Вера и суеверие

Актуально по теме: "Вера и суеверие" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

Суеверие — вера в пустоту

Трудно описать красоту и своеобразие природы Северного Кавказа. Как будто великан гигантским ножом разрезал горы, и почти на три километра протянулось ущелье, чьи каменные стены покрыты мхом и самшитом, растущим прямо в расщелинах камня на вертикальной скале. Журчит и пенится, прыгая по желтым камням, горная речка в Гуамском ущелье.

Но вот что-то необычное показалось впереди. Круг диаметром около 30 метров огорожен стеной, целиком сложенной из плоских камней, удивительно точно подогнанных друг к другу без всякого скрепляющего раствора. Ширина стены — метр, высота – полтора. А внутри ничего нет. В смысле, того, ради чего мог потребоваться такой огромный труд. Просто камни, деревья и трава, как и везде вокруг, ничем особенным не отличающиеся.

Загон для скота? Вряд ли кто-то будет тратить столько сил ради коз или овец, к тому же у стены нет входа. Лагерь для туристов? Любые предположения разбивались об эту стену. Кому, для чего понадобилось ее строить? Интуиция подсказывала, что возведена она не с практическими целями, а с религиозными. Как потом выяснилось, интуиция не обманула.

После опроса местных жителей выяснилось, что эту стену в течение двадцати лет строил один приверженец Агни-йоги. Он называл этот процесс «медитацией в камне». И день за днем, зимой и летом, в зной, дождь, снег и туман носил за несколько километров камни и тщательно подгонял их друг к другу. Несколько раз стену разрушали, но йог с поразительным упорством продолжал свой труд. Как оказалось, во времена СССР адептов этого учения преследовали, вот он и сбежал в глухой уголок предаваться своей каменной медитации.

Перед таким упорством невольно снимаешь шляпу. Но сам собой возникает вопрос: зачем? Столько сил, времени, терпения на бесполезный и никому не нужный труд? Мы видели дом этого мужчины – полуразваленная хибара. Он нигде не работает, живет натуральным хозяйством и продолжает свой бессмысленный труд по возведению стены вокруг пустого места.

Поверьте, мне совсем не хочется оскорбить этого человека. В конце концов, его право заниматься тем, чем он хочет, и верить в то, во что желает. И не насмешку вызвало его поведение, а заставило задуматься о том, во что верят люди и что определяет их поступки, а в итоге — и всю жизнь.

ВЕРА НИ ВО ЧТО

В русском языке есть очень точное и емкое слово: суеверие. Оно означает пустую веру, веру ни во что. Такая вера заставляет людей совершать нелепые, странные, бессмысленные, а иногда даже вредные и опасные поступки.

Однажды на улице я встретил человека, который, идя по тротуару, мощенному разноцветной плиткой, тщательно обходил темные квадраты. Иногда ему приходилось совершать довольно сложные движения. Это был взрослый, солидный мужчина. Потом я узнал, что существует примета: если перед важным делом не наступать на темные плитки тротуара, то все получится. Стоит ли говорить о черных кошках, пустых ведрах, плевании через плечо, постукивании по дереву? Не счесть, во что с такой легкостью верят люди. Осознают всю нелепость, а все равно верят и тщательно обходят стороной ни в чем не повинных домашних котов.

Это самые обыденные, бытовые примеры, которыми полна жизнь многих людей. Но есть и более серьезные вещи, когда человек принимает какую-нибудь духовную систему, иногда облаченную в довольно сложную и привлекательную форму, но в основе своей имеющую пустые, ложные посылки. В современном мире их много. И день ото дня появляется все больше и больше. Зачастую они имеют под собой коммерческую основу. Создаются специально, чтобы находить сбыт для определенного вида товаров. Сейчас наиболее часто эти суеверия маскируются под модные восточные учения, имеющие на самом деле к Востоку весьма отдаленное отношение.

Как показывают социологические исследования, наиболее подвержены суевериям люди профессий, связанных с риском, где велик элемент непредсказуемости и опасности. Это моряки, военные, геологи, нефтяники, летчики. Возможно, потому, что им очень важно иметь какую-то определенность, духовную опору в своей нелегкой жизни? Но попытка опереться на суеверие оборачивается опорой на пустоту.

ПУСТОТА – В ДУШЕ БЕЗ БОГА

Чем можно объяснить такое свойство человеческой натуры? Что заставляет верить в заведомые глупости? Лишь бы верить? Обратите внимание, что все суеверия имеют особенность: какими-то нематериальными вещами они объясняют вполне материальные явления человеческой жизни. Если я сделаю (не сделаю) то-то и то-то, то обязательно произойдет что-то, влияющее на мою жизнь. Возможно ли логически объяснить, что след черной кошки может как-то навредить человеку? Эти вещи лежат вне сферы логики – в мире духовном.

Дело в том, что человек есть существо духовное. И это свойство его природы обязательно каким-то образом проявляется у всех людей без исключения. Таким человека создал Бог, вложив в него Свой образ.

Мы рождаемся с неким местом в душе, предназначенным для Бога, которое настоятельно требует заполнения. Этим объясняются все духовные поиски человека, его душевные терзания и страдания. Потому что ищут не то, что нужно, ищут не Бога. На Его место ставят все что угодно: самого себя, деньги, алкоголь и наркотики, телевизор, близких людей, карьеру, работу… Или суеверия, лжебогов, идолов. Но, поскольку это место Бог предназначил исключительно для Себя, ничто Его заменить не в силах. И потому не верующий в Бога человек все равно не может найти настоящего покоя и духовного удовлетворения, чем бы он себя ни заполнял.

СУЕВЕРИЯ ОПАСНЫ

Однако вернемся к суевериям. Как уже говорилось, это вера ни во что, суетная, тщетная, напрасная. Но она управляет поведением людей, определяет их поступки. А это далеко не безопасно, потому что, если вера ложная, то и толкать она будет на ложные, неправильные поступки: в лучшем случае они будут просто бессмысленны, в худшем – отнимут годы жизни и труда, а то и саму жизнь.

Помимо этого, часто суеверия тесно связаны с верой в темные духовные силы и общением с ними. Например, многие практикуют «задабривание» домовых, пытаясь их как-то «подкармливать» и ублажать, чтобы в доме все было хорошо. Подобные контакты с нечистой силой не проходят даром, потому что человек таким образом открывает себя для воздействия бесов. А им ведь нужна только наша вера в их силу или наш страх, что, в принципе, одно и то же.

Бесы так стремятся к общению с человеком, потому что сами по себе лишены всякой силы благодаря победе Иисуса Христа, свершившейся на Голгофском кресте. Господь «…отняв силы у начальств и властей (имеется в виду — бесовских, ред.), властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою»(Кол. 2:15). Действовать бесы могут только через человека и по его вере. Они могут управлять его поведением, если человек сам открывается для них.

Что же можно противопоставить вере лживой, суеверной, приводящей к контакту с темным духовным миром? Нужно искать веру истинную, искать Бога, потому что и Сам Бог ищет общения с нами. Нужно только пригласить Его на законное место в наших сердах и душах. Тогда человеку откроется истинный духовный мир, в котором нет места различным приметам, амулетам и тому подобным вещам, а суеверия вытеснятся истинной верой.

Станислав БУЛАНОВ

НЕЛЕПО. НО ФАКТ

Многие студенты верят:

Если перед экзаменом вымыть голову, то все, что знал, забудешь!

Чтобы сдать на «пятерку», нужно положить в правый ботинок пятак (либо нумизматическую редкость).

Студентам мужского пола противопоказано бриться.

Если на первом экзамене получил хорошую оценку, то все остальные экзамены нужно сдавать в той же одежде, и ни в коем случае ее не стирать!

Собираясь на экзамен, положить в карман дольку, а лучше — головку чеснока.

Билет нужно брать левой рукой.

Билет нужно брать правой рукой.

Перед экзаменом все товарищи должны поцеловать его в нос, на счастье.

Пока идет экзамен, все, кому небезразлична судьба студента, должны ругать его последними словами. Или еще: все время экзамена родственник или любимый человек должен держать себя левой рукой за правое ухо, ни на секунду не отпуская.

А вот как выглядит самый полный и маниакальный вариант ловли «халявы»: в полночь перед экзаменом высунуться в форточку с раскрытой зачеткой, трижды громко крикнуть: “Халява, ловись!”, быстро закрыть зачетку, перевязать ее ниткой и положить в морозилку (можно в пакете, чтобы не примерзла). Наутро положить в левый карман зачетку, в правый – ножницы. Перерезать нитку можно только в аудитории. Иначе “халява” улетит.

http://sueveriya.ru/archives/category/studencheskie)

ЛЮДИ ПОЧЕМУ-ТО ВЕРЯТ, ЧТО.

Если в доме живут муравьи и тараканы, то это сулит счастье и благосостояние.

Если нечаянно съесть паука—болезни не миновать.

Язык прикусить — к ссоре.

Если приходится передавать кому-то иголку, нужно уколоть этого человека.

Чтобы двое братьев не ссорились, в их одежду зашивают по одному магниту.

Соль просыпать — поссориться, чтобы избежать этого, нужно ударить себя по лбу.

Нельзя стричь на ночь ногти или делать маникюр — могут обворовать.

Нельзя чихать на руль своего автомобиля — машина обидится и сломается в самый неподходящий момент, когда его совсем не ждешь.

Не подрезал с утра “Газель” – испортил себе весь день.

Если не предупредил встречные автомобили о затаившихся в поиске добычи гаишниках, назавтра от тебя отвернется лучший друг.

Если плюнуть на подарок, например, на деньги, то в будущем можно получить еще больше.

Одеть левый носок шиворот навыворот — к удаче, правый — к несчастью.

Если мясо в кастрюле уменьшилось в размерах — значит, вас ожидают финансовые неурядицы. А если, наоборот, разбухло, то благосостояние.

Нельзя говорить в “присутствии” своего автомобиля, что собираешься его продать. Он обидится и будет ломаться.

Суеверия – грех недоверия Богу

“Не верующие в Бога люди оказываются самыми легковерными”

Совместимы ли вера в Бога и суеверие? Чем опасны народные суеверия?

Как-то раз мой сын, вернувшись из школы, рассказал, что девочка из его класса попросила своих подруг ругать ее во время экзамена в музыкальной школе. «Ругайте меня очень сильно, тогда я наверняка получу «пятерку», – говорила она. Сын удивленно спросил: «Мама, неужели ругань может повлиять на оценку?»

«Счастливая» ручка для контрольных работ, запрет возвращаться домой по дороге в школу, если забыл учебник, запрет садиться за парту справа. Вот с таких смешных, вроде бы, примет и начинается знакомство детей с суеверием, т. е. с верой в сверхъестественное влияние соблюдения примет на судьбу человека. С годами эти дети искренне поверят, что, выполнив ряд ритуалов из разряда «дунуть-плюнуть-потереть», они приобретут себе «страховой полис» от неудач.

Говорит статистика

Как показывает статистика, в России 63% населения верят в приметы. Особенно опасаются черных кошек, разбитого зеркала и числа 13. Боязнь несчастливого числа (тердекафобия) известна и американцам. Согласно опросу службы Gallup, 15% американцев боятся жить на 13-м этаже отеля. В результате доходит до абсурда: многие гостиницы США не имеют 13-х этажей: чтобы не отпугивать суеверных постояльцев, за 12-м этажом сразу следует 14-й.

Что такое суеверие?

Толковый словарь Даля дает такое определение слову «суеверие»: это «ошибочное, пустое, вздорное, ложное, верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и следствие, где нет никакой причинной связи».

Суеверие – это тоже вера, но только не во Всемогущего Бога, дающего жизнь каждому и управляющего судьбами, а в могущество невидимых сил, исходящих не от Бога.

Человек создан Творцом с потребностью и способностью «верить» в любом возрасте. И если в сердце человека не живет вера в живого Бога и Его вечное Слово, то человек будет сознательно или неосознанно верить во что-то другое. Из-за отсутствия веры в Бога люди наполняются страхами и в надежде себя обезопасить обращаются к суевериям.

Библия о суевериях

О приверженности людей к суевериям и приметам много написано в Библии. Всякий раз, когда народ Божий отступал от веры в Бога, он начинал поклоняться идолам, искать знамений и поступать, как велят приметы. В Библии, в книге пророка Осии 4:12, написано: «Народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ». Здесь говорится о суеверии людей прошлого, которые часто принимали решения, опираясь на то, каким образом упадут брошенные деревянные палки.

Библия говорит, что всякое суеверие, гадание и предсказание пришло от языческих народов, которые не знали Бога, а поклонялись идолам. В книге пророка Иезекииль 21:21 сказано: «Царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень».

Первый шаг
к оккультизму

До сих пор некоторые народы поклоняются силам природы. В африканских и индийских племенах обращение к сверхъестественным силам является не просто древней традицией, но нормой жизни.

Некоторые используют амулеты и талисманы, чтобы привлечь удачу или отпугнуть злые силы от себя. Например, водители держат в своих автомобилях амулеты, которые якобы защищают от аварий.

Также простое любопытство делает человека суеверным и зависимым от потусторонних сил. И это – первый шаг к оккультизму.

Ни к кому, кроме Бога

Бог через Библию предупреждает людей об опасности обращения к потусторонним силам за помощью, советом, исцелением или предсказаниями судьбы: «Не должен находиться у тебяпроводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим» (Втор. 18:10-13).

Библия учит обращаться к Господу как к единственному источнику силы, исцеления и знания. Никто из людей не хотел бы лишиться Божьей защиты, благословения или быть отвергнутым Богом навсегда. Но, попав в зависимость от суеверий, человек сам себя удаляет от Господа,становится невосприимчивым к Божьим истинам и неспособным слушаться Бога.

Иоанн Златоуст дал точное определение проблеме суеверия: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Как избежать суеверий?

Единственное лекарство против суеверия – это доверие Богу. Верующий человек знает, что без воли Господа с ним ничего не случится. Суеверный же, даже если он считает себя верующим в Бога, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Господа и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий.

Чтобы не подпадать под власть суеверий, нужно иметь живые отношения с Иисусом Христом, доверять Ему всем сердцем. И всегда помнить, что только любящий Господь способен уберечь от зла и дать настоящее счастье.

Языческие корни суеверий

Откуда появились примета:

– Нельзя передавать вещи через порог

Когда-то давно наши предки хоронили умерших у порога. С тех самых пор порог считают границей между миром живыхи мертвых. Эту границу якобы охраняют усопшие. Отсюда суеверие — нельзя передавать ничего через порог.

– Нельзя рассыпать соль

В древние времена соль была дорогим продуктом. Когда ее рассыпали, начинались ссоры, взаимные обвинения. Вроде бы безобидная примета, если не считать, что соли приписывают еще и магическое значение.

– Нельзя есть с ножа

Издавна нож считался орудием добычи пищи и предметом защиты. Его также использовали в языческих ритуалах. С ножа кормили диких животных. Отсюда и появилось суеверие: нельзя есть с ножа, иначе станешь злым человеком.

– Дорогу перешла черная кошка — быть неудаче

В Средневековье, в эпоху эпидемий, когда заболевания переносились крысами, кошки также считались носителями инфекций. Поэтому их панически боялись. В ночное время черные кошки были практически незаметны. Они вызывали страх. Кошек, как и ведьм, сжигали на кострах.

– Постучать по дереву

Это популярное во многих странах суеверие берет начало от древних персов, которые поклонялись идолам. Они стучали по дереву, обозначая свое желание встать под защиту языческого бога Атара.

Можно ли совмещать веру и суеверие? Мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в черного кота, не в сон после обеда и не в разбившуюся чашку. Истинную веру в Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегает в молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов.

Митрополит Кирилл

Библия говорит:

“А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”(Евр.11:6).

“. ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх.34:14).

“Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]” (Пс.120:5-7).

Вера и суеверие

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По следам дискуссий

краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ЧТО ЕСТЬ СУЕВЕРИЕ?
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слова «суеверие»:
«Суеверие — предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего». «Предрассудок (там же) — ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь».

Если задуматься, то легко заметить, что слово суеверие состоит из двух слов: вера и суета. Суеверие — это вера в суетное (тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности).

3. ИСТОЧНИК СЕГОДНЯШНИХ СУЕВЕРИЙ

  • Суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия)
  • Языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам)
  • Страх перед непознанным.
  • Страх смерти
  • Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д. и т.п.
  • Несложно заметить, что суеверия в основном базируются на человеческом страхе.

    4. РАЗНОВИДНОСТИ СУЕВЕРИЙ:

    Суеверия бывают разными в зависимости от их происхождения. Они могут быть по своей природе языческими, а могут быть околоцерковными (или церковными). Но те и другие являются по своей сути религиозными; потому что являются верой (в невидимое, непознанное, необъяснимое, рождающему в нас страх) и поклонением этому неведомому.

    Вопрос-ответ о приметах
    «Существует поверье, что нельзя стряхивать воду с рук, иначе могут
    возникнуть проблемы со здоровьем. Есть ли в этом утверждении
    религиозные основания или это суеверие в чистом виде?» — Александр.

    «Уважаемый Александр! То, что вы описали — чистой воды суеверие!
    Давно замечено: будешь верить в приметы (или сны) и они будут сбываться.
    Человек суеверный становится рабом своих суеверий. Тяжкое состояние —
    ни рук не встряхнуть, ни пальцем повернуть, ни зевнуть. Зато плевать
    через левое плечо — сколько душе угодно. Суеверие — это признак духовного
    несовершенства со стороны вступающих на путь веры и предательство
    со стороны людей, считающих себя христианами». — Источник: Интернет

    Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают «дополнять» веру суевериями.

    Одни суеверия — являются очевидными и всем известными (вера в приметы).

    Другие примеры суеверий — не так очевидны. Пример такого суеверия — «погоня за чудесами». Чудо (подлинное либо ложное) многими воспринимается как доказательство правильности веры, хотя сами по себе чудеса ничего не доказывают и (когда они подлинные) лишь свидетельствуют о милости Божией. А Бог, как известно, милостив не только к своим детям (принявшим дар вечной жизни верой в жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте). Тем не менее, некоторые верующие люди гонятся за чудесами и чудотворными проявлениями, чтобы доказать свою святость или хотя бы принадлежность к вере и Богу.

    Пример церковных суеверий — вера в святые мощи и поклонение иконам, крестам и другой церковной утвари.

    Ещё один типичный пример церковных суеверий — преувеличение роли разного рода церковных правил, обычаев и ритуалов. Есть люди, которые придают незначительным правилам и обычаям почти такое же значение, как и заповеди «не убий», совершенно утрачивая способность отличать главное от второстепенного, важное от не столь важного. Так и появляются современные фарисеи.

    Суеверия плохи не только тем, что отвлекают человека от истины Слова Божия, от общения с братьями и сестрами по вере, от служения Богу и Церкви (Телу Христа — братьям и сестрам по вере), от жизни по вере и от добрых дел. Суеверия также ущемляют человеческую свободу (данную нам Богом), ставят взаимоотношения людей с Богом в зависимость от наносного и случайного, уводят в духовные сферы, пагубные для человека.

    III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ

    Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.

    1 Царств 15:23 …Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство (divination = гадание, прорицание, ворожба), и противление то же, что идолопоклонство.

    Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

    Второзаконие 18:9-13 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (медиум — посредник), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.

    IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ

    1. Определение терминов:
    Словарь Ожегова даёт следующее определение слову «примета»:
    «Примета — отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. — Например, особые приметы. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. — Например, дурная примета».

    Итак, примета может быть:

  • отличительным свойством чего-то или кого-то, или
  • предвестием чего-то.
  • Разумеется, люди используют приметы по-разному: Один верит суевериям и во всём ищет суеверные приметы. Другой (фермер) — наблюдает за приметами природы, определяя по ним погоду. Третий (доктор) — по приметам (в данном случае это симптомы недуга) определяет болезнь пациента. И так далее…

    Человек — существо наблюдательное. Мы все наблюдаем за теми или иными «приметами» будь то наша профессиональная обязанность или просто человеческая наблюдательность. Очень часто мы судим о человеке по тем или иным приметам (внешним признакам) — «встречаем по одёжке».

    2. В Библии мы находим советы Бога о том, как пользоваться приметами для того, чтобы распознавать людей и события (времена):

    А. Приметы дня…
    Лука 12:54-56 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

    Б. По плодам их узнаете их…
    Матфея 7:15-20 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

    1Иоанна 4:4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

    В. Приметы конца света:

    Заключение: Верующий человек отличается от религиозного человека тем, что верит в непреложную истину Слова Божия, тогда как религиозный человек больше доверяет своим чувствам и нелепым предрассудкам, которые в его жизни занимают место Бога и являются его идолом, которому он поклоняется, зачастую сам того не подозревая. Однако, необходимо помнить, что только Бог и Его святое Слово — единственное, что достойно нашей веры и поклонения.

    Скачать статью в формате word

    Вера и суеверие.

    Необходимо очень четко различать эти два понятия: вера наша разумна, суеверие — плод заблуждения. Этимология этого слова такова: в древнерусском языке было прилагательное суи — ‘тщетный, напрасный, пустой, ложный’. Корень суй- находим в словах суета, суетливый, суетня, суетиться, суетный, в таких сложных словах, как суеверие, суесловие, суемудрие. Следовательно, суеверие — это ложная, пустая, ошибочная вера. Суеверие — результат невежества, состоящее в том, что ‘чисто естественным вещам придается значение сверхъестественное’ [12]. Суеверие — ‘предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего’ [13].

    Важнейшим проявлением суеверия является вера в приметы, например, что встреча с черной кошкой сулит неприятности.

    Верующему христианину необходимо твердо осознать, что вера в приметы никоим образом не связана с христианской верой, она — порождение язычества, весьма живучий его пережиток [14].

    Суеверия тесно связаны с магией. Слова маг, магия — греческого происхождения. Маг — это чародей, волшебник, кудесник, волхв. В греческом языке magos, mageia, magikos — магический. Первоначально словом magos древние греки называли членов мидийско-персидской жреческой касты, а словом mageia — учение магов. Слово magos, вероятно, персидского происхождения, оно означало жреца. Из греческого проникло в латинский: magus, прилаг. magiens. Вспомним евангельский рассказ о поклонении родившемуся Иисусу пришедших с востока волхвов: magoi apo anatolon paregenonto (Мф. II, 1).

    Магия — это колдовство с помощью неведомых, подчас злых сил. Практика магии — это различные действия, заклинания с целью заставить, принудить эти силы послужить на пользу или, наоборот, во вред кому-либо. Принципиальное различие между верой и магией в том, что первая проявляет себя в молитве, т. е. в просьбе, обращенной к Богу. Результат молитвы — проявление милосердия Божьего. Магия же исключает молитву. Маг путем заклинаний пытается заставить злые силы исполнить то, что он требует.

    Длительная атеистическая пропаганда, происходившая у нас на государственном уровне, атеистическое воспитание нескольких поколений молодежи привели к резкому снижению уровня духовности, тяжелые последствия чего мы наблюдаем в современной действительности.

    Непосредственное внедрение атеизма, к счастью, закончилось, но, к сожалению, порожденная им бездуховность значительной части народа осталась. И эта бездуховность стала очень удобной почвой для развития оккультизма [15]. Оккультизм — это та же магия, только прикрытая псевдонаучной оболочкой. Распространение получила такая «оккультная наука», как астрология. В наших изданиях широко рекламируют свои услуги астрологи, заклинатели, предсказатели, целители. Интересна эволюция некогда антирелигиозного журнала «Наука и религия» [16], начавшего с 90-х гг. широко пропагандировать различные направления оккультизма.

    Продолжаем компонентный анализ слова религия. Напомним: религия — это убежденность, уверенность в бытии Бога, другим компонентом значения этого слова является ‘определенное представление о Боге’.

    Приметы и суеверия

    На чём основаны приметы? В древности приметы и суеверия основывались на явлениях, которые были очевидны и вытекали из сложившегося положения вещей. А ещё они опираются на жизненный опыт и является результатом наблюдений за собой и природой. Так, связывая ощущения с событиями, люди и получили целый комплекс примет. Охватывающих все сферы жизни.

    p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

    Вот некоторые из них

    p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

    Однако есть и другое объяснение, почему возникали народные приметы и суеверия. Зеркала в средневековье были очень дороги, а чтобы слуги бережно обращались с ними, были придуманы байки, запугивающие их. По сути, многие приметы направлены на то, чтобы влиять на поступки других людей. Вы сами можете придумывать подобные приметы и «магические» ритуалы для себя или других. Важно другое – цель, ради которой это делается.

    p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

    Вера в Бога или в приметы и суеверия

    Суеверие – вера в суетное. Она сродни фантазии, которую человек принимает за реальность и начинает верить в неё. Суета – это хаотическое движение, беспорядок, нестабильность, когда человек бросается из стороны в сторону. Берётся за одно дело, старается успеть в несколько мест, не концентрируется на одном, и потому теряет внимание, растрачивает напрасно свои силы. Часто именно по этой причине не понимает своего предназначения и не находит смысла в жизни. Любая суета против Божьей воли. Приметы и суеверия – тоже дань преходящему, мимолётному.

    p, blockquote 4,0,1,0,0 —>

    p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

    Суеверие – вера в минутное, преходящее, в то, что не основано на любви, гармонии. Вера в приметы – это тоже религия, но религия слабых духом. И только вера в настоящие, вечные ценности способна дать человеку истинную силу. Однако когда верой наполняют слишком много предметов, примет, то это заслоняет истинное положение вещей. Вера в народные приметы и суеверия осуждается всеми мировыми религиями, так как это неверие в Бога.

    p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

    Кто верит в приметы и суеверия

    По статистике, в приметы верят люди «опасных» профессий: военные, пожарные, космонавты, врачи. Замечено, что суеверия и приметы часто исполняются, но и этому есть простое объяснение. Вероятность совпадения велика, либо сбудется, либо нет. Люди пытаются найти закономерности и по ним определить будущее. Основная причина – страх и стремление избежать опасности.

    p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

    Большая часть

    населения следует суевериям в силу невежества. Существует немало разных примет, которые внушают людям страх, замкнутость, боязливость, замкнутость или наоборот радость, уверенность в себе. Но виноваты не приметы. Кошек великое множество, зеркал тоже. Вероятность того, что кошка перебежит дорогу, очень велика, если учесть количество бездомных животных. При этом важна и трактовка. Оптимист увидит положительный смысл, пессимист – отрицание.

    p, blockquote 8,1,0,0,0 —>

    Человеку легче найти оправдание своим неудачам в окружающем мире, нежели в себе. Главное не наполнять обычные предметы верой. Вера должна быть в Бога, жить нужно по Божественным заповедям.

    p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

    Верить или не верить в приметы и суеверия

    Верить или не верить приметам – дело субъективное. Лучше считать народные приметы и суеверия устным народным творчеством, которым оно и является. Так как суеверия отдаляют нас от истинной веры в высшие силы. Возможно, кому-то положительный смысл приметы помогает настроиться на нужный лад. Если человек очень сильно чего-то желает, то старается это осуществить. Положительный результат гадания или приметы придают ему уверенность в себе. Таким образом, создаётся необходимый настрой.

    p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

    По сути, гадалки – психологи, которые настраивают человека на нужную «волну» и считывают его информационное поле. Не хотите быть зависимым от чужой воли? Тогда верьте в высшую справедливость и Божий промысел. Не стоит оправдывать свой страх решиться на поступок встречей с чёрной кошкой или со священнослужителем. Верить в приметы просто потому, что они предлагают соблюсти простые ритуалы, чтобы защититься от несчастий или получить что-то. Гораздо сложнее жить по христианским заповедям.

    p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

    Немаловажно и то, что суеверия задают определённую программу. Человек начинает нервничать, и затем уже не может адекватно реагировать на происходящее. Лучше просто не придавать значения суевериям, молиться и жить по христианским правилам. Супер Дама.

    p, blockquote 12,0,0,1,0 —>

    p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

    p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

    p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

    p, blockquote 16,0,0,0,1 —>

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Вера и суеверия

    В современной России, по истечении 70-ти лет запретов на свободомыслие, высказывание своей точки зрения вслух, на право исповедования религиозных взглядов и традиций, сложилась такая обстановка — когда после 90-х годов, заполняя «идеологический вакуум», подобно финансовым пирамидам стали образовываться различные секты, хлынула волна всевозможных учений, доктрин, практик обещающих в кратчайшие сроки сделать вас «другом бога» или за н..ную сумму доставить в состояние «нирваны и просветления», либо посвятить в «новейшие» познания о «трансцендентном Космосе».

    По телевидению и в прессе стали появляться такие передачи и такие темы, что можно подумать, будто мы возвращаемся в средневековье. На полном серьезе обсуждаются колдовство, предсказания, инопланетяне и т.п. При этом проводятся диспуты с участием «специалистов» по магии и колдовству, представителей разного рода «неформальных наук». Образовалось множество академий и научных обществ, которые обрели полную свободу проповедовать и внедрять в сознание людей любые фантастические воззрения, никак не сообразуясь с выработанными наукой принципами и установленными законами. Так называемое паранормальное знание, в основе которого лежит воинствующее невежество, развернулось во всю ширь. Зачастую слова о возрождении духовности исходят из сомнительных источников и несут в себе слишком общий потребительский характер.

    По словам диакона Андрея Кураева, профессора Московской Духовной Академии: «За бумом экстрасенсорики стоит исконно-народное понимание религии: религия есть отрасль народного хозяйства. Как в хорошем хозяйстве должна быть эффективно работающая посудомоечная машина, корова или жена, точно так же должна быть эффективно работающая религия. Конфликт между таким народным ожиданием и тем, что принес Христос, мы видим уже в Евангелии. Господь говорит собравшейся вокруг Него толпе: вы ищите Меня, потому что насытились (ср.: Ин.6:26 ).

    Действительно, мы чаще всего относимся к Богу как к генератору гуманитарной помощи: «Ты, Господи, явись, сделай мне то-то и то-то, а без этого я не вижу никакого смысла и нужды в этой религии и в этом почитании… Несложно признать, что распространенность и разнообразие религиозных и псевдорелигиозных предрассудков, мифов и суеверий за годы атеистической власти стали значительно выше, чем были до революции. Борьба с высшими формами религиозности, прежде всего и необратимо ведет к расцвету самых архаичных и примитивных форм проявления религиозного чувства. Изъятие из жизни общества развитого богословия и религиозной философии ведет к тому, что самые дикие формы религиозной настроенности начинают беспрепятственно распространяться».

    Известный русский философ Иван Ильин так писал на эту тему: «Преклонение перед чудом, проявившим нечистую или противобожественную силу, было бы сущим соблазном и кощунством. Вот откуда у религиозного человека это осторожное, критическое отношение ко всяким «чудесам». Христианин всегда помнит Евангельское предсказание, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ; Мк.13:22 ); он помнит также указание Христа на то, что именно «роду лукавому и прелюбодейному» свойственно «искать знамения» ( Мф.13:39 ).

    Самое достоверное чудо может происходить не от Бога. И уже в силу этого — настойчивое чудоискательство не свидетельствует о зрелости религиозного опыта у суетливого искателя. Толпа ищет «чуда» потому, что она без «чуда» не верует или верует плохо. Ей нужен эффект силы и власти, потому что она не имеет органа для совершенства и достоинства. Она добивается «физического» знамения именно потому, что духовное знамение мало говорит ей. Она торопится прорваться к «чуду», не понимая, что чудо может оказаться на самом деле — фантасмой, подделкой».

    Как оказалось современный человек плохо ориентируется в этом потоке внезапно обрушившейся информации. Недостаток религиозного образования и знаний позволяет обманываться не только людям с низким культурным уровнем, или социально неблагополучным, но и людям успешным, образованным, интеллигентным, ищущим и думающим. Не желающим довольствоваться и мириться с таким малоприглядным и принижающим понятием как «потребитель». Но оказывается что уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к храму, что любая «духовность» — это благо, делает его беззащитным перед любым гуру, который подойдет к нему с каким бы то ни было «писанием» в руках. Не всё то, что говорит о духовности, ведет к Богу. «Не всё то, что сверху — от Бога»: пел Высоцкий.

    Потеря своей исторической русской православной духовной традиции на фоне современной картины обесценивания общечеловеческих моральных устоев и духовно-нравственных ценностей. Приводит сейчас к поистине печальным последствиям. Неспособность вовремя различить подделку зачастую оборачивается поломанными судьбами, требующими духовной и физической реабилитации. Конечно, можно бесконечно сетовать на такое сложное положение вещей, но можно задаться вопросом, а возможна ли здесь какая-то альтернатива для молодого современного человека? То, что даст ему настоящую пищу, возможность обрести духовное, культурное и интеллектуальное богатство.

    Так надо ли далеко ходить, не пора ли обратиться к своей сложившейся исторической традиции, богатейшей русской культуре, Православной вере. А много ли мы вообще сейчас об этом знаем, так ли уж это всё дремуче. А может быть то, что мы слышали об этом, это всего лишь мифы и предрассудки, сложившиеся за многие годы отсутствия правдивой информации на эту тему. Могут ли сейчас современные люди отличить в своем родном для России Православии то, что является действительно неотъемлемой частью православной традиции и культуры.

    А что, откровенной ложью, подменой понятий или попросту мифотворчеством и суевериями, идущими вразрез со всяким здравым смыслом, бросающим тень и не дающим людям, столкнувшимся с этими мифами, открыть для себя истинный, глубокий и сложный мир живой христианской православной мысли, философии и культуры. Невозможно понять и оценить это, лишь по каким-то поверхностным сведениям из сомнительных источников, по принципу: «одна баба сказала».

    Все эти укоренившиеся предрассудки зачастую мешают молодым людям переступить порог храма, или уже переступив его надолго остаться в нем. И почувствовать настоящую радость от пребывания в церкви. А также получить те знания, и предупреждения что позволят им обезопасить себя и оградить от навязчивой рекламы примитивного «легкого счастья» наркотиков, сект и агрессивной среды улицы. Такой человек поостережется ломать свою судьбу о совет случайно встретившегося проповедника, призывающего (ввиду наступления «последних времен») разрушить обычную колею жизни, семью, бросить работу или институт.

    Множество суеверий и предрассудков вошло и в нашу церквно-приходскую жизнь. О ней очень точно писал профессор А. Ч. Козаржевский, большой знаток церковной жизни. Прислушайтесь к его словам: «Довоенные прихожане в большинстве своем успели получить минимум духовных знаний еще до 1917 года, хорошо знали церковную службу и были свободны от предрассудков, получивших теперь распространение: свечи передавали не только через правое плечо, не протягивали сложенных ладоней при словах «мир всем», не различали «добрых» и «сердитых» икон Божией Матери, не ставили свечей к иконам только ради достижения каких-то конкретных милостей свыше, не ходили всем скопом с неверующими на кладбище в первый день Пасхи, зная, что для поминовения усопших Церковь установила Радоницу.

    Верующая интеллигенция не совмещала христианских убеждений с антихристианской мистикой — астрологией, теософией, рерихианством и прочими учениями. В храме стояли спокойно, в голову не приходило расхаживать, расталкивая людей. Не было в обычае посещать разные храмы, особенно по праздникам. Держались своего прихода, хорошо знали друг друга, у каждого было привычное место молитвы. В храме царила атмосфера доброжелательности: никому не делали замечаний, злобно не шипели на женщин с непокрытой головой. Обслуживающий персонал не был на «короткой ноге» со святыней, не вел себя нарочито по-хозяйски, не портил настроения верующим грубыми окриками».

    В продолжении темы суеверий вошедших в церковно-приходскую жизнь, можно привести интервью священника Русской Православной церкви Алексия Колосова: «Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное — как доверие тому, что недостойно доверия. Суть нашей веры — доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ) — эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас её, порабощая «стихиям мира» ( Кол.2:8 ).

    Поэтому вера и суеверия несовместимы — нельзя служить двум господам, свободе и рабству…Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечей, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи — можно взять на себя чужие грехи: так и будет человек ходить по храму, тыкая свечей во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!).

    Другие боятся передавать свечу через левое плечо. Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» — и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освещают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды…Вода — это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и её хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».

    Опасно ли всё это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/внуку сделали. Как быть?!». Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» — это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» ( Еккл.12:13 ) — не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи!

    Удивительно другое — нежелание видеть корень проблемы в себе…Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью — ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи — вот, хотят нас со свету сжить…Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине. — Как не обращать внимания на суеверия и не бояться их? : «Совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера — лучшее лекарство от болезни страха».

    Из всего выше приведенного можно сделать вывод, что большинство людей, очень поверхностно относятся к вопросам, непосредственно касающимся их духовного развития и веры — к тому, что требует особых личностных усилий и проведения внутренней работы над собой — многие люди даже не задумываются об этом. В большинстве своем, их действия носят потребительский характер, выражающийся в желании достигнуть неких определенных целей, успехов при помощи каких-то внешних действий и в подчинении себе магических сил.

    Например, очень распространенно сейчас увлечение феншуем — преподносящим себя как некое учение и искусство: газеты пестрят от объявлений всевозможных потомственных ведьм, колдунов, магов, обещающих стопроцентный результат, даже в церковь люди заходят с целью получить для себя какую-либо выгоду. Ставят огромные свечки, ожидая, что за это Бог обрушит на них всевозможные блага: удивляются и расстраиваются, когда этого не происходит. При этом, даже не подумав, что еще и самим нужно приложить усилия, пересмотреть свои поступки, покопаться в своей совести и принести покаяние — что только тогда Господь может их услышать.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Так и хочется обратиться с призывом — люди будьте бдительны и внимательны к себе и окружающим, осторожней относитесь ко всякого рода красивым обещаниям быстрого и легкого результата. За внешне привлекательным фасадом скрывающего, свою подлинную сущность, чтобы после не потерять и того, что было.

    Вера и суеверие
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here