Почему верят в суеверия

Актуально по теме: "Почему верят в суеверия" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Верить ли в приметы?

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Ирина.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».

Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.

Важно! Это говорит о том, что человек в своей жизни обязательно ищет какую-то духовную опору. Не открыв для себя Истинного Бога, такую опору можно найти в суевериях.

Суеверия всегда субъективны и надуманны. Так, если человек где-то вдруг услышал, что в пятницу 13-го числа с ним может произойти неудача, он будет этого опасаться. И если представить, что нечто нехорошее с ним действительно произойдет (что произошло бы, даже если бы пятница припала на любое другое число месяца), то человек сразу же свяжет это событие с датой. И, скорее всего, в следующий раз, когда календарь вновь «порадует» его несчастливой пятницей, человек уже будет настроен на неприятности.

Читайте о приметах:

При этом важно, что отсутствие подтверждения суеверию вовсе не приводит к ослаблению веры в него. Психолог Корнельского университета Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, просто игнорируется. Это значит, что если в «плохую» пятницу ничего плохого не случилось — человек не перестанет верить в негатив этого дня. Но если действительно была неудача — в причинно-следственных связях с датой не останется и сомнения.

Можно привести такой аргумент — ну что плохого в том, если человек верит в помощь какой-то вещи (например, амулета), или какого-то действия (например, постучать по дереву), если ему от этого становится психологически легче и спокойнее. На первый взгляд, так и есть. Но на самом деле, углубляясь в суеверия и приметы, человек сам себе отодвигает от Бога.

Православие учит, что ничего в жизни человека не происходит просто так, без Божьей воли. Именно Господь посылает нам все блага, а иногда и трудности, для нашего же духовного роста. Что же происходит, если человек начинает верить в какие-то мистические свойства предметов или внешних действий? Он тем самым отвергает тот факт, что происходящее в его жизни зависит от Бога.

Вторым важным моментом становится постоянная зацикленность на внешнем, на форме. Суеверный человек постоянно думает, какие действия ему нужно или не нужно совершить, совершенно забывая о глубокой внутренней наполненности жизни. Формальные правила выполнить гораздо проще, чем вести сложную и кропотливую работу над своей душой, вот человек и идет по пути наименьшего сопротивления.

На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

Важно! Любые суеверия, приметы, магия, оккультизм — пути, полностью противоположные христианству. Если православный христианин видит в себе их зачатки, нужно сразу же исповедовать этот грех и попросить у Господа помощи его истребить.

Самые распространенные суеверия и их безосновательность

Ниже приведем перечень десяти самых известных и почитаемых в народе суеверий и попытаемся объяснить, почему они являются глупостью. Следует заметить, что рассмотреть все популярные приметы невозможно — их в народе огромное количество, к тому же в различных регионах принято почитать «свои» суеверия. Тем не менее есть поверья, которые знакомы с детства буквально каждому.

  • Пятница, 13-е. Считается, что совпадение этого дня недели с тринадцатым днем месяца непременно грозит неудачами и бедами. В этот день не рекомендуется начинать важных дел, планировать встречи, принимать судьбоносные решения. Многие застройщики в нумерации квартир или офисов избегают использования числа 13 (как и числа 666), что еще раз доказывает глубокое почитание этого поверья в народе.

Есть множество теорий, которые объясняют «несчастливость» числа 13. Так, согласно одной из них, апостол Иуда был 13-м человеком на Тайной Вечери и после предал Христа.

В оккультизме и сатанизме число 13 используется как дьявольский знак. На шабаш принято собирать именно такое количество ведьм, расставлять 13 свечей и так далее.

Скандинавская мифология повествует нам о двенадцати богах, которые мирно правили миром, пока не пришел тринадцатый бог Локи и не убил всех. Также считалось, что древние виселицы имели именно 13 оборотов веревки на петле, а к месту казни вели именно 13 ступеней. Конечно, достоверных исторических данных о таких деталей средневековых казней нет.

    Черная кошка. Несчастное животное снискало недобрую славу только лишь за цвет своей шерсти. В оккультных сектах черных кошек приносили в жертву, верили, что в них вселяются души демонов. Но даже вполне себе православные люди, по воскресеньям ходящие в храм, чувствуют себя неуютно, если черная кошка перебежит им дорогу.

К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

  • Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено — в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

  • Разбитое зеркало. Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало — это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами — чтоб его душа не «застряла» в зеркале.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

  • О запрете входить в ворота. Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

  • О запрете проходить под лестницей. В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.

    О рассыпанной соли.Беда всех хозяек — рассыпанная соль на столе. Что с ней только не делают, чтобы отвести беду — и чертят на ней кресты (что вообще можно рассматривать как кощунство), и посыпают сверху сахаром (чтоб «подсластить» удачу), и много еще действий можно придумать.

Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

  • Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.

  • Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять — никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

  • Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл — собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

Беседа с профессором А.И. Осиповым

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

Ученые вычислили, почему люди верят в приметы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ученые из Университета Гарварда решили выяснить, почему все люди в той или иной степени суеверны. Проведя математическое исследование, они пришли к выводу, что суеверия – это часть адаптационного поведения всех людей, которые стремятся придать смысл окружающему миру, сообщает Telegraph.

По мнению ученых, суеверность была присуща людям еще тысячи лет тому назад. Человек всегда стремился убедиться в том, что защищает себя. Реагируя на потенциальную угрозу, он, тем самым, готовит себя к тому, чтобы встретиться с реальной опасностью.

Как считает доктор Фостер, суеверность подвержена эволюции. «Культура и новые знания влияют не только на нас, но и отражаются на суеверности», — считает ученый.

Психологи согласны с этой теорией, поясняет РИА «Новости». Профессор Худ из Университета Бристоля считает, что веру в креационизм и паранормальные явления не могут искоренить даже научные доказательства их несостоятельности. Люди продолжают верить в иррациональное так же, как они остаются привязанными к таким неодушевленным предметам, как обручальное кольцо или плюшевый мишка.

Это подобно тому, как многие люди верят в альтернативную медицину, которая не нашла доказательства своей эффективности у ученых. Даже если лекарство не нашло признания у медиков, оно может помочь некоторым больным, которые верят в его пользу.

Более того, вера в приметы продлевает жизнь. К такому выводу пришла группа исследователей из Лондонского университета под руководством доктора Стеллы Мак-Гуайр.

Проведя опрос среди 5460 британцев, ученые обнаружили, что 97% людей старше 90 лет в течение жизни внимательно относились к приметам, сновидениям и предсказаниям, и верили безоговорочно хотя бы одной примете. Среди людей старше 80 таких оказалось 93%.

По мнению доктора Мак-Гуайр, приметы заставляют людей быть более осторожными, тщательно обдумывать свои действия и спокойнее относиться к вероятности возможной неудачи. Кроме того, таким образом, человек защищает себя от стресса и от чувства вины за неудовлетворительный результат.

Сила привычки: стоит ли верить в приметы?

Вера в приметы — это сила привычки или самообман? И самое главное, откуда эти приметы берутся и почему мы в них верим? Об этом сегодня расскажет MedAboutMe.

Откуда появилась сила привычки верить в приметы?

С давних пор люди верят в приметы и суеверия. Кстати, раньше подобные привычки поведения были частью борьбы за выживание, потому как многие из нас, не понимая некоторых законов природы и пребывая в страхе перед определенными явлениями, пытались найти им объяснение. Они подмечали, после каких именно событий происходят те или иные вещи, например, портится погода, и старались их запоминать. Так и появлялись приметы. Допустим, птицы летают низко — быть дождю, а слишком яркий закат — это к ветреному дню.

Через некоторое время к борьбе за выживание добавился и социальный аспект — привычки поведения в обществе. Человек стремился не только найти свое место в нем, но и сохранить собственное имущество.

Таким образом приметы, предсказывающие природные явления, пополнялись социальными, которые объясняли уже привычки поведения самих людей. Например, рассыпанная соль предвещала конфликт в отношениях, а оброненный столовый прибор — скорое появление гостей.

Впрочем, если хорошо подумать, то не все приметы и суеверия появляются «на пустом месте» — для этого всегда имеется определенная причина. Допустим, разбитое зеркало принято считать предвестником беды. Такие привычки поведения появились еще в далеком прошлом, когда зеркала были не только очень дорогими, но и хрупкими. Вот люди и придумали такую «страшилку», чтобы заставить домочадцев обращаться с ними осторожно. А известная примета про женщину с пустым ведром говорила о том, что вода ушла из колодца. Соответственно, это могло предвещать засуху — вот и неприятность.

Мифологическое мышление и привычки поведения человека

У психологов есть такое выражение: «мифологическое мышление». Человек верит в какой-нибудь миф и практически уверен в том, что выполнение того или иного ритуала — это сила привычки, которая поможет ему управлять собственной жизнью. Бывает, некоторые приметы сбываются исключительно потому, что мы в них верим и неосознанно фильтруем окружающую действительность, уделяя особое внимание тем событиям и явлениям, которые могут если не подтвердить, то оправдать силу привычки верить в «знаки судьбы». Например, опрокинув солонку, человек не просто начинает ждать конфликта с близкими людьми. Иногда он подсознательно начинает вести себя так, что ссора становится неизбежной.

И наоборот, увидев хорошую примету, он в ожидании удачи будет замечать лишь позитивные моменты в своей жизни и закрывать глаза на не совсем приятные детали. Плюсом такой привычки можно назвать то, что она помогает ему «программировать» собственную жизнь. Недаром говорят, что мысли материальны. Если верить в хорошее, удача всегда будет рядом. А если ждать плохого, то оно обязательно случится. Приметы сбываются только тогда, когда мы в них верим. Не зная о существовании каких либо из них мы сами пытаемся объяснить причину того или иного явления. Или просто не обращаем внимания на тревожные знаки и живем спокойно.

Отношения с окружающим миром: нужно ли верить приметам?

По утверждению психологов, сила привычки верить в приметы и суеверия способствует созданию таких иллюзий:

Бывает, к сожалению, и наоборот — человек культивирует в себе беспомощность, не решается признавать собственные заслуги, объясняя их исключительно везением и волей случая.

Плюсы и минусы привычки верить в приметы

Сила привычки верить в приметы помогает человеку:

  • Сосредоточиться, а именно — взять на пару минут паузу и поразмыслить: не забыл ли он сделать что-то важное? В этом поможет привычка присесть на дорожку.
  • Снять напряжение в неловкой ситуации, когда человек не знает, что сказать или сделать. Например, разбилась любимая ваза свекрови — на счастье.
  • Немного расслабиться и снизить градус серьезности, говоря о чем-то важном. Например, привычка стучать по дереву, «чтобы не сглазить», поможет немного снизить значимость происходящего и важные вещи уже не будут казаться такими навязчивыми и перестанут служить источником вечного беспокойства.
  • Добавить уверенности в себе. Убежденность в эффективности ритуала помогает настроиться на успех, а это уже половина дела.

Человек должен во что-то верить. Причем не важно, во что именно. Теряя веру, он будет чувствовать пустоту, безысходность, растерянность и страх. И если благодаря вере в приметы и знаки человек будет чувствовать себя спокойнее и увереннее, то почему бы и нет?

Тем не менее, иногда подобные суеверия мешают жить полноценной жизнью и строить отношения с окружающими, заполняя всю жизнь. Поэтому попробуйте проверить, не появились ли у вас опасные симптомы зависимости от примет и суеверий? А именно:

  • Будучи абсолютно уверенным в силе примет, можете опоздать на важную встречу или вообще от нее отказаться.
  • Ритуальные действия стали словно слова-паразиты. Вы выполняете их машинально, практически не контролируя себя.
  • Уделяете слишком много внимания изучению гороскопов и свято верите в их правдивость.
  • Заставляете других верить в приметы.
  • Становитесь предметом насмешек со стороны близких и родственников.
  • Попадаете в неловкие ситуации из-за собственных суеверий.

Если что-то подобное происходит с вами, срочно исправляйте ситуацию. Иначе вы рискуете прожить «чужую» жизнь, не раскрыв собственного потенциала и не реализовав желаемое.

Приметы, в которые стоит верить

Суеверия могут быть полезными, ведь в некоторых из них сконцентрирована многолетняя народная мудрость

В прошлом выпуске еженедельника «Комсомольская правда» (см. номер от 22 февраля сего года) мы попытались разобраться, почему многие люди панически боятся разбить зеркало или, не отдавая себе отчета, стучат по дереву. И с помощью ученых доказали, что эти действия действительно нелепы. Но, как выяснилось, есть и полезные суеверия, которые стали результатом многовековых наблюдений за здоровьем человека и его психическим состоянием. Секреты их появления и механизм «работы» нам раскрыл кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения человека Олег ПОМЕРАНЦЕВ.

РАЗУМНЫЕ ПРИМЕТЫ

Удача ждет невесту, которая выходит замуж в старой обуви.

Вполне разумная примета: зачем новобрачной, которой придется долго быть на ногах, встречая гостей и потом танцуя до ночи, кровавые мозоли? Просто разносите новую обувь перед свадьбой.

Если жених увидит платье невесты до свадьбы, брак будет неудачным.

Во многих странах этот запрет возлагался не только на жениха. До церемонии платье невесты могли видеть только сама брачующаяся и швеи, чтобы его не сглазили и… не украли, ведь платье давалось в приданое и его старались сделать как можно богаче. А кому нужна невеста без платья и без приданого — конечно, семья не сложится. Сегодня же эта примета скорее связана с тем, что мужчины не любят сопровождать женщину в походах по магазинам.

Если перед загсом жених и невеста съедят шоколад или конфету, разломив их пополам, то жизнь будет сладкой.

Хорошая примета, потому что сладкое помогает расслабиться и перестать волноваться перед церемонией.

Здороваться и прощаться на пороге — к ссоре.

Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме — мистической границы между внешним миром и жилищем. Но и бытовой смысл достаточно ясен: нельзя начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

Нельзя никому показывать ребенка шесть недель. А то его могут сглазить.

Эта примета связана с обрядом сорокового дня, или воцерковления. Согласно православной религии после родов женщина на сорок дней отлучена от храма, а значит, она не может «защитить» своего младенца. На сороковой день женщина приносит ребенка в храм, и сама снова получает возможность причаститься. На самом деле в этот период чужой человек может принести в дом инфекцию, а малыш после рождения еще очень ослаблен.

Нужно поставить веник метлой вверх в доме, и тогда у вас заведутся деньги.

Когда вы вопреки здравому смыслу так и поступите, то вы будете связывать это положение веника с наличием у вас достатка. И когда ваш взгляд волей-неволей будет цепляться за этот неправильно поставленный предмет, вы будете все время думать: хватит ли заработанного на месяц, возможно ли скопить на новый автомобиль? То есть веник помогает вам почаще вспоминать о том, что неплохо бы побольше работать, чтобы разбогатеть. Психологи советуют: если нет веника, нарисовать хоть бы и на обоях красное пятно — главное, чтобы нечто необычное постоянно маячило у вас перед глазами, толкая на трудовые подвиги.

Не подбирайте на улице мелочь, особенно на перекрестках — она может быть заговоренной.

Вообще любые найденные «шальные» деньги — вещь довольно опасная. Например, в Японии никто никогда не поднимает потерянный кошелек, считая, что за такой нежданный подарок судьба вскоре спросит очень строго, отняв у тебя что-то более ценное. Наши мудрые предки советовали с умом распорядиться найденными деньгами, потратив их на добрые дела: раздать нуждающимся, помочь больным, поддержать сирот. Тогда потраченные деньги вернутся сторицей.

Держи в кошельке «неразменную», или заговоренную, монетку или банкноту, которую даже при тяжелой нужде нельзя потратить, иначе деньги обидятся на тебя и не будут идти в руки.

Полезность этой приметы чисто психологическая. Каждый раз, когда вы открываете кошелек, вы вспоминаете о ней: не потерялась ли? И если она с вами, то это дает вам силы и уверенность успешно и продуктивно работать. А значит, и прилично зарабатывать.

ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Во время беременности нельзя шить, резать, латать, не то у ребенка будет «заплатка» — родимое пятно.

С медицинской точки зрения, рукоделие не принесет будущей маме ничего плохого. Единственное, на что нужно обращать внимание, — удобная поза. Ведь статическая нагрузка и длительное пребывание в сидячем положении могут затруднить циркуляцию крови.

Нельзя сидеть на пороге — ребенок родится мертвым.

Наши предки воспринимали порог как черту между своим миром и чужим, и как раз на линии перехода труднее всего защититься от злых сил. Но на самом деле за этим поверьем стоит лишь реальная забота о здоровье будущей мамы. Ведь сидеть на пороге, а значит, на сквозняке, — не лучшее место для беременной.

Нужно как можно дольше скрывать беременность, иначе сглазят.

Если сейчас с проблемами выкидышей научились бороться, то несколько столетий назад дело обстояло намного хуже. И любые осложнения воспринимались как результат сглаза. Но и сегодня психологи сами рекомендуют мамам: если есть угроза прерывания, то первое время надо держать беременность в секрете. Конечно, дело тут не в «дурном глазе», а в том, что если такое несчастье случится, то расспросы окружающих будут дополнительно травмировать женщину.

УХОДЯЩИЕ ПРИМЕТЫ

В мае жениться — весь век маяться.

У наших предков считалось, что крепкой майская семья не будет потому, что в этом месяце начинаются полевые работы, которые завершаются только осенью. К тому же зимние запасы уже заканчивались, а летней пищи еще не было. Сегодня же сеть супермаркетов и ларьков, работающих 24 часа в сутки во все сезоны, отменила это грозное суеверие.

Свадебную упряжку лошадей украшали колокольчиками, чтобы их звук отгонял от влюбленных все злые чары и завистливые мысли.

Сегодня мелодичные «дин-дон» с успехом заменяют звуки клаксона автомобиля.

Тараканы и муравьи в доме — к богатству.

Эти насекомые появляются там, где не убирают за собой остатки пищи, значит, в этом доме живут достаточно обеспеченные люди. Но в наше время, несмотря на хорошую примету, с тараканами и муравьями активно борются.

Выпавший у ребенка зуб надо бросить в угол — мышке, а взамен она даст крошке новый крепкий зубик.

Это поверье придумали для детей, чтобы им не было жалко расставаться с выпавшим зубом.

Профессии и приметы

У ВРАЧЕЙ считается, что сидеть на столе в больнице — к покойнику. А самая распространенная плохая примета — лечить больного медика. Даже лучший хирург никогда не будет оперировать своего родственника.

Если у АКТЕРА пьеса или текст роли упадет на пол, то он должен обязательно сесть на него и с ним подняться. В театре нельзя свистеть, материться и ходить в грязной обуви. Иначе театр обидится.

ЛЕТЧИКИ никогда не фотографируются перед полетом.

Для МОРЯКОВ дурная примета — показывать пальцем на небо. Это грозит штормом или штилем.

ПОЖАРНЫЕ говорят, что если во время дежурства почистить ботинки, то обязательно поступит вызов на пожар.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Кандидат психологических наук, сотрудник РГУ Олег ВАСИЛЬЕВ:

— В глубокие дохристианские времена человек, сталкиваясь с необычными явлениями, создал целую систему правил и запретов, которые, по его мнению, оберегали от худа. А повторявшиеся раз за разом события фиксировались в народной памяти, со временем превратившись в устойчивые приметы и поверья. Перед многими из них оказывается бессильно даже время.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но замечено, что приметы сбываются, как правило, у тех, кто безоговорочно верит в них. В этом нет никакой мистики. Все дело в психологии человека. Именно верой он программирует себя на те или иные поступки, которые воспринимаются потом как сбывшаяся примета — хорошая или плохая, не важно. Но самыми живучими остаются те суеверия, которые по-настоящему работают. А работают они потому, что стали результатом скопившегося за века опыта наблюдений за жизнью и природой нескольких поколений наших предков.

Почему верят в суеверия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here