Суеверия и религия

Актуально по теме: "Суеверия и религия" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Церковные суеверия

Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они, ни с чем иным, как с церковным преданием. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно.

Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия и предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7:3, Мф. 15:3).

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как ни странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.

Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения – пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».

Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католической церкви это вообще норма.

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.

Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. (Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирном магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением). Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.

Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.

Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

Читайте также по теме:

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию – поиск старцев, а если быть точнее – вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».

Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия, связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.

Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры. Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремится как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховности – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Религия, наука, жизнь

Интересно и познавательно

Суеверия и религия

Само по себе слово суеверие подразумевает под собой суету, суетность — отсутствие стабильности, гармонии, что уже чуждо православию. Об этом очень хорошо говорит апостол Павел: природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету. Человек, а не Бог.

Неужели вы думаете, что где-то в священном писании сказано: «Когда дитя делает первые шаги, возьмите нож и перережьте ему пута» или «когда говорите о хорошем, плюньте через левое плечо и постучите трижды по дереву, чтоб не сглазить». Некоторые всерьёз в это верят.

Удивляет иногда народная выборочная вера. Проще верить в то, что легко, доступно и можно измерить или купить.

Например, когда человек заболел, необходимо заказать в церкви сорокоуст, искренне покаяться в своих грехах, исповедаться, причаститься и попросить у Бога здоровья и сходить к квалифицированному врачу. Но это же тяжело – пост, молитвы, воздержание, длительное лечение. Да и поможет вообще? Намного проще сходить к бабке, заплатить деньги и она сама всё сделает. Это разве грех? У неё же иконы в доме стоят! Так ведь они для того и стоят, чтобы вашу бдительность притупить и в доверие к вам втереться. Бабка – слуга дьявола или умелого бизнесмена. В обмен на быстрое выздоровление, избавление от боли, вы отдаете свою душу и (или) деньги. Возможно, недуг быстро отступит. Только через некоторое время или муж начнёт пить (изменять), или семья разваливается, или детям в жизни не везёт. А почему? А потому, что вы сами променяли Божью благодать на быстрое бесовское выздоровление. Почему же тогда бабка лечит только крещёных? Потому что некрещеные души и так принадлежат дьяволу. А вот переманить слугу Божьего в ад для бесов дорого стоит.

Или вот ещё, когда праздник, в церкви служба, якобы делать ничего нельзя. Ну, давайте валяться на диване, бездумно переключая каналы телевизора, а ещё лучше с друзьями устроить весёлую попойку. На самом деле службы в церкви часто, в постные дни – среды и пятницы, воскресные дни, дни памяти святых и в большие праздники. Таких красных праздников в православном календаре всего около 20. Именно в эти дни и воскресные нельзя грешить – напиваться, материться, обсуждать соседей, курить, заниматься сексом.
Необходимо заметить, что православный праздник начинается и заканчивается в 6 часов вечера. То есть 6 июля в 6 часов вечера, в канун праздника Иоанна – Крестителя, грешить уже нельзя, а 7 июля в 6 часов вечера – уже можно! Но не нужно…

Понятно, что предки – язычники, коммунисты с их марксизмом–ленинизмом оставили отпечаток в нашем разуме. Но ведь сейчас мы живём в 21 веке. Свобода вероисповеданья и доступность знаний. Как говорил классик: «Не стыдно не знать, стыдно не стремиться узнать». Грех – не научить своих детей правильно верить в Бога. Грех – собственноручно отдать родные души дьяволу на вечные муки…

Не стыдитесь признаться в своём неведении, познавайте Бога, как ребёнок окружающий мир, открыто, с интересом, с радостью. Ищите ответы на свои вопросы, не у соседей – атеистов, не у бабок – слуг бесовых, а у батюшки в церкви. Стучите – и вам откроют.

10 околоцерковных суеверий, которым не стоит верить

Если чёрная кошка перебегает вам дорогу — это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим […]

Если чёрная кошка перебегает вам дорогу — это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим путём или как-нибудь напугать бедное животное. Вот какую силу над многими из нас имеют суеверия… К несчастью, для некоторых приходящих в Церковь различного рода пустые предрассудки также имеют огромное значение.

Всевозможные приметы и суеверия очень, нет, даже ОЧЕНЬ вредны… Зачастую они заслоняют от находящихся в Церкви самое главное — Господа нашего Иисуса Христа, а также пугают столкнувшихся с ними новоначальных христиан.

Бояться этих народных мифов не стоит, как и поддерживать или распространять их. Помните, что если вас смутило какое-либо высказывание находящегося в храме человека, или даже церковнослужителя, вы всегда можете подойти к священнику и справиться у него, насколько это соответствует церковной практике.

А чтобы вы, придя в храм Божий не испугались и легче смогли отличить правильную церковную традицию от выдумок, мы подобрали для вас ряд примеров, с которыми довелось столкнуться нашим знакомым:

Крещение даёт ребёнку «небесную защиту» и исцеляет от болезней

Это не так. Особое здоровье или исцеление через Таинство Крещения дети получить могут – но только не от самих вод купели, а от Бога, через посредство благодати в виде милости и ответа на ваши молитвы.

Крещение не даёт малышу какой-то особой духовной защиты, не гарантирует его от совершения грехов и ошибок. Оно лишь констатирует, что по вере родителей их чадо становится новым членом Церкви Христовой, призывает на ребёнка благословение Божие. А защиту и достойное воспитание должны давать малышу его родители.

Падение иконы в доме — к смерти кого-то из близких

На самом деле, падение иконы — к созданию более надёжного крепления. Если икона упала, значит вы плохо позаботились о том, чтобы надёжно установить или повесить её и следует не откладывая исправить ситуацию.

Икона в доме необходима для молитвы. В своём жилище мы размещаем образы святых, наиболее близких нашему сердцу, к которым мы чаще всего обращаемся с нашими скорбями или с благодарностью за помощь. Икона является священным предметом, но скорее «окном» в мир общения с Богом, а не каким-то «духовным компасом».

При этом икона может упасть, треснуть, выцвести, облупиться и т.п. но это не означает ничего плохого. Такое происходит с разными предметами находящимися в доме, священными и не священными и зависит от материала, из которого они изготовлены, условий хранения и других, довольно обыденных факторов.

Беременную в храме могут сглазить и в ребёнка вселится бес

Говорящие подобное просто невообразимо погрешают против здравого смысла! Если бы в ребёнка в материнской утробе в церкви вселился ангел, это ещё куда ни шло. Хотя это тоже суеверие, но хотя бы было логично — в освящённом месте вселился добрый ангел… Но бес — это за гранью понимания!

Ещё царь и пророк Давид в своей Псалтири восклицал: «Господь щит мой и спасение моё — кого мне бояться?» Для верующего человека не страшны никакие сглаз и порча. Страшной и ужасной для него должна быть потеря духовной связи с Богом, совершение греха, отделяющего его от Небесного Отца. А чьи-то косые взгляды не должны его особенно заботить, мало ли какое у человека настроение…

Так что верующая мамочка не должна бояться посещать храм Божий в период беременности. Наоборот, ей стоит стремиться к тому, чтобы напитываться лучшими впечатлениями, и передавать ребёнку положительные эмоции от молитвы или размышлений над услышанным Евангелием.

Если человеку стало плохо в храме — это потому, что он грешник, если младенец кричит перед Святой Чашей — он станет грешником в будущем

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться. И если бы в нём каждому грешнику становилось бы плохо — все мы устилали бы собой его пол.

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

Если вы увидели, что кому-то в храме стало плохо, проявите христианское участие и помогите ближнему — усадите или уложите на лавку, вызовите скорую.

Если за живого человека подать записку «Об упокоении», заказать отпевание или поставить свечу на канун, то он умрёт

Подобное понимание церковных таинств или треб — чистой воды магизм (то же относится к «сглазу» или «порче»). Мы совершили некое ритуальное действие и заставили, буквально принудили Христа выполнить нашу волю, забывая о том, что Его воля превыше нашей.

Господь сам решает, чем воздать тому или иному человеку за его поступки. Довольно часто случается так, что суд Спасителя отличается от нашего как минимум потому, что Ему известно больше фактов чем нам, а также потому, что Он милует нас, если мы раскаиваемся после наших падений.

Смысл же поминовения усопших заключается в том, чтобы просто помолиться Господу за тех наших близких, которые умерли для нас, но по-прежнему жив для Него, ведь Он над пространством и временем и у Него все мы навечно обрели право на существование. Если вас случайно или намеренно записали в записку о упокоении — не паникуйте. Господь сам помянет вас в том чине, к которому вы принадлежите.

Умерший на Светлой седмице (или умерший в храме) сразу попадает в рай

Если христианин умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Если же верующий умирает в храме — чин его погребения вообще никаким образом не отличается от общепринятого.

Участь человека в вечности зависит от состояния его души на момент кончины, близости человека к Богу, искренности раскаяния в совершённых прегрешениях, а вовсе не от календарной даты или места окончания его земной жизни. Жизнь вечную наследуют те, кто уподобляется Богу в добродетелях и обращается к Нему в молитвах.

Если поставленная вами свеча потухла или чадит — это к несчастью

На самом деле здесь стоит задуматься над тем, из какого материала изготовлена свеча и хороший ли у неё фитиль и в следующий раз постараться купить более качественные свечи.

Церковная свеча — это символ нашей молитвы перед Богом за себя и за своих близких. В конце концов можно обойтись и без этого символа — помолиться за дорогих сердцу людей своими словами и подать записку с их именами для поминовения священником на литургии.

Не верьте во всевозможные «знаки». Основным знаком, который Господь подал нам давным-давно является Священное Писание. Старайтесь больше слушать в храме и самостоятельно читать дома Святое Евангелие, сообразуйте с ним ваши действия и тогда получите действительную духовную пользу.

Если в святое место, например на могилку святого или возле известного храма, монастыря или источника поместить записочку с желанием — оно исполнится

Также некоторые загадывают желание, ставя свечу в храме. Всё это — такой же магизм, как и подача записок «Об упокоении» за живого человека. А если наше желание повредит другому человеку? Если оно не принесёт пользы нам самим? Господу виднее, стоит ли исполнять наше желание вообще.

Но допустим, что мы просим у Бога что-то очень доброе, светлое и чистое, что-то такое, что невозможно использовать плохо. Спасения души, например. Зачем оставлять для этого какие-то записочки и возлагать свои надежды на эти клочки бумаги, если можно возложить свою надежду на Самого Бога, обратить к Нему свои молитвы и тем гораздо более надёжно испросить Его благословения на то, что нам нужно.

Подобрал потерянный крестик — взял на себя «крест» или грехи человека

Что такое нательный крестик и зачем он нужен христианину? Для особой защиты от демонов? Нет, ведь он ничем не поможет верующему, совершающему преступления. Крест необходим нам для напоминания нам самим о том, что мы христиане. Он помогает нам ощущать свою причастность к Церкви, чаще обращаться мыслями к Богу.

Если вы нашли чужой нательный крестик — значит его просто кто-то потерял… Человек вероятно купит себе новый, а найденный вы можете отнести в храм и отдать в церковную лавку или отмыть его и подарить человеку, у которого своего крестика нет.

Что же до грехов человека — они личный волевой выбор каждого и остаются со своим носителем до тех пор, пока он не принесёт Господу искреннее покаяние. Их невозможно кому-либо «передать» или у кого-то «забрать», как и нельзя покаяться за другого человека.

Икона или крестик в машине защитит от аварии, в кошельке — от кражи денег, в доме — от пожара

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы не молитесь помещённым в кошелёк образам, а только носите их с собой, то это обыкновенная суетная вера в обереги и талисманы. В таком случае можете положить туда же подковку или кроличью лапку — эффект будет одинаков. В случае, если вы не предпринимаете более никаких усилий для сохранности своего имущества, долго и в хорошем состоянии оно у вас не останется.

Если христианин помещает икону в дом, машину или бумажник — то делает это с той же целью, с какой носит нательный крестик. Чаще видя рядом христианские образы и символы, он чаще обращается с молитвой к Богу. А уже Господь охраняет и защищает доверившегося ему человека от бед и напастей.

При этом не стоит искушать Господа — нужно и самим проявлять разумную осторожность: в доме устанавливать хорошие двери и замки, кошелёк носить поближе к телу, а машину водить осторожно и аккуратно.

Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».

Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.

Важно! Это говорит о том, что человек в своей жизни обязательно ищет какую-то духовную опору. Не открыв для себя Истинного Бога, такую опору можно найти в суевериях.

Суеверия всегда субъективны и надуманны. Так, если человек где-то вдруг услышал, что в пятницу 13-го числа с ним может произойти неудача, он будет этого опасаться. И если представить, что нечто нехорошее с ним действительно произойдет (что произошло бы, даже если бы пятница припала на любое другое число месяца), то человек сразу же свяжет это событие с датой. И, скорее всего, в следующий раз, когда календарь вновь «порадует» его несчастливой пятницей, человек уже будет настроен на неприятности.

Читайте о приметах:

При этом важно, что отсутствие подтверждения суеверию вовсе не приводит к ослаблению веры в него. Психолог Корнельского университета Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, просто игнорируется. Это значит, что если в «плохую» пятницу ничего плохого не случилось — человек не перестанет верить в негатив этого дня. Но если действительно была неудача — в причинно-следственных связях с датой не останется и сомнения.

Можно привести такой аргумент — ну что плохого в том, если человек верит в помощь какой-то вещи (например, амулета), или какого-то действия (например, постучать по дереву), если ему от этого становится психологически легче и спокойнее. На первый взгляд, так и есть. Но на самом деле, углубляясь в суеверия и приметы, человек сам себе отодвигает от Бога.

Православие учит, что ничего в жизни человека не происходит просто так, без Божьей воли. Именно Господь посылает нам все блага, а иногда и трудности, для нашего же духовного роста. Что же происходит, если человек начинает верить в какие-то мистические свойства предметов или внешних действий? Он тем самым отвергает тот факт, что происходящее в его жизни зависит от Бога.

Вторым важным моментом становится постоянная зацикленность на внешнем, на форме. Суеверный человек постоянно думает, какие действия ему нужно или не нужно совершить, совершенно забывая о глубокой внутренней наполненности жизни. Формальные правила выполнить гораздо проще, чем вести сложную и кропотливую работу над своей душой, вот человек и идет по пути наименьшего сопротивления.

На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

Важно! Любые суеверия, приметы, магия, оккультизм — пути, полностью противоположные христианству. Если православный христианин видит в себе их зачатки, нужно сразу же исповедовать этот грех и попросить у Господа помощи его истребить.

Самые распространенные суеверия и их безосновательность

Ниже приведем перечень десяти самых известных и почитаемых в народе суеверий и попытаемся объяснить, почему они являются глупостью. Следует заметить, что рассмотреть все популярные приметы невозможно — их в народе огромное количество, к тому же в различных регионах принято почитать «свои» суеверия. Тем не менее есть поверья, которые знакомы с детства буквально каждому.

  • Пятница, 13-е. Считается, что совпадение этого дня недели с тринадцатым днем месяца непременно грозит неудачами и бедами. В этот день не рекомендуется начинать важных дел, планировать встречи, принимать судьбоносные решения. Многие застройщики в нумерации квартир или офисов избегают использования числа 13 (как и числа 666), что еще раз доказывает глубокое почитание этого поверья в народе.

Есть множество теорий, которые объясняют «несчастливость» числа 13. Так, согласно одной из них, апостол Иуда был 13-м человеком на Тайной Вечери и после предал Христа.

В оккультизме и сатанизме число 13 используется как дьявольский знак. На шабаш принято собирать именно такое количество ведьм, расставлять 13 свечей и так далее.

Скандинавская мифология повествует нам о двенадцати богах, которые мирно правили миром, пока не пришел тринадцатый бог Локи и не убил всех. Также считалось, что древние виселицы имели именно 13 оборотов веревки на петле, а к месту казни вели именно 13 ступеней. Конечно, достоверных исторических данных о таких деталей средневековых казней нет.

    Черная кошка. Несчастное животное снискало недобрую славу только лишь за цвет своей шерсти. В оккультных сектах черных кошек приносили в жертву, верили, что в них вселяются души демонов. Но даже вполне себе православные люди, по воскресеньям ходящие в храм, чувствуют себя неуютно, если черная кошка перебежит им дорогу.

К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

  • Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено — в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

  • Разбитое зеркало. Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало — это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами — чтоб его душа не «застряла» в зеркале.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

  • О запрете входить в ворота. Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

  • О запрете проходить под лестницей. В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.

    О рассыпанной соли.Беда всех хозяек — рассыпанная соль на столе. Что с ней только не делают, чтобы отвести беду — и чертят на ней кресты (что вообще можно рассматривать как кощунство), и посыпают сверху сахаром (чтоб «подсластить» удачу), и много еще действий можно придумать.

Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

  • Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.

  • Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять — никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

  • Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл — собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.

Суеверие как искушение «бабьими баснями»

Что есть суеверие? Где те грани, перейдя которые христианин превращается в суевера? Актуальна ли проблема суеверий для современного христианства? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в данной работе. Но прежде, чем мы перейдем к поиску ответов на поставленные вопросы, несколько слов скажем о светском и оккультном подходе к этому понятию, а также о том, как игра понятиями может использоваться в качестве средства идеологической войны против христианства. Зачем об этом нужно писать? Проблема в том, что многие религиозные понятия, встречающиеся в русском языке, многозначны в своем смысловом значении, и в зависимости от используемого контекста могут приобретать прямо противоположные значения. К таким многозначным понятиям относится и суеверие. Поэтому прежде попытки христианского толкования данного понятия, познакомимся с другими точками зрения на него.

Суеверие с церковно-славянского можно перевести как «пустая вера», «напрасная вера», «тщетная вера». Чтобы более точно определить сущность христианского понятия «суеверие», надо разобраться, как в христианстве определяют такое понятие как «вера».

Теперь рассмотрим христианскую трактовку понятия «суеверие». Как было сказано выше, суеверие есть пустая вера, ложная вера. Одно из его определений может звучать так: «Суеверие – грех, состоящий в том, что чисто естественным вещам придается значение сверхъестественное. Оно плод невежества и развращения и строго осуждается словом Божьим»[20]. Суеверие есть грех отступления от веры, отсутствие ее, ложное понимание веры, принятие лжи за истину, потому что «всякая неправда есть грех…» (1Ин.5:17). Грех есть отступление от Божьей Воли, нарушение Его Заповедей[21]. Суеверие выводит человека за пределы Церкви Христовой, так как заставляет его искать в Ней то, чего там нет. В принципе нет такого понятия как «церковные суеверия», любое суеверие есть отхождение человека от Церкви, поэтому правильнее их назвать около-церковными, псевдо-церковными или даже антицерковными, или антихристианскими. Суеверия приносят много вреда, так как они уводят людей от истинного богопознания, от благочестивого образа жизни, а также от правильного участия в Православном Богослужении.

Какие виды суеверий встречаются среди людей приходящих в Церковь? Есть суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений. Например, некоторые благоговейно относятся к скорлупе пасхальных яиц (хотя разумнее было бы ее просто выкинуть), или в случае пожара перебрасывают пасхальное яйцо через горящий дом, и т.д. Есть суеверия, связанные с обрядами, например, освящение автомобилей. В самой практике нет ничего плохого, практика освящения «колесниц» существует в Церкви издавна, плохо неверное отношение к данному действу. Многие почему-то считают, что это дает гарантию безопасности даже неверующим людям, в то время как на практике освящение любого предмета — это лишь призыв Божьей благодати и обещание перед Богом использовать освящаемый предмет в благих целях. Атеист, рассчитывающий на то, что после освящения машины он не будет попадать в аварии, зря тратит свое время. Есть многочисленные суеверия, связанные с церковными Таинствами. Такие суеверия еще можно назвать обрядоверием. Обрядоверие — это вера в то, что чисто механическое совершение какого-либо обряда, без внутреннего духовного изменения человека, само по себе разрешит какие-либо житейские проблемы. Приведем несколько примеров обрядоверия.

Например, некоторые считают, что если постоять под куполом храма, то можно «зарядиться» энергией. Хотя на практике лишь единение с Богом через веру и Таинства Церкви дает силы христианину, а такого единения не достигнуть без его нравственной трансформации и жизни в соответствии с Заповедями Божьими.

Некоторые христиане приводят на Таинство Елеосвящения (соборование) маленьких детей с целью улучшить их поведение, или чтобы они лучше спали, забывая при этом, что данное Таинство предназначено для помощи людям, страдающим телесными или душевными болезнями.

Другой пример. Отдельные люди спешат принять Крещение, чтобы не болеть, забывая при этом, что христианин не ставит своею целью достижение здоровья, а полагается на Волю Божью и принимает от Бога то, что Тот сочтет нужным ему дать. Иногда для усмирения страстей отсутствие здоровья более спасительно для человека, чем его наличие. Достаточно вспомнить пример апостола Павла, который, несмотря на то, что сам исцелял людей, страдал от заболевания, мучавшего его. Об этом в Священном Писании сказано так: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор.12:7). Часто болезнь дается Богом с целью духовного очищения человека, для его смирения, о чем многие христиане забывают.

Есть еще такое суеверие. Человек приходит в храм поставить свечу, чтобы исполнилось его желание. При этом тот, кто ставит свечу, загадывает желание и ждет, пока она догорит, считая, что желание из-за этого исполнится. Подобная практика показывает, что человек не понимает сущности христианства. Согласно христианского вероучения, Господь заботится о всякой твари, включая и человека, это называется Промыслом Божьим. Определить Промысл Божий[22] можно так: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям»[23]. Христианин находится под непрерывной опекой Божьей и получает от Бога все, что ему нужно для спасения и жизни. Любая попытка «магическими»[24] методами воздействовать на Промысл Божий наивна, а в случае оккультных практик — преступна, так как соединяет человека с бесами, и является проявлением недоверия к Богу, попыткой его «подкорректировать», заполучить то, что Господь не счел нужным человеку дать. По сути, подобные действия показывают отсутствие веры человека в Бога.

Есть еще одно суеверие, которое иначе, чем дикостью, назвать сложно. Некоторые не церковные люди ставят на канун (канун – это низенький четырехугольный столик, на котором стоит распятие и подставки для свечей; перед кануном служат панихиды, т.е. заупокойные молитвы) свечи за живых, зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз, искренне считая при совершении данного действия, что от этого их врагам будет плохо, они заболеют, а то и умрут. Практика постановки свечей за живых на канун безвредна для тех, против кого это делается, но она показывает, что в Церкви есть немало людей, которые являются христианами чисто номинально. Христос призывал возлюбить врагов, а не убивать их, да еще таким глупым способом. Ни одно церковное Таинство, ни один обряд не действуют магически. Промысел Божий заботится о каждом человеке и никакая свеча, поставленная за живого на канун, Его не подкорректирует.

Следующее суеверие заключается в том, что человек посещает Таинства Исповеди (Покаяния) с целью магического разрешения проблем. Опять же, поступающие так забывают, что Господь не дает нам испытаний сверх наших сил, попытка отвергнуть эти испытания, преодолеть их магически, есть признак недоверия Богу и является проявлением духовной лени и элементарного невежества в христианском вероучении. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Покаянием же я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела. Сотворите, сказано, плоды, достойные покаяния (Лк.3:8). Как же нам сотворить их? Поступая наоборот: например, ты похищал чужое? Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил… Теперь благословляй обижающих тебя…Для исцеления нашего недостаточно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство…Сказано, уклонись от зла и сотвори благое»[25]. Как мы снова видим, покаяние – это не просто перечисление грехов перед священником, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как некий магический акт по снятию грехов, обманывают самих себя.

В церковной практике встречаются и другие примеры суеверного отношения к Таинствам. Например, есть люди, которые причащают детей, для того чтобы те были здоровы, а также для очищения организма и для поднятия гемоглобина в крови, забывая при этом, что Причастие духовно соединяет людей с Богом и ставит своею целью, прежде всего, духовную трансформацию человека, которая должна проявиться в первую очередь в нравственной сфере, а никак не в поднятии гемоглобина.

Откуда берутся суеверия? Суеверными люди становятся из-за своего невежества, из-за того, что, придя в Церковь, они ищут в Ней не Христа, а удовлетворения своих материальных, эмоциональных и иных достаточно приземленных потребностей. Незнание и непонимание христианского вероучения толкает людей к суевериям, а те, в свою очередь, могут быть первой ступенью к оккультизации их сознания и трамплином к оккультизму. Ученые провели социологическое исследование[27] отношения современных православных к таким оккультным практикам, как гадание, колдовство, астрология, экстрасенсорика, и вот что оказалось. Восемь процентов православных верят в гадание, пять процентов в экстрасенсорику, четыре процента в колдовство. К счастью, в большинстве случаев православные, даже те, которые верят в экстрасенсов и колдунов, все же не обращаются к ним. Однако наличие доверия к подобного рода вещам заставляет задуматься о том, все ли в порядке в самом христианстве, и не нужно ли усилить просветительскую деятельность наших пасторов, чтобы максимально исключить всякий оккультизм из жизни христиан.

Что можно сказать в завершение этой статьи? Суеверия уводят людей от Бога. Священное Писание однозначно негативно говорит о них: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Лучший путь к преодолению суеверий — это просвещение людей в христианском вероучении и налаживание здоровой церковной жизни. К тому же, именно этого требует Священное Писание от христиан: «…идите, научите все народы…» (Мф.28:19). И будет вполне логичным для всех христиан откликнуться на этот призыв Христа и воплотить его в жизнь.

Использованная литература и примечания

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Цитадель. 1998.Т.IV. С.623.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., Азбувник. 1999. С.778.

3. Индуизм, буддизм и оккультизм пантеистичны.

4. Розенталь М., Юдин П. Краткий философский словарь. М., 1954. С.512.

5. Агни-йога. Иерархия. 395.

6. Агни-йога. Знаки агни-йоги. 469.

7. Агни-йога. Надземное. 718.

8. Письма Е.И.Рерих. Цит.: Хранитель. №1. 1998., С.16.

9. Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1.С.166. Письмо от 10.05.33.

10. См.: Питанов В.Ю. Миф о «братстве религий», как метод борьбы с традиционными религиями. apologet.orthodox.ru/

11. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. apologet.orthodox.ru/

12. Есть литература, которая к суевериям относит все, что находится вне рамок традиционных религий. См.: Таицкая А.И. Энциклопедия заблуждений. Суеверия. М., Эксмо. Донецк. Скиф. 2004.

13. Агни-йога. Община. 146.

14. Живая этика. Беспредельность.391

15. Добротолюбие.Т.3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.С.263.

16. Православная энциклопедия. Т.VII. М., Православная энциклопедия. 2004. С.675.

17. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.С.210.

18. Православная энциклопедия. Т.VII. М., Православная энциклопедия. 2004. С.678.

20. Полный церковно-славянский словарь. М., Отчий дом. 2005. С.688.

21. Подробнее о грехе см.: Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М., ПСТГУ. 2006. С.238-253.

22. Христос упоминает о Промысле Божьем в Священном Писании, см.: Мф.6:25-30.

23. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М., ПСТГУ. 2006. С.167.

24. См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.

25. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.7. кн.1. Изд. 2-е. СПб., 1911. С.107.

26. См.: Шиманский Г.И. Литургика: таинства и обряды. М., Изд. Сретенского монастыря. 2003.

27. См.: Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. М., Наука. 2006.

Читайте другие материалы раздела «Оккультизм и духовно опасные псевдооздоровительные практики»

Читайте также:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

Суеверия и религия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here