Морские суеверия

Актуально по теме: "Морские суеверия" с полным описанием. Мы собрали самую полную информацию о приметах и суевериях. Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях после статьи.

7 суровых морских примет

О бесстрашных моряках, которых не пугают не штиль, ни штормы, знают все. Но не все догадываются, что даже эти суровые парни, ходящие в море не смотря на метровые волны, тоже верят в приметы и многие очень суеверны. Сегодня мы хотим рассказать вам о семи самых популярных приметах и суевериях на море.

1) Никола Морской

У моряков, как и у многих верующих есть свой святой, которому они молиться за успех плавания — Никола Морской. Морская братия считает, что все остальные святые смогут помочь только с разрешения Бога, а Никола Морской разрешения не спрашивает и помогает. А в странствиях по морям иногда бывает дорога каждая секунда, поэтому моряки предпочитают просить о помощи Николу Морского.

2) Бутылка шампанского

Давным давно викинги для того, что бы их плавание было удачным окропляли свои корабли кровью пленников. Примета эта сохранилась и после исчезновения викингов, православные моряки заменили кровь на красное вино, в память о Тайной вечерне, на которой Христос подавая вино своим апостолам сказал: «Пейте вино это кровь моя». После Французской революции многие моряки даже стали атеистами, но веру в примету все же сохранили, правда заменили бутылку вина на шампанское.

3) Последний раз

Никогда не стоит спрашивать у моряка, когда он последний раз был в море. Лучше заменить слово «последний» на «крайний». Иначе можете нарваться на недовольство морского волка. И, да: моряки не плавают в море, они — ходят.

4) Купание на экваторе

У моряков есть традиция, согласно которой человек впервые пересекающий экватор должен обязательно искупаться. Кроме этой традиции существует еще приметы запрещающие при пересечении экватора бриться, садиться на кнехты и плеваться за борт.

5) Свист на корабле

У русских моряков была пословица: «Не посвистишь, ветра не будет». Но просто так свистеть на судне нельзя (так как это приведет к бедам). Для призывания ветра у боцмана или у капитана был специальный свисток, который использовали только в крайних случаях. Высвистывали ветер мелодичным свистом, повернувшись в ту сторону, откуда ветер ждали. Количеством свиста определялась продолжительность ветра и его сила.

6) Татуировка настоящего моряка

Почти каждый настоящий моряк имеет татуировку, а некоторые несколько. Считается, что тату не только приносит удачу, но и «обратный билет» домой. Одно из популярных татуировок у моряков — звезда между большим и указательным пальцами рук. Так же были популярны татуировки на религиозные темы и портреты любимых девушек, которые ждали моряков на берегу. В давние времена некоторые наиболее умные моряки делали на спине татуировку с распятием, полагая, что в случае наказания боцман не будет их бить по спине «двенадцатихвостовой» кошкой.

7) Серьга в ухе у моряка

Хоть и носить серьгу в ухе это английская традиция, но русские моряки плавали на разных судах, разных стран и переняли эту привычку. Тогда считалось, что моряк может надеть серьгу только после того, как обогнул Мыс Горн (там почти всегда были штормы). После этого моряки имели право в портовых кабаках на бесплатную кружку алкоголя, а некоторых местах им даже разрешали класть ноги на стол.

Кроме этих суеверий на море еще много других. Например, моряки не любят наниматься на корабли, которые сменили свое имя, так как неудачи будут преследовать эти корабли. Так же не желательно выходить в море в пятницу или проходить по месту, где было кораблекрушение (духи утонувшего корабля могут напасть). Нельзя ступать на палубу левой ногой, а число залпов в салюте на корабле всегда нечетное.

LiveInternet

LiveInternet

Метки

Рубрики

  • Интересные истории (1582)
  • Интересное в фотографиях (1028)
  • Факты! (994)
  • Видео (238)
  • Новые технологии (232)
  • Новости (70)
  • Советы на все случаи жизни (188)
  • Разное (2070)

Музыка

Конвертер видеоссылок

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Морские суеверия и приметы

Среда, 28 Октября 2009 г. 16:15 + в цитатник

Как прогнать противный ветер, который вам не по пути или просто холодный и сырой? Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней. это раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно свернет в сторону.

Из-за того что профессия моряк сопряжена со множеством опасностей, моряки окружают себя всевозможными суевериями и приметами. Несмотра на достижения современной науки и техники, которые сделали морские путешествия сравнительно безопасными, старинные приметы по-прежнему живут среди моряков.

Как известно, у русских моряков самым почитаемым святым считается святой Никола Морской. А знаете, почему? Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «Божья милость дарована вперед», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.
Всем известно, что нехорошо показывать пальцем. В море это просто недопустимо. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо — это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

Особенно уважаемое животное на море – это кит. Существует поверье, что кит приносит счастье. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, тоже сулило грядущие неприятности.
Почитаемым предметом на корабле считалась швабра. Во время штиля, чтобы вызвать ветер необходимо побултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневать богов и не спугнуть ветер. Нечаянное падение швабры за борт – это плохая примета.

Еще считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.
Подкова – тоже важный морской атрибут. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то Удача обязательно поможет вашему кораблю. На мачте флагманского фрегата знаменитого адмирала Нельсона тоже была прибита подкова. Кстати, вешают подковы разными способами. Русские – обычно концами вниз.

Читайте так же:  Приметы про переезд

Серьга тоже появилась у моряков не случайно. Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.
Еще один древний морской обычая – татуировки. С помощью татуировок моряки пытались снискать расположение морских богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (это символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространена была татуировка — изображение звезды между указательным и большим пальцами рук, и, конечно, религиозные символы. Это позволяло, во-первых, получить покровительство богов, а во-вторых, в случае гибели моряка по татуировке можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.

Почти на всех морях строго соблюдают табу: свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти. Свист раздражает и гневит морских богов.
Чтобы вызвать попутный ветер, моряки заговаривали имена всех ветров, делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.

Как прогнать противный ветер, который вам не по пути или просто холодный и сырой? Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней. это раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно свернет в сторону.

Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда. Большинство моряков не любит выходить в море в пятницу, а также проходить по месту, на котором произошло кораблекрушение, из опасения, что на них нападут духи погибших.
Моряки стараются не ступать на палубу левой ногой. Любопытно отметить, что даже в ВМФ отдают дань древним традициям, ибо число залпов в салюте всегда нечетное.

Настоящий моряк и на суше не теряет времени даром! Складной гребной тренажер

Морские суеверия

Моряки как профессиональная каста

Многое в моряках непонятно постоянно живущему на суше, и особенно —его легкомысленное отношение к тяжелым трудом зарабатываемым деньгам, далеко не большим; его поведение на берегу и многое-многое другое.
Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.

Вот только несколько из них.

Суеверия и приметы на море — морские приметы на флоте

Суеверия и приметы вплетены в самую глубину человеческого существования. Будь то какая-либо сфера жизни, есть небольшой элемент странного и сверхъестественного убеждения, которое свидетельствует про это. Даже в эпоху, когда информация течет через пространство (а также через космос) без барьеров, аспект приверженности вековому убеждению продолжает показывать, что мы настроены интересоваться и верить тому, что является таинственным.

В таких областях, как морской флот, который, возможно, почти столь же стар, как и само человечество. Вполне естественно, что во времена, когда происходили необъяснимые события, суеверия играли главную роль в объяснении причин их возникновения. Если подумать об этом, то, когда вы находитесь вдали от цивилизации и инклюзивного повседневного общества, порождается система поддержки, способная удовлетворить самые обыденные мысли. Это спорная тема относительно того, существует ли сверхъестественное или нет, но большинство согласится с тем фактом, что существует постоянное присутствие высшей силы, космической или какой угодно, кто бы и как это ни называл. Но насколько всё это правдоподобно?

13 суеверий и примет на море и флоте

1. Женщина на борту — к неудаче. Несмотря на вековую связь моряков с женщинами, это суеверие было главенствующим для мореплавания в течение очень долгого времени. Легенда гласит, что присутствие женщины на борту означает отвлечение и ревность среди моряков. Это отвлекает их от работы и, как следствие, может разозлиться море! Даже в популярной литературе мы читали и слышали о русалках, которые своей красотой завлекают уязвимых моряков в темные уголки океана и в конечном итоге пожирают их или затягивают на дно.

Достаточно забавно, что голые женщины на борту были полностью желанными. Они являлись успокаивающим элементом для моря, именно поэтому на старых кораблях можно увидеть фигуры голых женщин изваяния которых были изображены на носу кораблей. Их обнаженная грудь «приводила штормовые моря в покое», а их открытые глаза приводили моряков в безопасное место. В связи с этим суеверием, если моряки и брали на борт женщину, она как правило, была на палубе. Отсюда и появился термин «сын ружья», так как если моряк не слишком боялся иметь женщину, это было на палубе с оружием, там же было и место для родов. Рождение мальчика на борту было признаком удачи.

2. Церемониальный спуск на воду и присвоение названий. Наименование судов — это церемония, которая происходит после того, как судно было построено, прошло необходимые морские испытания и готово к отплытию. Традиция крестить корабль для удачи и безопасных путешествий восходит к давним временам. Исторические свидетельства показывают, что вавилоняне праздновали спуск корабля еще в 3-м тысячелетии до нашей эры. Говорят, что они практиковали жертвоприношение быка для этой цели! Египтяне, греки и римляне призывали своих богов защитить свои корабли и экипаж. Греки верили в Посейдона, а римляне призывали к себе Нептуна. В 8-м и 11-м веке нашей эры, викинги продолжили традицию, проливая кровь как жертву для умиротворения богов.

3. Неудачные дни для выхода в море. В прошлом пятница считалась неудачным днем ??для открытия морского предприятия и означала, что путешествие будет в конечном итоге неудачным. Говорят, что эта вера возникла из того факта, что Христос был распят в пятницу, и поэтому судно, начинающее путь в этот же день, было бы плохим предзнаменованием. Представьте себе применение этого суеверия к современной навигации! Бизнес будет затруднен, и судовладельцы будут ошеломлены перспективой остановки судна только потому, что это пятница!

Читайте так же:  Примета про две косы

Четверг — плохой день для мореплавания, потому что это день Тора, бога громов и штормов. Первый понедельник апреля — день, когда Каин убил Авеля. Второй понедельник августа — день, когда были разрушены королевства Содом и Гоморра. Все они считались неудачными днями. 31 декабря (день, в который повесился Иуда Искариот).

4. Свист на борту: часто от моряков можно услышать, что если свистеть на борту это может привести к шторму. Считалось, что свист на корабле приводит к «свистящему ветру»! Кроме того, существовало поверье, что хлопки по кораблю могут спровоцировать появление грома, молнии и естественно сопутствующей непогоды.

5. Призрак на корабле и корабли призраки. Каждый моряк также слышал истории о кораблях призраках и паранормальных явлениях, преследующих корабли, особенно после того, как на борту произошло несчастливое событие. Многие считают, что духи тех, кто погиб на кораблях, остаются там надолго. Многие даже рассказывают о своем необычном опыте с призраками и о том, почему они боятся попасть в ту или иную область на корабле. Если на борту произошел ряд несчастных случаев или несчастных случаев, говорят, что судно проклято, и в этом виноваты духи, преследующие судно.

6. На борт нельзя брать бананы. Помимо их кожуры, приводящей к тому, что многие комики спотыкаются и падают, долгое время считалось, что бананы приносят неудачу, особенно на кораблях. В разгар торговой империи между Испанией и Карибским морем в 1700-х годах большинство случаев исчезнувших кораблей в тот момент везли груз бананов и так и не добрались до пунктов назначения. Другое объяснение состоит в том, что бананы, перевозимые на борту судов, быстро ферментируются и выделяют токсичные газы, которые убивают моряков на борту. Стечение обстоятельств? Может быть.

Другая теория предполагает, что из-за того, что бананы так быстро портятся, перевозчикам приходилось гораздо быстрее добираться до места назначения совершая ошибки а рыбаки, таким образом, ничего не ловил, пока на борту были бананы. Еще одна теория гласит, что особый вид ядовитых пауков прятался в гроздьях бананов, и многие члены экипажа погибли от их укусов, подкрепляя суеверие, что бананы на борту судов были плохим предзнаменованием.

7. Запрещенные слова. В море следует строго избегать некоторых слов, чтобы обеспечить безопасное возвращение корабля и экипажа. К ним относятся очевидные, такие как «утопленник» и «прощай». Другая странная теория заключалась в том, что людям на борту не разрешалось произносить слово «удача». Если кто-то говорит вам «удачи», это обязательно приведет к неудаче. Единственный способ отменить проклятие — это взять кровь, поэтому обычно подходил хороший удар в нос. Также считалось к неудаче отправляться в начале промыслового сезона, предварительно не пролив немного крови в драке или несчастном случае.

8. Красное небо ночью. «Красное небо ночью, восторг моряка, красное небо утром, моряк предупреждён», гласит старинная английская пословица в переводе на русский язык. Красный закат указывает на прекрасный день, а красный рассвет — на дождь и плохую погоду.

9. Сопровождающие дельфины и акулы. Моряки всегда боялись приследующей корабль акулы. А вот приследующих судно дельфинов наоборот приветствовали — это считалось очень хорошим знаком и скорому возвращению домой.

10. Пиратский взгляд на суеверия. Мочка уха с серёжкой у матроса означала, что он плавал вокруг света или пересек экватор. Суеверные моряки носили золотые серьги-обручи, потому что считали, что это приносит удачу. Некоторые полагали, что золото обладало магическими целительными свойствами или служило защитным талисманом, который не давал бы утонуть владельцу.

Татуировки тоже считались удачливыми. Петух и свинья часто татуировались на ногах моряков. Считалось, что эти животные будут препятствовать утоплению моряков, показывая им путь к берегу. Ещё моряки наносили татуировки в виде морских звёзд на свои тела, поскольку Полярная звезда давала сигнал о том, что они скоро смогут приблизиться к дому.

11. Не менять название лодки. Изменение названия лодки означало встретить неудачу. Лодки развивают собственную жизнь и даже имеют разум, после того как их называют и крестят. Если переименовывали лодку то обязательно должны были провести церемонию отмены прежних имен.

12. Оплатить свои долги. Моряки, которые не заплатили свои долги, были обвинены в штормах и любых других несчастных событиях, которые происходили на корабле.

13. Избегать встречи с рыжеволосыми. Считалось, что рыжие волосы приносят неудачу кораблю, если вы столкнулись с ними перед посадкой. Однако, если вы заговорите с рыжими до того, как они получат возможность заговорить с вами, вы спасены. Также считалось плохой приметой повстречать человека с плоскостопием и моряки также избегали их перед посадкой на борт.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы не спугнуть вашу удачу этим постом, мы добавили еще одно суеверие.

14. К счастью! Не убивайте альбатросов. Считалось, что морские птицы носят души погибших моряков, и убивать их считается несчастьем. Тем не менее, считается удачей, если вы повстречаете одинокого альбатроса.

Подобно красноречивому предупреждению Бабушки, большинство из этих суеверий — старинные поговорки и пословицы, которые возникли, когда наука и природные явления были в основном не исследованы. Навигация была индивидуальным умением, которым обладали далеко не все и порой использовали это. Однако, как и в случае с любой другой традиционной линией спекуляций, некоторые из этих идей продолжают существовать и следуют очень незначительным образом, в основном лишь как слабое напоминание о романтической эпохе судоходства.

Популярная культура вызвала широкий интерес к этому аспекту мореплавания и мифического подхода к мореплаванию, больше как сказка и меньше как отрасль основной науки и искусства. Будучи моряком, каждый всегда будет знать, что эти суеверия в настоящее время в основном фальшивые, и торговый флот рухнет под бременем такой нелепой логики. Тем не менее, в беседах за обеденным столом, эти смутные убеждения делают разговор веселым и интересным, что-то, что требуется ежедневно в однообразной и тяжелой жизни моряка. Это лишь некоторые из многих морских суеверий. А с какими другими суевериями сталкивались вы в мореходном опыте?

Морские суеверия, традиции и обряды

Кажется, что приметы, связанные с флотом появились одновременно с самым первым кораблем. Пытаясь покорить стихию, люди старались заручиться поддержкой высших сил. Поэтому морские суеверия в большинстве описывает, как приманить попутный ветер или защитить себя от воздействия подводной нечисти.

Читайте так же:  Плющ комнатный приметы и суеверия

Возможность управлять погодой

До изобретения парового двигателя, успех морского путешествия зависел от ветра и силы течения. Каждый капитан мечтал уметь управлять этим атмосферным явлением. В морских суевериях, одним из способов получить желаемое, было научиться свистеть.

Истоки приметы кроются в мифах Древней Греции. Сын Посейдона вызывал шторм, дуя в раковину. На другом конце земли, китайцы тоже применяли аналогичную технологию. Но они считали, что них живут духи, управляющие стихиями.

Моряки использовали более надежные стальные свистки. Они не простые, а заговоренные. Их хранили в шкатулке, рядом с молитвенником. Принцип работы простой – нужно дуть, повернувшись в ту сторону, откуда должен подуть ветер. Чем дольше и интенсивней проводится ритуал, тем сильнее будет бриз.

Примета о семи футов под килем

Перед путешествием, команде желают «Семь футов под килем». Происхождение этой поговорки тоже связано с ветром.

Раньше судам было сложно что-то противопоставить сильному встречному потоку воздуха. А из-за того, что груз был слишком тяжел, корабль застревал на мелководье. Чтобы этого не случалось, толщина воды под судном должна быть не менее 2 м 10см, то есть – семи футов.

Как укрощали ветер

Древние греки перед путешествием по морю брились на лысо. Таким образом они платили дань Борею, богу северных ветров. Финны поступали менее радикально. По их преданиям, достаточно было взять с собой на корабль амулет — веревку с тремя хитрыми узлами.

В Индонезии персонифицировали шквальный ветер, изображая его в виде злой женщины. Чтобы ее усмирить, они раздевались на палубе догола. Считалось, что дама засмущается и отвернется.

Внезапно налетевший шторм отправил на дно не одну сотню кораблей. Чтобы защититься от напасти, китайские моряки делали суденышка из бумаги и пускали их в море для отвлечения внимания. Японцы приносили в жертву рыжего кота. На Средиземном море со стихией договаривались при помощи стакана вина.

Морские суеверия о женщинах

Всем известно утверждение о том, что дамам на судне не место. Есть два объяснения появлению суеверия: мистическое и психологическое.

Согласно первому, в средние века церковь представляла женщину как сосуд для нечистой силы. Пускать на борт черта никто не рвался.

Другое, более рациональное толкование, основано на мужской конкуренции. В длительных морских путешествиях, моряки тосковали по женской ласке. А наличие дамы могло спровоцировать конфликты, драки и даже смерть членов экипажа.

Польза от девушек, если ориентироваться на суеверия, была только на суше. Если перед отплытием любимая прикоснулась к вороту флотской формы, рейд обязательно будет удачный. Выходя из порта команде нельзя смотреть на берег, а провожающим долго наблюдать за отплытием. Жены путешественников строго соблюдают этот обычай.

Другие приметы моряков

Показывать на что-либо пальцем очень неприлично. Детей стараются отучить от этой привычки, а в процессе воспитания хороших манер у юных моряков, имеется и другая мотивация. Считается, что тыкая пальцем в облака можно рассердить богов, а они поднимут бурю или загонят кораблю на мель. Тот корабль, на который показали пальцем во время отплытия, ожидала гибель.

Несмотря на попытку Германа Мелвилла убедить нас в обратном, киты оберегались моряками. Они считались священными животными. А встреча с ними обещала неслыханную удачу, но если рандеву произошло в нетипичном месте – стоило подготовиться к проблемам в пути. Убийство кита могло навлечь беду на всю команду.

Швабра – крайне необходимый предмет не только в плане уборки, но и для проведения магических обрядов. Моряки верил, что для привлечения попутного ветра достаточно прополоскать ее за бортом. Как только примета начинала работать, инвентарь прятали до следующего раза.

Тату и души погибших в море

Татуировки — защитный амулет и знак принадлежности к особой касте одновременно. Сейчас популярны изображение якоря или судна. Но раньше все было куда интереснее.

Рисунок моря олицетворял надежду на возвращение домой. Черная кошка приносила удачу, листочки клевера выручали ирландцев. Но особо популярна была религиозная символика. Матросы делали татуировку креста на всю поверхность спины. Иногда это позволяло избежать наказания плетьми. Кто решиться бить по святому распятию?

Чайки являлись особыми представителями пернатой братии для моряков. Они – души людей, погибших в результате кораблекрушения. Пронзительные истошные крики этих птиц являются мольбой покойных о достойном погребении.

Интересные традиции на флоте

Издревле, мореходы, пред тем как отправиться в путешествие, приносили богам жертвы. У скандинавов обычай требовал окропить нос драккара кровью пленника. Но после появления на северных островах христианства, было принято решение, заменить жертвоприношение поливанием красным вином.

После бурно отгремевшей Французской революции, многие моряки отказались от веры в единого бога. Но примета осталась, и чтобы отойти от ее религиозной подоплеки, вместо вина взяли шампанское. А так как данный напиток достаточно дорогой, корабли не должны были «обидеться».

Команда, впервые пересекающая линию экватора, обязательно должна была искупаться в этот момент в океане. Тем счастливчикам, кто проделывал этот путь, запрещалось плеваться, брить бороду и переносить сапоги, перевесив их через плечо.

Несмотря на то, что носить серьгу в правом ухе – чисто английская традиция, она быстро приобрела статус интернациональной. Получить такой отличительные знак мог только тот, кто обогнул Мыс Горн. Это самая крайняя точка Огненной земли. Там круглый год штормит, поэтому участок считается самым трудным.

Мореход с этим украшением имел право на бесплатный стакан спиртного в любом порту. Но помимо этого, серьга уберегала от профессиональных заболеваний – ревматизма и слепоты.

Тем, кто живет на суше, непонятна страсть мореплавателей к соблюдению условностей и ритуалов. Но если морские суеверия позволяют команде успешно вернуться в родной порт, то почему бы не простить им их слабости. Просто принять на веру все легенды и мифы.

Морские суеверия

Из-за того что профессия моряк сопряжена со множеством опасностей, моряки окружают себя всевозможными суевериями и приметами. Несмотра на достижения современной науки и техники, которые сделали морские путешествия сравнительно безопасными, старинные приметы по-прежнему живут среди моряков.

Читайте так же:  Дохлая кошка во дворе примета

Как известно, у русских моряков самым почитаемым святым считается святой Никола Морской. А знаете, почему? Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «Божья милость дарована вперед», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.

Всем известно, что нехорошо показывать пальцем. В море это просто недопустимо. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо — это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

Особенно уважаемое животное на море – это кит. Существует поверье, что кит приносит счастье. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, тоже сулило грядущие неприятности.

Почитаемым предметом на корабле считалась швабра. Во время штиля, чтобы вызвать ветер необходимо побултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневать богов и не спугнуть ветер. Нечаянное падение швабры за борт – это плохая примета.

Еще считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.

Подкова – тоже важный морской атрибут. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то Удача обязательно поможет вашему кораблю. На мачте флагманского фрегата знаменитого адмирала Нельсона тоже была прибита подкова. Кстати, вешают подковы разными способами. Русские – обычно концами вниз.

Серьга тоже появилась у моряков не случайно. Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.

Еще один древний морской обычая – татуировки. С помощью татуировок моряки пытались снискать расположение морских богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (это символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространена была татуировка — изображение звезды между указательным и большим пальцами рук, и, конечно, религиозные символы. Это позволяло, во-первых, получить покровительство богов, а во-вторых, в случае гибели моряка по татуировке можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.

Почти на всех морях строго соблюдают табу: свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти. Свист раздражает и гневит морских богов.

Чтобы вызвать попутный ветер, моряки заговаривали имена всех ветров, делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.

Как прогнать противный ветер, который вам не по пути или просто холодный и сырой? Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней. это раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно свернет в сторону.

Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда. Большинство моряков не любит выходить в море в пятницу, а также проходить по месту, на котором произошло кораблекрушение, из опасения, что на них нападут духи погибших.

Моряки стараются не ступать на палубу левой ногой. Любопытно отметить, что даже в ВМФ отдают дань древним традициям, ибо число залпов в салюте всегда нечетное.

SEA: Unlimited

Морские приметы

Приметы — народная мудрость тысячелетий…

Если вы увлекаетесь яхтингом и предпочитаете отдых на море проводить на палубе яхты, а не на суше, то стоит обратить внимание на морские приметы моряков. Ведь приметы — не просто суеверия, а накопленный практически опыт, который обобщался с самого зарождения мореходства.
Причем эти приметы сохранялись и передавались будущим морякам частенько в форме стихов, чтобы легче было запомнить.

Если чайки сели в воду,
Жди хорошую погоду.
Если ходят по песку,
Морякам сулят тоску.

Известно, что морские птицы могут улетать за сотни миль от берега, возвращаясь на гнездовья только вечером. Но зато перед штормом многие из них непременно возвращаются к побережью, и это является довольно точным признаком изменения погоды:

Птицы коль к берегу держат свой путь,
Ветер здоровый, поверь, будет дуть!

Яркая, чистая утренняя заря, прозрачный воздух при восходе солнца и бодрящий ветерок предвещают ухудшение погоды. Обычно после такого рассвета небо в первой половине дня покрывается тучами, поднимается сильный ветер, который в средних широтах нередко сопровождается дождем, а зимой снегом:

Небо красно поутру —
Моряку не по нутру.

Безоблачный закат солнца — верный признак хорошей, маловетреной погоды:

Если солнце село в воду —
Жди хорошую погоду.
Если солнце село в тучу —
Берегись, получишь бучу!

По общему виду, форме облаков и характеру их движения также можно судить об ожидаемой погоде:

Коль резок контур облаков,
Ко встрече с штормом будь готов!
Когда ж их контуры легки,
Тогда все ветры далеки…
Если сгрудятся тучи и быстро летят,
Скоро все снасти твои затрещат.
Если ж на клочья начнут они рваться,
Скоро погода начнет улучшаться.

Перистые облака, покрывающие небо белыми линиями, указывают на установившуюся хорошую погоду, слоистые — на тихую погоду, возможно, туманную или мглистую, кучевые — обычные спутники сухой погоды и холодных, но не очень сильных ветров, а дождевые облака всегда сопровождаются теплыми ветрами и сырой погодой:

В виде башен или скал,
Скоро ливнем разразятся
Налетит жестокий шквал.

Высоко разметанные по небу перистые облака или быстро бегущие «барашки» — точный признак приближающихся сильных и холодных ветров. Перистые облака, расположенные на небе лучами, говорят, что ветер будет дуть из точки, от которой эти лучи расходятся:

«Барашки» ль по небу бегут
Иль небо метлами метут,
Будь осторожен: шторма жди
И за барометром следи.

Если шквал начинается с дождя, то он будет непродолжительным, но зато весьма опасным, а если начнется с ветра, «дождь перебьет ветер», и он утихнет:

Читайте так же:  Народные приметы про зеркало

Дождик раньше, ветер вслед —
Жди от шквала всяких бед.
После ветра дождь придет —
Значит, скоро шквал пройдет.

Шло время, в штурманской рубке появился барограф, и морской фольклор откликнутся на это изобретение. Понижение давления, отмечаемое кривой на ленте барографа, влечёт за собой нерезкое ухудшение погоды. Если медленное падение давления меняется более быстрым (кривая барограммы имеет выпуклость вверх), это указывает на смену одной воздушной массы другой, сопровождаемую усилением ветра:

Коль давленье уменьшается,
За кривою наблюдай:
Если кверху выгибается,
Свежих ветров ожидай.
Если ж выпуклостью книзу
Направляется черта,
То погоды лишь капризы,
И не будет ни черта.

Смена быстрого роста давления замедленным (кривая барографа обращена выпуклостью вверх) предвещает приближение центральной части антициклона или отрога высокого давления, сопровождаемого хорошей погодой. Кривая барографа, обращенная выпуклостью вниз при росте давления, характеризует прохождение холодного фронта, который часто сопровождается усилением ветра с порывами и шквалами:

Ну, а вот когда давленье
Начинает возрастать,
То обратное явленье
Можно часто наблюдать:
Вверх кривая выгибается —
К маловетрию, штилям;
Вниз дугою обращается —
Большей частию, к ветрам.

Длительные наблюдения за природой и природными факторами позволили сметливому народу, анализируя те или иные изменения в природе, строить довольно точные прогнозы погоды.
Наблюдения наших предков не утратили актуальности и по сей день.

Как определять по приметам погоду?

По виду солнца, луны и зари
Круги вокруг солнца и луны — приближение циклонической области и, следовательно, осадков и сильного ветра.
Диск солнца или луны при восходе или заходе принимает искривленную форму (имеет вид овала, шапки, гриба) или разделен на части темными полосами — наступление сухой погоды антициклонического характера.
Солнце заходит за густые тучи, которые при этом имеют пурпурную окраску по краям, — ухудшение погоды.
Солнце вначале просвечивает тусклым, размытым диском, а потом перестает быть видимым — ухудшение погоды.
Красная или багрово-красная заря при закате солнца — приближение циклонической области; на другой день можно ждать сильного ветра.
Желтая и желто-розовая заря — сухая и ясная погода. Нежно-розовая заря в виде круга над зашедшим за горизонт солнцем — хорошая устойчивая погода. Если окраска круга становится розово-красной — возможны осадки и усиление ветра.
Золотая заря бывает перед хорошей погодой.

По звездам
Звезды мерцают слабо и отливают зеленоватым блеском — устойчивая хорошая погода.
Мерцание звезд усиливается — приближение циклонической области и, следовательно, дождя и сильного ветра.
Сильное мерцание звезд — к выпадению осадков.

По барометру
Непрерывное падение барометра в течение дня, — признак приближения циклона (чем быстрее и продолжительнее это падение, тем вернее признак).
Если барометр медленно и непрерывно в течение нескольких суток поднимается или остается неподвижным при южных ветрах, — устойчивая ясная погода.
Подъем барометра при свежем ветре — к хорошей погоде.
Быстрое падение барометра в средних и малых широтах — приближается шторм.
При падении давления, если кривая барографе обращена выпуклостью вверх, можно ожидать сильного ветра и ухудшения погоды. Если кривая барографа обращена при падении давления выпуклостью вниз, можно ожидать поворота погоды к лучшему.
Если при повышении давления кривая обращена выпуклостью вверх, можно ожидать ослабления ветра до тихой погоды, если выпуклостью вниз, — усиления ветра.
Кривая волнообразной формы свидетельствует о приближении циклона.
Медленное понижение давления с утра с повышением температуры и абсолютной влажности — возможны осадки, а летом — гроза.

[/stextbox]

По ветру
Если направление ветра с высотой меняется влево, считая от направления наземного ветра, можно ожидать наступления погоды антициклонального характера; если же с высотой направление ветра отходит вправо — циклонического характера.
Резкое ослабление ветра — к смене его направления в ближайшее время.
Ослабление ветра при заходе солнца без его усиления после захода — признак того, что до рассвета ветер не усилится. Если после захода солнца ветер усилился, это служит признаком его дальнейшего усиления.
Ветер к вечеру не ослабевает и меняет направление по солнцу — приближается циклон и ненастье.
К вечеру и на ночь шквалистый ветер сменяется более ровным или ветер стихает совсем — к ухудшению погоды.
Усиление ветра к вечеру — признак продолжительных осадков и приближения шторма.
Появление ветра с противоположной стороны — к ослаблению дождя.
Если с восходом солнца начинает дуть слабый ветер, к 12-15 часам он усиливается, к вечеру ослабевает, а к ночи затихает, — это явные признаки устойчивой хорошей погоды.

По температуре воздуха
Нарушение нормального суточного хода температуры (например, повышение температуры к вечеру или среди ночи) — к ухудшению погоды.
Сильное понижение температуры, сильные холодные ветры с постепенным прояснением неба,- явные признаки перемены погоды к лучшему.

По туманам
Наземный туман, образующийся после захода и рассеивающийся после восхода солнца, — к хорошей погоде.
Наземный туман, рассеивающийся ночью, до восхода солнца, — приближается циклон.
Сплошной туман, образующийся в любое время суток или при наличии среднего по силе ветра, показывает, что наступившая погода продержится не менее 6-8 часов, а иногда и более.
Выпавшая ночью или к утру обильная роса на такелаже, рангоуте и палубе — к хорошей ясной погоде в течение дня с умеренным ветром или штилем.

По видимости
Отдельные предметы видны отчетливо, но не кажутся более близкими, — к хорошей погоде.
Кажущаяся близость отдаленных предметов — к ухудшению погоды и появлению осадков.
Плохая видимость отдаленных предметов — осадки в ближайшее время не ожидаются.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По влажности
При увеличении абсолютной влажности более чем на 2 мм за 6-8 часов можно ожидать обильных осадков на следующий день.
Уменьшение относительной влажности утром и увеличение к вечеру-признак ясной погоды.

Морские суеверия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here