигнут вас проявить решительность и большую независимость в планах, которые вы давно задумали, но никак не могли осуществить.
- Чайка спустилась на щоглу корабля – к холодному ветру.
- Увидеть чайку, которая гуляет по берегу – не к добру.
- Моряки считали чайку священным животным и верили, что когда моряк умирает, он становится птицей, которая будет навсегда верна свои товарищам и в трудную минуту убережет их от беды.
В давние времена существовало поверье, что чайка — это женщина, которая так и не дождалась мужа из плаванья. Вот именно свято веря в эти приметы, чаек никогда не убивали.
Чайка – предупреждение об опасности. Их используют, чтобы известить людей о трагедии, о страдающих по рыбакам женах, о не захороненных близких людях или друзьях, о постоянно странствующей душе утонувшего человека. Если птица летает над хижиной, где живет семья рыбака, она предвестница скорой беды. Когда команда корабля увидит в небе три чайки – ждите смерти среди команды. Особенно опасным символом считается, когда чайка зависла именно над головой.
Однако существуют и приятные приметы, связанные с чайкой:
- Место, где водится рыба, показывает именно чайка.
- Чайка приземляется на водную гладь – к ясной погоде.
Дельфин – символ удачи, везения во всех начинаниях и планах, финансового благополучия. Если супружеская пара увидит в море дельфина, скоро у них появиться малыш.
Когда вы плывете в море и рядом с вами плывут дельфины – везение будет сопровождать вас в течение всего пути. Лежа на пляже, вы увидите этих милых животных в море – в скором времени вас ожидает благополучие и счастье.
Встреча с дельфином означает:
- Грядущий год будет наполнен положительными моментами.
- Все проблемы со здоровьем останутся позади.
- В ближайшее время вас ждут хорошие новости.
- Если дельфина увидит женщина в положении – у нее родится мальчик.
Белый дельфин – символ успеха и продвижение по карьерной лестнице, новые полезные связи, заключение новых сделок.
Толкование снов, увиденных на отдыхе у моря
- Если во сне вы увидите волны больших размеров – изменения в жизни не принесут желаемого результата. Молодым девушкам, в скором будущем, следует запастись терпением, ибо их ждут конфликты с любимыми.
- Грязная и мутная вода – символизирует проблемы со здоровьем и возникновение конфликтных ситуаций.
- Светлая и чистая вода – принесет вам удачу и умиротворение.
В завершении пляжного отдыха путешественникам необходимо бросить монетку в воду, это послужит своего рода платой владыке морей и океанов за незабываемые моменты, проведенные у моря. Они останутся в вашей памяти на долгое время. Но, чтобы примета сработала, монетка должна у вас находиться в течение длительного времени, такая монета наделена особой энергией. Брошенная монетка в море принесет вам здоровье.
С этой же целью, домой можно привезти камешки с пляжа – у вас останется много солнечных и ярких впечатлений, в скором времени вы вернетесь туда снова.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Морские ракушки, привезенные с моря, можно считать талисманами, потому что они обладают силой и мудростью водной стихии. Однако, пустые морские раковины и кораллы символизируют смерть. Оставлять их дома не стоит, особенно хранить вблизи кровати. Лишь только вы способны изменить свою жизнь в лучшую сторону, поэтому все приметы — это лишь предупреждение!
Приветствую вас на своем портале. Меня зовут Ольга и я более 7 лет увлекаюсь эзотерикой, предсказаниями и приметами. Думаю, что являюсь специалистом в этом направлении и хочу помочь все разобраться в данной науке.
Все материалы для ресурса были собраны и тщательно переработаны, чтобы представить в лучшем и доступном виде всю информацию. Но чтобы применить все, описанное на здесь — всегда необходима консультация со специалистами.